Закладка и начало строительства — июнь 1900 г. Освящение — 22.08 (ст.ст.), 4.09 (н. ст.) 1903 г. состоялось в присутствии Государя Императора Николая II и его семьи. Проект и общее руководство строительством осуществил Василий Антонович Косяков, известный архитектор из Петербурга. Собор построен Российским военным ведомством. Собирались пожертвования. Главным жертвователем стал Император Николай II с царском семьёй. Контуры храма напоминают корабль. Якорь в основании креста — символ надежды в бурном житейском море.
Собор стоит на высоком бетонном основании, одетом гранитом и песчаником. Стены выложены из красного кирпича и облицованы жёлтым фигурным кирпичом, переплетающимся затейливыми узорами. Центральный купол собора окружают четыре меньших, символизируя Иисуса Христа в окружении четырех апостолов — евангелистов. Высокая колокольня, расположенная над центральным входом в храм, напоминает нам Иоанна Предтечу, возвещающего Царство Божие. Центральный алтарь, как и весь храм, был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, которого моряки с давних пор считают своим небесным покровителем и молитвенником. Южный придел (алтарь) был освящен в честь Богоявления (Крещения Господня). Северный придел был освящен в честь святителя Алексия, чудотворца, жившего в 14 веке. Четыре фронтона собора украшены надписями из Священного Писания на церковно — славянском языке и иконами из золотой мозаики, выполненными в мастерских Санкт-Петербурга. Розетки стен заполнены майоликой, изготовленной также Санкт-Петербургскими мастерами.
Внутри собор поражает объемом, заполненным светом. Вместо привычных для храмов такого масштаба колонн, собор имеет четыре дугообразные перекрещивающиеся арки, удерживающие свод с куполом и центральный барабан. Такое архитектурное решение позволило. значительно увеличить внутреннее пространство и обеспечило возможность видеть богослужение, находясь в любой точке храма. Храм имел великолепное внутреннее убранство: иконы в золоченных киотах, три двухъярусных иконостаса. На солею, огражденную коваными решетками, ведут три мраморные лестницы (у каждого из трёх приделов). Над мраморным престолом центрального алтаря находилась золоченая сень уникальной работы, знаменующая Покров Божий над землей. С перекрестий арок свисали четыре бронзовые паникадила, напоминающие светила небесные. Первым настоятелем собора был протоиерей Владимир Архангельский, долгое время прослуживший в его стенах.
Дальнейшая судьба храма стала отражением судеб людей, государств. Имеются сведения, что интерьер собора пострадал уже во время Первой мировой войны, однако в нем все еще совершались редкие богослужения. Перед разорением храма часть икон и церковной утвари была увезена в другие православные храмы. Во время Второй мировой войны в соборе был устроен пункт ПВО немецких войск. Были сняты все бронзовые колокола. После возвращения советских войск в храме устроили матросский клуб. Многое из того, что напоминало об истинном назначении собора, было уничтожено или переделано. К концу 1980-х годов, возникло и окрепло движение за возвращение собора Православной Церкви. Об этом принимались решения Лиепайским городским советом, было много выступлений общественности, городских и республиканских газет. 2 июня 1990 г., в день памяти святителя Алексия, епископ Рижский и Латвийский Александр, в сослужении духовенства городов Лиепаи и Риги, при участии множества богомольцев, совершил молебен у стен закрытого храма. В сентябре 1991 г., после длительного сопротивления военные оставили храм, передав ключи верующим.
Первое богослужение состоялось 19 декабря 1991 года (н. ст.), в день памяти святителя Николая. Присутствовало всё Лиепайское духовенство, власти города, представители военных. Был совершен Крестный ход и отслужен благодарственный молебен. Для скорейшего возобновления богослужений был выполнен косметический ремонт в южном (Богоявленском) приделе, подготовлено всё самое необходимое. И, по благословению епископа Рижскою и Латвийского Александра, 6 января 1992 года было совершено малое освящение храма, 7 января служилась первая Божественная Литургия. С этого дня богослужения в храме стали совершаться регулярно.
Не прекращаются и работы по восстановлению, и происходит это за счёт пожертвований. Теперь над куполами храма снова возвышаются кресты (изготовленные и установленные заводом Тосмаре). Восстановлен центральный алтарь с уникальными росписями, мраморной лестницей (мрамор пожертвован фирмой Андриса Кокинса). 20 июля 1997 г. архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, в сослужении Лиепайского и Рижского духовенства, совершил великое освящение центрального алтаря и всего храма. Территорию храма обрамляет ажурная ограда, подаренная АО «Лиепаяс Металургс». Основной зал, клиросы, крестильную и свечную комнаты украшают великолепные паникадила (люстры) — дар семьи Моисеевых. Нет возможности перечислить здесь всех, кто внес свой вклад в это святое дело.
Источник: http://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=402&id=88
Строительство крепости и военного городка в Либаве началось в 1890 году по указу Александра III. Были построены жилые и общественые здания для моряков, огромный Никольский собор, укрепления и тюрьма. Кароста – это крупнейшая историческая военная территория в Балтии, часть города Лиепаи.
Лиепайский Свято-Никольский морской собор – самое высокое купольное строение в Балтии (Katedrales iela 1, Karosta, Liepaja). Морской собор – визуальная и духовная доминанта Каросты. Церковь спроектирована и построена в соответствии со стилем русской православной церкви XVII века. Центральный и четыре боковых купола символизируют сына Божьего Христа с четырьмя апостолами-евангелистами.
Строительство собора началось в 1901 году. В торжественной церемонии закладки храма участвовал российский император Николай II c семейством и вельможами из Санкт-Петербурга. Освящение церкви и первое богослужение прошли в 1903 году. В нем тоже участвовал император Николая II cо своей семьей и придворными. С началом Первой мировой войны многие предметы из собора, в том числе колокола и иконы, были эвакуированы в Россию. Остатки достались солдатам немецкой армии.
В 30-е годы XX века храм приспособили для нужд лютеранского прихода Лиепайского гарнизона. После Второй мировой войны советская власть объявила лиепайскую Каросту закрытой секретной территорией, а в соборе устроили спортивный зал, кинотеатр для солдат и матросов и так называемый «красный уголок». Колоссальная акустика собора мешала зрителям понимать сюжет звуковых фильмов, поэтому пространство в центральном куполе забетонировали.
Сейчас храм восстановлен, в нем проводятся богослужения.
http://www.gttp.ru/PC/pc_65.htm