Липецк. Кафедральный собор Рождества Христова.

Христорождественский кафедральный собор — православный храм, расположенный на центральной площади города Липецка — Соборной. Архитектор — Томмазо Адолини. Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году.

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году. После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин.

Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.

Объемно-пространственная композиция храма строится по принципу восьмерик на четверике, с примыкающими к нему трапезной и низкой полукруглой апсидой. Северный и южный фасады храмовой части поделены на три прясла вытянутыми плоскими пилястрами, которые завершаются килевидными закомарами. Восьмигранный высокий подкупольный барабан, где широкие грани чередуются с узкими, прорезан вытянутыми окнами и завершается восьмигранной главкой. Колокольня увенчана высоким восьмигранным шпилем. Ее нижний четырехгранный ярус держит второй, восьмигранный, с гранями разной ширины. Плоскости широких граней прорезаны большими проемами звона. Вытянутые, устремленные вверх формы храма придают его довольно крупному объему легкость и стройность. Здание Христорождественского храма типично для второй половине XIX века, его архитектурный декор выполнен с использованием барочных, классических и древнерусских элементов.

Христорождественская соборная церковь города Липецка каменная, теплая, построена 100 лет тому назад на средства прихожан. Престолов пять: в настоящей три — Рождества Христова, Успения Божией Матери и св. Николая Чудотворца и в трапезной два – Воздвижения Креста Господня и Смоленской иконы Божией Матери. Имеется местно-чтимая чудотворная икона Божией Матери «Страстная», с которой ежегодно 28 июля совершается крестный ход вокруг города, в память избавления от холеры. Под левым крестообразием церкви имеется могила чтимого жителя города и уезда протоиерея церкви Липецкого духовного училища Иоанна Рождественского, над которой ежедневно служатся по просьбам его почитателей панихиды.
Дворов 483, душ муж. пола 1394, жен. пола 1549, великороссы, торговцы. В приходе — слобода Липецкая, 178 дворов, от церкви в 1 версте, земледельцы и биржевые извозчики, надел у крестьян по 3 десятины на душу, кроме леса.
Школа церковно-приходская, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1780 г.
Штат: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. У причта 34 десятины полевой земли в одном месте, от церкви в 6 верстах. Общая доходность причтовой земли 340 руб. в год. Причтового капитала 10000 руб., церковного капитала 3700 руб. Дома у причта собственные, у просфорни — церковный.
А. Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Липецкий уезд стр. 433.

Среди липецких храмов Христорождественский собор — самый представительный. А вырос он на месте одноимённого деревянного храма, основанного ещё тогда, когда Липецк был селом Малые Студёнки Липские. В селе была церковь в честь Рождества Христова — разумеется, деревянная. Её наследником и является нынешний красавец-собор. Первая церковь предстаёт из Писцовых книг 1627-1628 годов очень скромной: «древяна клецки… а в церкви Божие Милосердие образа и книги и колокола и всякое церковное строение мирское». Село, как и вся территория современной Липецкой области, относилось в ХVII веке к древней Рязанской митрополии, затем, после учреждения в 1682 году Воронежской епархии, перешло в ведение воронежских архиреев, а с 1799 года управлялось (впрочем, тогда уже села Студёнки не было, а был город Липецк) тамбовскими владыками. В 1703 году, который ныне считается годом рождения Липецка, в Студёнках началось, согласно указу Петра I, строительство железоделательного завода, в котором Россия, ведшая войну, испытывала острую необходимость. Христорождественский храм к тому времени изрядно обветшал, и его заменили новым — тоже деревянным. В закладке храма, как гласит местная легенда, принял участие сам царь Пётр. Вскоре неподалёку от исторического ядра села, в заводской слободе, выстроили ещё одну церковь — во имя Димитрия Солунского.
В 1779 году императрица Екатерина Алексеевна, объединив село и слободу, повелела им быть уездным городом Тамбовского наместничества — Липецком. Храм всё ещё оставался деревянным. Его каменная история начинается только в 1791 году. Вплоть до середины ХХ века на хорах Христорождественского собора сохранялась надпись: «Сей храм Бог Отец созда, Сын утверди. Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Виликия Государыни Нашея Императрицы Екатерины Алексеевны, Благословением же Святейшего Правительствующего Синода и Преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского, храм сей во имя Рождества Христова созижден в 1791 году октября 20 дня, а освящен 1807 года мая 25 дня при благословенном Государе Императоре Александре I». Как видим, «основательным» годом здесь назван 1791-й. Между тем документы, сохранившиеся в архивах, дают другую дату — 1797 год. Именно под ним храм упомянут как «вновь зачетая нынешним летом немалой обширности церковь». И именно 1797 год фигурирует в клировой ведомости. Говорят, что в надпись на хорах, неоднократно подвергавшуюся поновлениям, могла вкрасться ошибка. Семёрку перепутали с единицой. Но как быть с тем, что в 1797 году Екатерина II уже ничего не могла «повелеть», скончавшись годом ранее? Преосвященный Иннокентий тоже к тому времени уже умер (в 1794 году), так что и он благословить постройку не мог. Единственное предположение, которое, не грешит излишними натяжками, заключается в том, что в 1791 году строительство Рождественского собора было действительно «повелено и благословлено», но началось, в силу различных обстоятельств, лишь спустя шесть лет.
В 1804 году в Липецке побывал князь Н. М. Кугушев, оставив восторженное высказывание о строящемся соборе. Восторгаясь, Кугушев упоминает о том, что собор строился «суммою доброхотных дателей» и «старанием» Петра Лукича Вельяминова по плану «одного италианца». А тем «итальянцем» оказался архитектор Томмазо Адамини. В других источниках, современных постройке церкви, в качестве храмоздателя указывается Н. И. Лодыгин. Он приходился Вельяминову шурином и, натурально, мог быть вовлечён в затеянную родственником постройку. А поскольку Вельяминов умер в 1805 году, ещё до освящения храма, то Лодыгину пришлось принять на себя хлопоты по окончательной его отделке. Вторым «претендентом» на роль строителя липецкого собора является наш небезизвестный палладианец Н. А. Львов.
Есть множество оснований считать именно его автором проекта Христорождественского собора. Во-первых, он водил дружбу с Вельяминовым и в его усадьбе Ивановское под Липецком, он возвёл храм с колокольней-маяком, прототип которой возвышается ныне в селе Арпачёво под Торжком. Такая же колокольня была изображена и на проекте, найденном Александром Бенуа в архиве семейства Адамини. Это говорит о том, что первоначально в проекте фигурировала такая же львовская колокольня-маяк. Впоследствии от столь необычной постройки решили — возможно, под нажимом церковных властей — отказаться. Но факт остаётся фактом: в проекте она присутствовала. Возможно предположить, что Львов спроектировал не только «куриозную» колокольню, но и сам липецкий собор. Строительство основной части Христорождественского храма (без трапезной) завершилось в общих чертах уже в 1803 году. Но вскоре случился пожар, от которого новопостроенное (и ещё не освящённое) здание сильно пострадало. Исправление повреждений, нанесённых огнём, заняло около двух лет и потребовало новых вложений. Впрочем, желающих поучаствовать деньгами в столь благородном деле хватало. в особенности много средств вложил местный помещик Н. Я. Зацепин. И вот, в 1805 году совершилось, наконец, освящение северного престола во имя святителя Николая. Однако работы предстояло много. В храме уже шли регулярные богослужения, а в это время продолжалась роспись стен и сборка центрального иконостаса. Образа для него писал Т. Ф. Дурнов, выпускник Академии Художеств. Как предполагается, Дурнов руководил и росписью настенных фресок. Важнейший этап строительной эпопеи завершился в 1807 году освящением главного престола Христорождественского храма. И с этого момента к нему перешли от Вознесенской церкви функции городского собора.
В 1822 году решено было строить соборную колокольню. Тамбовская консистория выдала «шнурозапечатанную» книгу для сбора доброхотных пожертвований (в которых недостатка не было благодаря всё той же курортной публике), и дело пошло. Не так быстро, впрочем, как бы того хотелось липчанам, но поскольку здание предполагалось величественным, значительной высоты, приходилось терпеть долгострой. На плане 1833 года колокольня показана ещё недостроенной, но уже к 1835 году строительство завершилось. Ансамбль, казалось бы, оформился. Великолепный храм с обширным куполом и портиками и строгая, классических очертаний отдельностоящая колокольня. Такой Соборная площадь запечатлена на рисунке В. А. Жуковского, сопрвождавшего в 1837 году своего воспитанника, цесаревича Александра Николаевича, в его образовательном путешествии по стране. В Липецке «поезд» наследника останавливался 5 июля, и Жуковский успел зарисовать главную достопримечательность города.
В 1838 году губернский архитектор Шубков составил проект тёплой трапезной, которая должна была соединить собор с колокольней. Проект прошёл несколько согласованных этапов. Сначала его смотрел и одобрил тамбовский архирей, затем — Святейший Синод, после чего он поступил на рассмотрение в Комиссию проектов и смет Совета путей сообщения и публичных зданий Министерства внутренних дел, которая и вынесла окончательный вердикт: «Комиссия находит, что как трапезу сию предположено устроить между существующими церковью и колокольней, не изменяя вида сих последних, то проект оной, как приноровленный к стилю церкви и колокольни, Комиссиею допущен быть может». И вот, в 1839 году строительство было дозволено. Видимо, в Липецке в этом и не сомневались, поскольку загодя начали подготавливать кирпич и строительную площадку. Благодаря такой расторопности основные работы удалось завершить за один сезон. На другой год осталась только отделка. Но всё-таки «начисто», с золочением иконостасов, трапезную обустроили лишь к 1848 году, хотя уже в 1841 году был освящён (в честь Смоленской иконы Божией Матери) северный придел, а в 1842 году — южный, Крестовоздвиженский. К моменту, когда строительство собора завершилось, его приход насчитывал почти триста пятьдесят дворов с тремя тысячами прихожан обоего пола, из них около пятидесяти человек дворян. Интерьер собора, по отзывам современников, приводимым, в частности, в изданной десять лет назад книге «Храмы и монастыри Липецкой епархии», был великолепен, но в своём роде напоминая «картинную галерею с картинами духовного содержания: на стенах развешаны картины в массивных золоченых рамах. Эти картины принадлежат кисти более или менее известных художников итальянской школы и некоторые из них замечательно хороши. Большинство картин — дар помещиков, многие вывезены из Италии». Внушает уважение и перечисление соборной утвари: 5 серебряных потиров, столько же (и тоже серебряных) дарохранительниц, прочие предметы, употребляемые при богослужении, также сплошь из серебра (к моменту изъятия из собора ценностей серебряной утвари было ещё больше).
В 1902 году весь соборный храм стал тёплым благодаря устройству парового отопления. Не чуждались соборяне и иных технических новшеств, устроив электрическое освещение (на 800 лампочек) и водопровод. При соборе имелась библиотека, за богослужениями пел прекрасный хор, действовала церковноприходская школа. Через пять лет, после прихода к власти большевиков, у собора решено было изъять ценности. Грабить начали, в соответствии с указаниями «сверху», в 1922 году. 14 марта Липецкий исполком постановил «приступить к изъятию» церковных ценностей, причём предполагалось начать именно с Христорождественского собора «как наиболее богатого». Верующие, не желая такого развития событий, собрались в храме (всего около двухсот человек). Слыша от двух сотен серьёзно настроенных людей в свой адрес: «Антихристы, грабители!» — члены комиссии сочли за лучшее послать за солдатами, и протестовавших силой удалили из собора. Общий вес изъятого за весну соборного серебра (изымали в несколько этапов) приближался к десяти пудам. Следом за грабителями пришли обновленцы, но прихожане, сплотившись, отбивали все их атаки. В течение обновленческого натиска власти несколько раз арестовывали настоятеля собора о. Александра.
Начиная с 1925 года власти искали поводы к закрытию Христорождественского собора. Пытались обвинить общину в недолжном содержании здания, но из этого ничего не вышло: собор поддерживался в идеальном порядке. Налоговую плату, постоянно повышавшуюся, тоже удавалось с Божьей помощью, вносить в срок. В 1930 году с липецких колоколен сняли колокола. В 1931 году, после столь серьёзной артподготовки, Липецкий облсовет постановил закрыть «без лишнего формализма» (документальная формулировка) собор Рождества Христова и передать его под жилплощадь для рабочих «Липецкстроя». Прихожане ещё пытались бороться. Писали Калинину. Но тот лишь возбудил в них напрасные надежды: «Собор никто не имеет права отобрать до окончательного решения президиума ВЦИКа». Кто бы сомневался в его окончательном решении… В конце марта 1932 года собор закрыли, при этом вывезя из него всё имущество и документы. Верующим удалось спасти лишь несколько икон. А жильё для рабочих в соборе так и не сделали. Посчитали и решили, что дорого. Придумали, что будет здесь театр. Но в итоге вместо театра в основном здании устроили склад овощей, а в трапезной — краеведческий музей. Несколько десятилетий в стенах Христорождественского собора пребывал краеведческий музей. В 1989 году он представил выставку «Липецк на старых фотографиях». И, что в некотором смысле символично, это была последняя выставка, развёрнутая сотрудниками музея в соборе. 20 сентября 1991 года президиум Липецкого областного совета народных депутатов принял, в ответ на обращение липчан, решение о передаче собора Церкви, а 2 ноября он уже был освящён. С того времени богослужения в храме не прекращались.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №102, 2014 г.

А. В. Чекмарёв в статье «Постройки Н. А. Львова и его круга в провинции: говые открытия» (опубликована в сборнике «Архитектурное наследство» в 2009 году), говоря о липецком соборе, отмечает: «Если мысленно очистить собор от поздних дополнений, с деятельностью Львова уже никак не связанных (имеются в виду колокольня и трапезная), мы увидим компактный центрический объём, крестообразный в плане, со скруглённой апсидой, завершённый грузным четвериком с термальными окнами на всех сторонах и классической полусферой купола. Не углубляясь в детальный анализ архитектурных черт… отмечу, что в облике собора собраны практически все излюбленные Львовым приёмы — от объёмно-планировочных до элементов фасадного убранства и отделки интерьера. По композиции здание ближе всего к церкви в усадьбе Прямухино Бакуниных, давно и прочно (хотя и без документальных подтверждений) связываемой с Львовым. Нельзя не заметить и сходства с львовским проектом церкви для Выборга, иной в планировочном отношении, но с тем же решением верха». Далее он говорит: «Рождественский собор, возможно, вследствие удешевления проекта не получил привычные для храмов этого типа колонные портики по сторонам. Но отказ от них был умело обыгран введением выступающих вперёд ризалитов с врезанной лоджией, фланкированной в углах одиночными колоннами. Этот приём служит ещё одним подтверждением работы большого мастера и снова находит параллели в наследии Львова». Важно отметить также, что судя по рисунку Жуковского, один портик — настоящий шестиколонный портик — собор всё-таки имел. Он оформлял западный фасад и был утрачен вследствие пристройки трапезной. Сильно выступающая алтарная часть собора имеет общее оформление с основной частью — полуциркульные окна (такие же, как у храма в Прямухине) и крупные розетки, которые присутствуют и в других проектах Львова. Первые часы на пятом ярусе соборной колокольне установили ещё в 1850-е годы. В 1970 году сделали новые часы — электрические, с четырьмя циферблатами. В 1980 году на колокольне произошёл пожар, часы сгорели, но спустя несколько месяцев были восстановлены.
Говоря о решении внутреннего пространства Христорождественского собора, А. В. Чекмарёв пишет, что оно «также имеет все типично львовские особенности. Четыре пилона декорированы парами ионических колонн, над которыми по периметру проведён антаблемент, обрамляющий центральное восьмигранное пространство. Оригинально вполне в духе Львова осуществлена идея двух куполов, словно вырастающих один из другого. Начинающийся парусами от пилонов нижний купол быстро прерывается галереей-обходом, красиво скругляющей гранёные очертания основного помещения. А над галереей на невидимом основании парит основной купол, залитый светом термальных окон, чьи арки вторят очертаниями парусов. Снова следует констатировать почерк крупного мастера, смело работающего с пространством». Что касается деталей интерьера, из которых, собственно, и складывается цельный объём, то несомненно раньше они были более органичны. Теперешний фарфоровый иконостас хотя и хорош сам по себе, но не отвечает строгому пространственному «палладианству», заданному архитектором. Иконостасы трапезных с иконами в «древнерусском» стиле (нового письма) также не имеют эстетических сил подкрепить впечатление, создаваемое классической внешностью собора. Прежде главный иконостас был низким и, судя по всему, имел ампирные черты.
Собор имеет пять престолов, главный — в честь Рождества Христова, придельные — во имя прп. Серафима Саровского, свт. Николая архиепископа Мир Ликийских, Смоленской иконы Божией Матери и Воздвижения Креста Господня. Как и всякий другой город, Липецк имел свои святыни. Одна из них, икона Божией Матери «Страстная», с самой постройки Христорождественского собора находилась в нём, а до того, в продолжение некоторого времени, в деревянном храме. Как бы ни было, именно через этот образ Пресвятая Богородица явила Свою милость липчанам в холерном 1831 году. Причём и раньше от иконы совершались чудотворения. С 1833 года был установлен крестный ход с иконой Божией Матери «Страстная», совершавшийся 28 июля (по старому стилю) в день, когда чествуется другой почитаемый образ Царицы Небесной — Смоленский. В 1922 году серебряную ризу с драгоценными камнями изъяли, но сам образ прихожанам удалось спасти. Долгое время он находился в Никольской церкви села Двуречка (Грязинский район), оставшейся открытой, за исключением краткого периода в 1930-1940-е годы. Когда Христорожественский собор передали Церкви и отреставрировали, двуреченцы вернули святыню в Липецк.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №102, 2014 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?