Лидия и Матисс. Наверняка, многие слышали про музу Анри Матисса Лидию Делекторскую. Но я вот недавно её для себя открыла. И это что-то невероятное. Это не история Пикассо и Хохловой, не Гала и Дали. Тут без надрыва столько человеческого.
Лидия вкусила боли сполна. В 13 лет потеряла в разгар Гражданской обоих родителей, и из Томска бежала с тёткой в Харбин. Жила в сильной нужде, все время перебиваясь разной работой. С Дальнего Востока она в поисках лучшей жизни перебрались во Францию, где тоже судьба была к ней не очень дружелюбна. Из-за нехватки денег в университете учиться не получилось, поэтому только роли в массовках и подработка натурщицей.
Будучи уже в каком-то отчаянии 22-летняя Лидия случайно увидела объявление, где Матисс (знать она не знала такого) искал себе ассистентку.
И вот она и стала его сперва ассистенткой, потом следила за его больной женой, а затем Матисс увидел в ней ту самую красоту, которую хотелось воспроизводить снова и снова. На двадцать лет Лидия стала для него музой, героиней десятка картин, а ещё верным незаменимым другом.
Между ними были, по ее словам, только платонические отношения, но Матисс для Лидии открыл целый мир, отогрел её сердце, познакомил с прекрасным. А ещё дарил свои картины. Там долгая и пронзительная история. Он умер у неё на руках, и она одним днем исчезла из жизни его семьи.
А картины.. картины она отдала в русские музеи. Она просила у советской власти гражданство и хотела вернуться домой, но картины-то они охотно принимали в дар, а вот просьбу её не выполнили.
Оставшиеся годы Лидия посвятила наследию Матисса, выкупая и сохраняя его работы, открыв музей у него на родине, организовывая его выставки. Сама ничего себе не позволяла. Жила очень скромно.
Когда ей было уже за восемьдесят, Лидия покончила с собой. Прах свой она попросила захоронить в России. И в итоге она все же оказалась на родине…
Чудесная Лидия.