Эрнест-Николай-Иоганн Эрнестович Лисснер(1874—1941) — русский художник, владелец частной художественной студии в Москве. Автор серии картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне.
Живописец, книжный график, плакатист, сценограф, Эрнест-Николай-Иоанн Лисснер в настоящее время более всего известен как автор цикла акварелей, посвященных Смуте и «бунташному» XVII веку. В его произведениях нашли отражение многие значимые события российской истории — от «Начала боя армии И. И. Болотникова с войсками царя В. Шуйского 2 декабря 1606 года под Москвой» и «Изгнания поляков из Кремля Дмитрием Пожарским 22 октября 1612 года» до «Вступления Красной гвардии в Кремль в ноябре 1917 года». Выполненные художником яркие графичные иллюстрации‑размышления использовались в учебниках, сопровождали газетные и журнальные материалы. Новое «открытие» Э. Э. Лисснера — иллюстратора книги произошло в 1980‑х годах, когда типография «Гознак» после восьмидесятилетнего перерыва переиздала две книжки народных русских сказок — «Горе» и «О лисичке‑сестричке и волке». Современные издатели наряду с графикой выдающихся мастеров — Е. Д. Поленовой, . Я. Билибина, Б. В. Зворыкина — включили в число иллюстраций и работы Лисснера. Признание таланта таким образом состоялось; имя художника сейчас, что называется, на слуху, однако до настоящего времени его жизнь и творчество мало изучены.
Лисснер, Эрнест Эрнестович происходил из рода обрусевших австрийских дворян, его отец Эрнст-Константин жил в Москве и торговал чернилами. Рисовать Эрнест начал с юных лет, он был самоучкой и писал в основном для собственного удовольствия. Лишь в 26 лет он решил профессионально заняться живописью и получить соответствующее образование. Поэтому в 1900 году молодой человек поступил в Академию художеств, проучился там восемь лет и был удостоен звания художника за картину «Привет вам, богатыри труда». Вскоре Лисснера увлекли идеи передвижников, ставших своего рода символом русской живописи XIX века. Ведь ни до, ни после этого искусство не было так близко и понятно широким народным массам. Лисснеру было на кого равняться, в рядах передвижников зажглись ярчайшие звёзды русской живописи: В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи и другие. А в 1909 году и сам 35-летний Лисснер стал участником 37-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Хотя идеи передвижников расходились с творческой позицией «мирискусников», к числу которых принадлежал И. Я. Билибин, многие принципы оформления книг, а также создания иллюстраций для них Эрнест Эрнестович почерпнул именно у Ивана Яковлевича и всегда относился к книге как единому живому организму. Поэтому в детских изданиях, оформляемых Лисснером, появлялись нарядные рамки вокруг рисунков, изящные буквицы и причудливые рукописные шрифты. В последующие годы он состоял в разных объединениях мастеров изобразительного искусства, например в обществе художников «Свободное творчество» (1911–1918). Хотя опыт, приобретённый у передвижников, наложил отпечаток на всё его дальнейшее творчество. После революции 1917 года и Гражданской войны Лисснер не прекратил работу и активно участвовал в общественно-художественной жизни первого десятилетия советской власти. В 1920-х годах он входил в состав объединения «Искусство трудящимся» (1925–1928), в группу художников «Крыло» (1926–1928), в Общество художников имени И.Е. Репина (1924–1929). Кроме того, в Москве, в Крестовоздвиженском переулке, в своём доме, Лисснер держал частную художественную студию, где давал уроки желающим заниматься живописью. Также там находилась «Типография Э. Лисснера и Ю. Романа». Лисснер серьёзно интересовался историей, кисти художника принадлежит целая серия картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне . Неудивительно, что его иллюстрации к сказкам всегда детально, объёмно и натуралистично демонстрируют русский быт, а костюмы персонажей, интерьеры помещений, предметы быта выписаны с особой тщательностью. И пусть «книжное» наследие этого талантливого художника не слишком велико, нельзя не признать важность работ Лисснера для развития детской книги. Он оставил яркий след в истории российского книгоиздания, и его иллюстрации по сей день не теряют своего очарования.