История Успенского мужского монастыря (Паройской пустыни) началась в 17 столетии. Это был единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города и оставивший заметный след в истории, культуре и духовной жизни города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII вв. В начале 18 столетия неподалеку от обители располагались Липецкие железоделательные заводы, основанные Петром I. Этот Российский император неоднократно посещал пустынь и выделял жалование на нужды обители. Благодаря Петру I монастырь благоустраивался и даже процветал, особенно после слияния с двумя другими небольшими обителями, когда к Паройской пустыни был приписан монастырский сад, мельница и луг.
В царствование Екатерины II, проводившей политику сокращения иноческих обителей, Паройская пустынь была закрыта по ее указу в 1764 году. В этот период среди монастырских построек был каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца, построенный в 17 веке, деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», деревянная колокольня, настоятельская и братская кельи. Монастырь находился на берегу Петровского пруда, ныне уже не существующего. В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму г. Липецка. В 19 веке несколько благочестивых и состоятельных жителей города Липецка подали прошение о восстановлении мужской монашеской обители, но не получили такого разрешения.
К началу 20 века храмовая библиотека насчитывала 140 томов. Среди редких богослужебных книг выделялось Евангелие 1694 года в переплете из синего бархата и серебра. К наиболее чтимым святыням храма относились чудотворные иконы Параскевы Пятницы и икона Божией Матери «Донская», а также древний кипарисовый крест с частицами мощей преподобной Евфросинии. Особо же почиталась верующими икона Божией Матери «Живоносный Источник». Известны многие случаи, когда по молитвам у чудотворного образа совершались чудеса исцеления от разных недугов.
Во время ремонта в 1910 году сделана интересная находка – обнаружен подземный ход, о котором существует много легенд. У стен Успенского храма находился старейший в городе некрополь семнадцатого века. Благочестивые прихожане храма снова заговорили о возрождении обители. Но сразу вопрос о восстановлении монастыря не был решен, а через несколько лет свершилась революция, круто изменившая всю ситуацию в стране. До осени 1936 года в Успенском храме продолжалась служба. В 1938 году по акту санитарной инспекции «во избежание загрязнения источников водоснабжения» храм был закрыт официально и окончательно. С этого момента началось его разрушение. Благодаря усилиям местных краеведов, их статьям в местной прессе, книгам, письмам, многочисленным выступлениям удалось сохранить для потомков липецкую святыню. После реставрации в конце 1980-х годов в храме размещался музей металла. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения.
В 1996 году храм передан Русской Православной церкви и были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году постановлением Священного Синода принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря.
Сегодня в историческом центре города Липецка восстанавливается Свято-Успенский мужской монастырь и возрождается из забвения его славная история. Теперь, когда Древне-Успенский храм снова стал монастырским, удивительный уголок старого Липецка и его святыни обрели новую жизнь. Восстановлены и вновь освящены архиерейским чином центральный престол и Никольский придел Успенского храма, продолжается роспись стен. 28.08.2004 года был освящен закладной камень будущего братского монастырского корпуса с домовым храмом во имя сщмч. Уара, первого епископа Липецкого. http://svyato.info/new/172-svjato-uspenskijj-eparkhialnyjj-muzhskojj-monastyr.html
История Успенского мужского монастыря (Паройской пустыни) началась в 17 столетии. Это был единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города и оставивший заметный след в истории, культуре и духовной жизни города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII вв. Во время ремонта в 1910 году сделана интересная находка – обнаружен подземный ход, о котором существует много легенд.
В 1938 году по акту санитарной инспекции «во избежание загрязнения источников водоснабжения» храм был закрыт. С этого момента началось его разрушение. Благодаря усилиям местных краеведов, их статьям в местной прессе, книгам, письмам, многочисленным выступлениям удалось сохранить для потомков липецкую святыню. После реставрации в конце 1980-х годов в храме размещался музей металла. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения.
В 1996 году храм передан Русской Православной церкви и были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году постановлением Священного Синода принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря.
Сегодня в историческом центре города Липецка восстанавливается Свято-Успенский мужской монастырь и возрождается из забвения его славная история.
https://agentika.com/ru/encyclopedia/
На северо-восточной окраине города Липецка, над берегом пруда Петра Великого, на склоне горы, почти у её подошвы, стоит древний по виду, небольшой по размерам, каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца. На северо-восток и на юго-восток от этого храма, в ту и другую сторону, по подножию горы, по самому берегу пруда, тянется пригородная слобода «Монастырка». На севере и северо-западе от этого храма, по горе, раскинулись сады частных владельцев города Липецка и почти прямо против алтарной стены храма «Верхний парк» Липецких минеральных вод; а ниже храма с восточной стороны, у самого подножия горы, пруд Петра Великого. — Таково местоположение Древне-Успенской церкви города Липецка. Храм этот необыкновенный, в настоящее время приходской. По данным архивных источников и исследованиям любителей старины, установлено, что Древне-Успенская церковь — это храм, оставшийся от бывшей Паройской пустыни.
В «Историческом, географическом и экономическом описании Воронежской губернии» Е. Болховитинова сказано следующее: «пустынь Липецкая находилась в Тамбовском наместничестве близ города Липецка, в горе, над озером. Уничтожена с прочими в 1765 году. Осталась в ней каменная церковь с храмом Живоносного Источника и св. Николая. Ныне она уже сделана приходскою церковью близ живущих к ней поселян» (Изд. 1800 г. стр. 190). Исследователь Зверинский в изданной им книге: «Материалы для историко-топографического исследования о монастырях в Российской империи» сообщает, что «Успенская Паройская или Пройкова-Липецкая пустынь, ныне церковь Успения в селе Студенки, Тамбовской губернии, Липецкого уезда, располагается в 1 версте к северо-востоку от Липецка». В церковном архиве, а также у историографов сведений по более ранней истории и времени построения пустыни, нет никаких.
Некоторые историографы, среди которых можно выделить о. Хитрова, составителя «Историко-статистического описания Тамбовской епархии» и г. Зверинского, собирателя и издателя «Материалов о православных монастырях в Российской империи», указывают, что основание Паройской пустыни относят к началу ХVIII века, не указывая между прочим источников, откуда они заимствовали такие сведения. У первого читаем: «Прославленный пребыванием Великого Монарха Липецк в то-же время прославлен чудесным явлением иконы Божией Матери при источнике, который доселе вытекает из подошвы высокой горы, омываемой рекой Липовкой. Вследствие этого события, в первых годах 18 столетия основана Паройская пустынь под этой горою, за городом, на берегу Липовки (не на берегу Липовки, а над прудом Петра Великого), быть может, по повелению самого царя. А второй (г. Зверинский), пользовавшийся книгою первого (о. Хитрова) и цитирующий её как источник, говорит по сему вопросу так: «основана на месте явления иконы Божией Матери в 1701 году, вероятно императором Петром I, который посетил эту местность в 1700 году и пользовался здесь минеральными водами».
Следуя за о. Хитровым, составитель клировой ведомости о Древне-Успенской церкви, бывшей Паройской пустыни, занёс в клировую ведомость за 1881 год такие сведения: «Церковь сия устроена в каком году и кем, по неимению документов, не известно. Но, принимая во внимание: 1) современное основание Петром Великим в Липецке литейного пушечного завода, в 1700 году чудесное явление иконы Божией Матери на источнике, над которым вследствие этого события, быть может, по повелению самого царя, и устроена настоящая церковь, с учреждением при ней мужской Паройской пустыни, и 2) св. антиминс, бывший в придельном храме во имя св. Николая Чудотворца, освящённый в 1701 году Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским), при существовании уже оной пустыни (протоиерей Хитров. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», стр. 55 и 285), можно положительно относить построение её или к 1700 или 1701 году». То-же самое известие о начале храма Древне-Успенского с буквальною точностью повторяет и церковный летописец на обороте первого листа «Летописи Древне-Успенской церкви, — бывшей Паройской пустыни города Липецка Тамбовской епархии».
Многие липецкие старожилы и старики-крестьне села Студёнки о Древне-Успенской церкви и обители, высказывали следующее дополнение: «Здесь монастырь был; были и монахи, немного; а как построил царь Петр завод, они и ушли». Значит, пустынь существовала до Петра I, а со времени возниконовения производства, начался её упадок: зародилась шумная заводская жизнь; нарушен был покой иноков-отшельников, и они стали оставлять свою пустынь, уходя в другие укромные уголки. Большинство историков делают следующий вывод: монастырь Петром I упразднён не был; но и отношение его к древней пустыни едва ли было иным, кроме индифферентного. А некоторое стеснение всё-таки для насельников пустыни пожалуй он и сделал.
Место на востоке от монастыря, где в настоящее время пруд Петра Великого, представляло равнину и, как говорят старожилы, тут был луг, на котором монахи для своих потребностей косили траву. С устройством же пруда, они лишились этого угодья. Императорское Российское археологическое общество в отношении на имя Тамбовской духовной консистории, выраженном в указе оной консистории от 23 июля 1881 года, за №5825, относит Древне-Успенскую церковь к числу памятников первой половины ХVII века; но на каком основании составлено такое заключение об этом памятнике старины, ни слова не говорится в источниках, откуда заимствуется эта информация. В 1724 году к Паройской пустыни были приписаны монастыри Красногорский Спасский, что в Романовской слободе и Успенский в Епифани. Год упразднения описываемой Паройской пустыни, по исследованиям Зверинского, арх. Амвросия и церковной летописи — 1764 год, а по Географическому словарю Максимовича и Щекатова — 1765 год. Последнее, кажется, более актуальным.
Доклад духовной комиссии о церковных имениях был утверждён императрицею Екатериною II 26 февраля 1764 года. По этому докладу монастыри, имевшие крестьян и, следовательно, имевшие право получать за них денежное вознаграждение в постоянном денежном окладе, вошли в число штатных; не имевшие крестьян оставлены были на прежних средствах существования, а прочие были упразднены или обращены в приходские церкви. Только исчисление монастырских крестьян, как замечает историк Соловьёв в своём труде: «Истрия России с древнейших времён». Кн №VI, стр. 25-26, Малороссии, Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерний, было позже. Здесь стоит подчеркнуть, что Паройская пустынь в те времена принадлежала к Воронежской губернии. За неимением при Паройской пустыни ни крестьян, ни угодий, была упразднена с переводом братии в Тамбовский Казанский монастырь, а монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца был приписан к селу Студенкам Липецкого уезда.
Приписной к селу Студёнкам Древне-Успенская церковь была до 17 ноября 1869 года, с 1869 года до 1875 года была приписною к городскому Христорождественскому кафедральному собору, а с 23 июня 1875 года, по определению Святейшего Синода, сделана самостоятельною, бесприходною. с отдельным при ней причтом из двух лиц, — настоятеля и псаломщика. Первоначальными средствами содержания причта, при открытии самостоятельного штата священнослужителей при Древне-Успенской церкви, должны были служить проценты с пожертвованного капитала в 6134 рубля 50 копеек и земля в количестве 45 десятин. В последующее время обеспечением причта служили проценты с капитала в 4050 рублей и земля в количестве 90 десятин. Кроме того, имелся и дом для квартир священника и псаломщика.
Особо чтимой святыней Древне-Успенского храма была икона Божией Матери «Живоносный Источник». Перед этой иконой совершались молебны, от этого образа многие получали исцеления. Эту же икону городские жители брали в свои дома для совершения перед нею молебных пений. На севере от храма, на склоне горы, выше храма, находилась деревянная колокольня (не сохранившаяся до наших дней). Между колокольней и храмом — надгробные памятники с плохо сохранившимися надписями и без них.
На востоке от храма, под горою, на уровне с прудом Петра Великого, находится тот самый источник, при котором, по преданию, явилась икона Божией Матери «Живоносный Источник», находящаяся в описываемое время (до революции 1917 г. — примечание автора) в Древне-Успенской церкви, за правым клиросом. Над источником была выстроена красивая деревянная, на каменном фундаменте часовня, новейшей постройки. Таким были Паронойская пустынь и сохранившийся до наших дней Древне-Успенский храм с начала основания и до прихода к власти большевиков.
Из книги (репринт): «Древне-Успенская церковь въ г. Липецке (бывшая Паройская пустынь). Историческая записка, составленная Ив. Нарциссовымъ. — Липецк, типографiя В. Н. Вилковой, Дворян.ул., соб. д., 1906