Самые чистые русские. Именно так иногда называют липован — староверов, которые живут по обе стороны границы Румынии и Украины (в прошлом на землях Австро-Венгрии). И это, ребята, кажется история одних из первых наших эмигрантов… если можно так выразиться.
Не признав церковных реформ Никона, группа староверов ещё в 17 веке, выдвинулась подальше к Дунаю, в поисках нового дома и для защиты своей веры. Там и осела на добрые уже более чем триста лет. Духовным центром липован стало село Белая Криница (в 1940—1941 годах в связи с тем, что село стало территорией СССР, митрополия была перенесена в Румынию ближе к основной массе верующих).
За все это время липоване (вариантов происхождения этого названия несколько, одно из которых от имени Филиппа — основателя одного из беспоповских согласий, другое от древесины липы, на которой они писали свои иконы) — умудрились сохранить дораскольную веру, обычаи, язык с допетровскими оборотами речи.
Пишут, что несмотря на то, что в годы правления Чаушеску проводилась принудительная ассимиляция, липоване и сегодня разговаривают на русском языке (безусловно, кроме румынского), а службу совершают на церковно-славянском, как и другие старообрядцы. В Румынии по разным подсчётам от 30 до 100 тысяч липован, и действует более 60 старообрядческих храмов. Среди крупнейших населённых пунктов в Румынии с липованским населением такие интересные с точки зрения названий места, такие как: Журиловка , Липовень, Слава-Черкезе (Слава Черкесская), Слава-Русэ.
Пришлось подрезать пару фото из этих мест, посмотрите, как красиво. В одной статье написано, что эти села очень отличаются от традиционных румынских своей чистотой и порядком.
После войны группа липован после трехсотлетнего отсутствия приняла приглашение СССР и вернулась в страну. И в 1947 года они перебрались в Астраханскую область в село Тюменевка, которое опустело после принудительной депортации калмыков. Но подробной информации, как жизнь липован протекала на новом месте я не нашла.