На территории древнего села Ликурга нынешнего Буйского района есть интересный исторический памятник – Троицкая церковь. Впервые волость Ликурга упоминается в грамотах 1428 года, более ранние грамоты не сохранились. В дальнейшем название этой волости не раз встречается в грамотах, связанных с феодальной войной, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах. В 1505 году Ликургская волость числилась в Костромском уезде и простиралась почти до Галичского озера. Из рек, протекающих по территории Ликурги , упоминаются Векса, Ноля, Касть, Гарница, Шача, Юрменка, Коломша. В течение 15 и 16 веков костромские волости не раз подвергались набегам казанских татар с целью грабежа и захвата пленных. В 1536 году Ликургская волость вместе с другими волостями: Корегой, Залесьем, Железным Борком била челом великому князю Ивану Васильевичу Грозному, чтобы государь велел поставить город для того, что «там волостей много, а от городов далеко». Вследствие этой челобитной, в 1536 году матерью царя Еленой было положено основание городу Бую, сделавшемуся оплотом для защиты этой стороны от частых набегов казанских татар, которые по рекам Костроме и Вексе доходили до Галича и разоряли прибрежные волости. Центром волости был погост Ликурга , а вблизи — село Троицкое (Григорьевское). На территории волости имелось множество церквей, но главной считалась Троицкая церковь в Ликурге . В XVII и начале XVIII века Ликурга принадлежала роду бояр Готовцевых, и центр состоял из двух сел (двух приходов) — Ликурга Троица и Ликурга Рождество. Уже в начале XVII века церкви в Ликурге считались крупными и относились к двурядным, имели патриаршие несудимые грамоты, предоставляющие им ряд льгот, за что они платили двойную дань непосредственно в патриаршую казну в Москве.
Каменная Троицкая церковь построена вместо деревянной в 1685 году местным помещиком стольником Семеном Васильевичем Готовцевым. Церковь одноэтажная, построена в виде разностороннего креста. Своды в храме конические, в приделах в виде круговой дуги. Алтарь с одним полукружьем отделяется от храма каменной стеной с тремя пролетами. Два придела: правый во имя Рождества Христова, левый — во имя Казанской иконы Божьей Матери. Приделы расположены параллельно Главному алтарю и соединены галереями с главным храмом. Крыша на четыре ската. На церкви 8 глав, одна на середине храма, 4 по углам и 3 на алтарях. Иконостас в 5 ярусов с колоннами и резьбой, помещенной на светло — желтом фоне. Резьба изображает виноградные лозы. В 1833 году оба придела и трапеза главного храма сделаны теплыми.
Рядом с Троицкой находится Архангельская церковь, построена также С.В.Готовцевым в 1685 году. Церковь каменная, одноэтажная, в основании квадратная. Свод конический. Алтарь в одно полукружие с тремя окнами. Для более наглядного выражения идеи о храме, как лестницы к восхождению на небо, по стенам храма от края иконостаса, под окнами были устроены изображения херувимов на досках. В церкви два придела: южный — во имя святителя Николая, северный — во имя св. пророка Ильи. Стены выложены из тяжеловесного кирпича (25 и 28 фунтов). У церкви одна глава. Колокольня построена в 30-х годах XIX века в виде четырехгранной башни. На ней было 5 колоколов. Церкви обнесены каменной оградой. В ограде 7 небольших башен, из которых угловые круглые, а средние — четырехугольные. На западной стороне ограды устроены святые врата в виде часовни, разделенной воротной аркой на две половины, в каждой половине в особых помещениях располагались иконы.
Вблизи алтаря Троицкой церкви расположено отдельное каменное здание, которое является родовой усыпальницей Готовцевых. Здесь находится 12 гробниц, где похоронены стольник С.В. Готовцев, его сын А.С. Готовцев, «павший в бою под Полтавой», и тут же плита с надписью: «1661 год июля в 27 день преставилася раба Божия схимница Ефтимия Петровна – мать Григорьевича Голенищева-Кутузова». Это потомок костромской ветви Голенищевых-Кутузовых. Существование на сельском кладбище двух монашеских могил дает предположение, что в начале ХУII века это был монастырь сначала мужской, а потом девичий. После междоусобной войны Москвы с Галичем, когда победила Москва, волость была у московского великого князя Василия Васильевича Тёмного, который Ликургскую волость дал московскому митрополиту. При каких обстоятельствах это великокняжеское имение перешло в собственность частных лиц неизвестно. После смерти Семена Васильевича Готовцева имение перешло в род Нарышкиных, которое принадлежало до 1917 года. В середине 18 века деревни перешли к Нарышкиным, в том числе к отцу декабриста М.П. Нарышкину, который женился на Евдокии Михайловне Готовцевой, и деревни были даны за ней в приданое.
В тридцатые годы ХХ столетия, годы борьбы с религией, репрессируются церковнослужители, церкви закрываются и варварски разрушаются. Не миновала эта участь и храмы в Ликурге…
В 1975 году было принято решение о реставрации Троицкой и Архангельской церквей. Через год восстановление началось, но из-за недостатка средств вскоре прекратилось. Однако в конце 90-х годов совершилось событие, в реальность которого совсем недавно ещё невозможно было поверить: был произведён внутренний ремонт небольшого придела при Троицкой церкви, и в определённые дни здесь теперь совершаются службы. По материалам творческой работы «История села Ликурга» (автор Щёголева В.) с сайта www.koipkro.kostroma.ru
Троицкая с. Троицкое, что в Ликурге (Ликурга). Два храма: летний во имя Св. Троицы, каменный в связи с такою же колокольнею, зимний во имя св. архистр. Михаила, тоже каменный. Оба построены стольником Семеном Васильевичем Готовцевым в 1685 г.
Обнесены каменною оградою. Кладбище при церкви в ограде. Престолов в обоих 6: в летнем: а) во имя Св. Животворящей Троицы, б) правый в ч. Рождества Христова, в) левый в ч. Казанской иконы Божией Матери; в зимнем: г) в ч. св. архистратига Михаила, д) во имя святит. Николая, е) во имя св. прор. Илии.
У прот. И.Беляева (1863 г.) иное посвящение престолов: в летней церкви во славу Пресвятой Троицы, в честь Божией Матери празднования Ее иконы Казанской и св. Архистратига Михаила; в зимней церкви во славу Рождества Христова, св. пророка Илии и святителя Николая. Между церквами есть каменная усыпальница, в коей похоронен строитель храма и его родственники. Из достопримечательностей следует отметить: 1) св. антиминс, которому слишком полтораста лет; напрестольное Евангелие, изданное в царствование царя Алексея Михайловича с благословения патр. Никона; 3) два серебр. креста напрестол. со св. мощами, один из коих пожертвован строителем храма; из них первому 225 лет, а второму 209 лет. Расстояние от Костромы 125 в., от Буя 24 в. Ближайшая церковь Христорождественская в Ликурге в 3 в., Покровская села Романцева в 14 в. и соборная Благовещенская г. Буя в 20 в.
В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается «церковь Живоначальныя Троицы в Ликурге». В 1676 г. — «церковь Живоначальныя Троицы в Ликургской волости в селе Григорьевском Троицкое тож в вотчине Василья Готовцева». В 1681 г. церковь была переведена из Плесской десятины в Галицкую. В апреле 1698 г. «по благословенной грамоте даны три антиминса к освящению новопостроенныя церкви Рождества Христова да в приделе св. пророка Илии да Николая чудотворца, что в Галиц. уезде в Ликурской волости в вотчине стольника Семена Васильева сына Готовцева в селе Григорьевском».
http://www.old-churches.ru/bu_036.htm
Один из древнейших и наиболее ценных по своим художественным достоинствам сельских храмовых комплексов, сохранившихся на территории Костромской области. Созданные на протяжении нескольких лет постройки образуют цельный архитектурный комплекс, отражающий приемы и формы допетровского зодчества 17 в. Находится на юго-восточной окраине села, расположенного на возвышенности; от комплекса рельеф понижается в южном направлении к реке Шаче.
Наиболее раннее документальное упоминание о селе под именем Георгиевского погоста относится к 1653 г., когда здесь стояли деревянные храмы. В 17 в. село называлось Троицким, «Григорьевским тож» и было родовой вотчиной бояр Готовцевых. В 1775 г. село получило современное название по Ликургской волости, на территории которой оно находилось. Все каменные сооружения комплекса были возведены по заказу стольника Семена Васильевича Готовцева, как предполагают солигаличскими мастерами. Строительство летней церкви Троицы с приделами Михаила Архангела и Казанской Божьей Матери относится к 1-й пол. 1680-х гг., поскольку она была освящена 20 мая 1685 г., о чем свидетельствовали надписи на клеймах существовавшего в ней иконостаса, заказанного С.В. Готовцевым в 1721 г. Точные даты остальных построек не известны. Очевидно, зимняя церковь Рождества Христова с приделами Николая Чудотворца и Ильи Пророка, отдельно стоящая трапезная палата, усыпальница Готовцевых, Святые ворота и ограда с башнями сооружены одновременно с Троицкой церковью или вскоре после нее, в 1680-е – 1690-е гг. В усыпальнице самое раннее надгробие над могилой Дмитрия Маркеловича Готовцева датируется 1624 г. Последним был захоронен Семен Васильевич Готовцев, скончавшийся в 1725 г. После него село перешло во владение Нарышкиных. Вплоть до 1830-х гг. оба храма были холодными, а рядом с ними стояла деревянная зимняя церковь Николая Чудотворца, несколько раз горевшая.Большие строительные работы велись в 1830-е гг. Тогда Троицкая церковь была превращена в теплую, первоначальная шатровая колокольня при ней была заменена новой, ныне существующей, но при сохранении первоначального первого яруса; в церкви Рождества Христова помещения приделов были увеличены в восточном направлении, при этом в южной и северной стенах храма пробили широкие арки, а с запада на всю ширину трапезной пристроили галерею-паперть. В 1865 г. церковь Рождества Христова капитально ремонтировалась: очевидно, тогда на южном и северном фасадах приделов появились аттики, а своды во всех помещениях церкви, кроме алтаря, заменили плоскими перекрытиями; возможно, в том же году был установлен новый барабан с главой. В 1868 г. главный престол этой церкви получил иное посвящение – во имя Михаила Архангела, а одноименный придел Троицкой церкви переосвятили в честь Рождества Христова. Вероятно, около сер. 19 в. к трапезной палате на всю ширину северного фасада пристроен притвор, а сомкнутый свод заменен плоским перекрытием; окна на южном фасаде были растесаны в нач. 20 в. (после 1908 г.). В 1884 – 1885 гг. открытые арки галерей-папертей Троицкой церкви были заложены. Возможно, тогда же было расширено помещение северного придела этого храма: разобрана прежняя стена между приделом и папертью и возведена новая, в нескольких метрах к западу. Дом причта выстроен в нач. 20 в. Храмы были зарыты в 1930-е гг. В советское время в церкви Троицы растесаны или пробиты заново два окна первого света четверика, срублены наличники окон трапезной, в кон. 20 в. обрушились четыре главы храма. Почти полностью утрачено убранство интерьеров обоих храмов.Комплекс занимает неправильную четырехугольную, близкую квадрату территорию. Западная и восточная стороны имеют небольшие изломы, благодаря чему северная сторона участка немного короче южной. Оба храма поставлены строго параллельно южной и северной сторонам участка. В центральной части территории возвышается наиболее монументальное сооружение комплекса – церковь Троицы, доминирующая в панораме всего села. В нескольких метров к югу от нее со значительным смещением к востоку стоит церковь Рождества Христова (Михаила Архангела). Между ними, на равном расстоянии от обоих храмов, расположена усыпальница Готовцевых. По периметру территория окружена оградой с семью башнями – четырьмя угловыми и по одной на северной, южной и восточной сторонах. На западной стороне ограду прерывают Святые ворота. За пределами основной территории комплекса, в нескольких метрах южнее ограды стоит трапезная палата. Еще южнее расположен дом причта. Все постройки комплекса, за исключением дома причта, сложены из большемерного кирпича и покрыты по кладке известковым раствором; дом причта рублен с остатком, обшит тесом и имеет кирпичный цоколь.
Трапезная палата, кон.17 в.
Одноэтажная трапезная палата – типологически чрезвычайно редкая для сельских приходских комплексов постройка, выдержанная в духе «дивного узорочья». Прямоугольный в плане объем, слегка вытянутый в направлении север-юг, завершен вальмовой кровлей. Края фасадов, а также граница первоначального объема и пристройки отмечены широкими лопатками, на углах – огибающими. Широкие окна с лучковыми перемычками – четыре на западном и два на южном – обрамлены нарядными наборными наличниками с трехлопастными килевидными очельями. На северном фасаде арочный входной проем, расположенный посередине, фланкируют два проема с лучковыми перемычками, оформленные полуналичниками, объединенными с сандриками-полочками. Восточный фасад прорезан тремя окнами с лучковыми перемычками без наличников. По всем фасадам проходят полочка в цокольной части стен и лента пилы под свесом кровли.Основное пространство (первоначальный объем) занимает просторная квадратная в плане палата, сообщающаяся с пристройкой, в которой по сторонам притвора-прихожей расположены два небольших квадратных в плане помещения.
Башни, 1690-е гг.
Башни представляют собой небольшие сооружения – круглые в плане на углах и прямоугольные в плане посередине южной, северной и восточной сторон. Глухие угловые башни имеют кирпичное конусообразное завершение, прямоугольные в плане башни – четырехскатное (завершения сохранились фрагментарно). Южная и восточная башни прорезаны арочными проемами калиток. На внешней стороне глухой северной башни расположена арочная ниша ложного проема. Все башни понизу обработаны валиком, а поверху опоясаны карнизом с поребриком.
Дом причта, нач. 20 в.
Одноэтажный дом причта типичен для сельской застройки периода эклектики, в декоре которой широко используется пропильная резьба, отличаясь при этом индивидуальной особенностью в объемной композиции. Прямоугольный в плане вытянутый в глубину участка дом-пятистенок под двускатной кровлей необычен сильно выступающим перед фронтоном главного (западного) фасада застекленным балконом-верандой. Главный фасад делится выступом переруба на две части в два и три окна. Выступы бревен переруба и на углах оформлены филенчатыми лопатками с накладным орнаментом. Прямоугольные окна обрамлены наличниками, обильно украшенными резьбой: затейливыми завитками внизу и «каскадами» полотенец вверху. Наличники соединены с тонкими профилированными сандриками, дополненными мелкими зубцами. Сильно нависающий венчающий карниз обработан ажурным подзором. Балкон-веранда завершен треугольным фронтоном. Наличники трех окон на боковом северном фасаде – такие же, как на главном. Два входа в дом расположены на боковых фасадах в глубине участка, перед ними выступают новые тамбуры.
Святые ворота, 1690-е гг.
Редкий пример подобного сооружения в составе сельского храмового комплекса кон. 17 в., отличается традиционными для архитектуры этого столетия формами. Кубический четверик прорезан посередине арочным проездом, достигающим примерно половины его высоты. Над четырехскатной кровлей возвышается восьмигранный с узкими диагональными сторонами постамент, который несет глухой цилиндрический барабан с луковичной главкой. Основной объем на углах акцентирован пучками строенных полуколонн. Западный и восточный фасады одинаковы по композиции и декору. Проездную арку окаймляют два валика с лентой поребрика между ними. Такая же лента выложена в цокольной части стен и на уровне пят арок. По периметру четверик завершается многообломным карнизом с двухступенчатыми зубцами, раскрепованным над колоннами. Основные грани постамента под барабаном увенчаны килевидными кокошниками.Пространство проездной арки делится поперечной стеной с широким проемом на две части. Каждая из них перекрыта цилиндрическим сводом.
Ограда, 1690-е гг.
Ограда представляет собой глухую стенку высотой около трех с половиной метров, некогда имевшую двускатное покрытие. С наружной стороны она расчленена широкими лопатками на равные прясла. В цокольной части стены проходит лента валика, а в верхней – карниз, состоящий из полочки и полувала. С северной стороны от Святых ворот ограду прорезает калитка. Еще три калитки в виде более высокого пилона с арочным проемом расположены в средней части южной, восточной и северной сторон ограды.
Усыпальница Готовцевых, кон. 17 в.
Уникальное для своего времени мемориальное сооружение кон. 17 в., выдержанное в традициях середины этого столетия. Большую историко-художественную ценность представляют сохранившиеся внутри надгробные плиты 17 – 1-й четв. 18 в. Одноэтажная прямоугольная в плане приземистая постройка под вальмовой кровлей вытянута в направлении север-юг. Углы объема акцентированы огибающими лопатками. На западном фасаде расположен арочный входной проем с перспективным рамочным порталом, имевшим треугольный фронтончик (в настоящее время от него остались только следы срубленных кирпичей). Южнее входа – окно с коробовой перемычкой, заключенное в двойное прямоугольное обрамление с полуциркульным перспективным очельем, имеющим килевидное завершение. Посередине южного фасада размещено такое же окно, но без очелья. Северный и восточный фасады глухие. По всему периметру постройки проходят две ленты поребрика между двумя валиками, выложенные в цокольной и верхней частях стен. Единое помещение усыпальницы перекрыто лотковым сводом. Внутри находилось 12 могил с белокаменными надгробными плитами, часть которых сохранилась. Они украшены орнаментальным декором типа плетенки.
Библиография: Диев М.Я. В селе Ликурге // Труды и летописи Общества истории и древностей Российских, учрежденного при Императорском московском университете. Часть VI. М., 1833. С. 124, 130; Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 237 – 238; Самарянов В.А. Троицкая церковь, что в Ликурге, Костромской губернии, в Буйском уезде // Костромские губернские ведомости. Кострома, 1875. № 45-47. С. 428, 429; Холмогоров Г.И. Материалы для Костромской епархии. Вып. 4. Кострома, 1908. С. 158; Диев М.Я. Старинные волости и станы в Костромской стороне. М., 1909. С. IV – V; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 129 – 131. № 163 – 165; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 224 – 225; Лукомский Г.К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский, Чухломский. Петроград, 1916. С. 21 – 28; Кудряшов Е.В. Малоизвестный памятник древнерусского культового зодчества XVII в. // Краеведческие записки Костромского музея-заповедника. Вып. 1. Ярославль, 1973. С. 12 – 15; Кудряшов Е.В. Костромское каменное зодчество XVII века. Его особенности и пути развития. Автореферат диссертации. М., 1975. С. 33 – 35; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 107–112; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 131-139.
http://svodokn.ru/object/101514982?open=true