Костюм Вацлава Нижинского из балета «Видение розы» хранится в музее Академии русского балета. Когда я увидела его, у меня было полное ощущение, что это Вацлав спит там в хрустальном гробу, как в сказке «Спящая красавица».
Возможно, это один из самых дорогих исторических театральных костюмов в мире. Трудно даже представить, сколько он может стоить. Однако Ромола Нижинская этот костюм просто подарила. Сколько уж её всем миром обвиняли в корысти, но она не продала ни одной вещи Вацлава, ни одного его рисунка, рукописи. Она всё отдавала в дар. В музей Гранд Опера, музей Виктории и Альберта, музей Училища, где учился Вацлав.
В 1960 г. Ромола посетила Советский Союз и пришла в Училище. Свидетельство об этом сохранилось в «Дневнике Методического кабинета и Музея Ленинградского Хореографического училища»: «23 и 24 октября Музей ЛГХУ посетила супруга Вацлава Нижинского — Рамола Нижинская, подарившая Музею ЛГХУ подлинный костюм и туфли В. Нижинского из балета “Видение розы”, художник Л. Бакст». Сама Ромола оставила в «Дневнике» следующую запись: «Это был один из самых прекрасных дней моей жизни побывать в балетной школе, где воспитывался мой Вацлав. Для нас, для тех, кто любит и восхищается танцами — это священно! Мы счастливы, что в Советской балетной школе так превосходно продолжают развивать искусство хореографии. Лучшие пожелания всем будущим танцовщикам. Ромола Нижинская. 1960. Ленинград».
В архиве МКИОХО сохранилась также уникальная машинописная страница М. Х. Франгопуло — воспоминание о встрече с женой танцовщика и её чудесном даре.
«В Музей вошла уже немолодая, но очень моложавая женщина в коричневом костюме и меховой (из желтой лисы) шапочке. Она приветливо улыбнулась, села и, как-то сразу с ней стало легко говорить. Мы объяснялись на французском языке. Все кружилось вокруг имени Вацлава Нижинского. Женщина была супруга Нижинского — Рамола Нижинская, венгерка по национальности, очень хорошо владевшая французским языком. Так как в Музее на стенах и в альбомах было много фотографий Нижинского, то это приводило Рамолу в восторг, и она говорила, что не думала, что в Советском Союзе так чтут память старых мастеров и относятся к ним с таким уважением. Как следствие и благодарность за уважение к памяти Нижинского, Рамола пообещала подарить Музею подлинный костюм В. Нижинского и его балетные туфли из балета “Спектр розы”. И, действительно, на завтра Рамола принесла очаровательный костюм из шелковых лепестков роз, раскрашенное розовато-лиловое трико, шапочку и балетные туфли Нижинского. Она рассказала, что художник Л. Бакст раскрашивал костюм на живом Нижинском и колол его булавками, прикрепляя шелк лепестков. Пришедшая в Музей Н. М. Дудинская благоговейно дотронулась до костюма большого артиста, а Тюнтина прижала к щеке балетную туфлю Нижинского. Туфли его были светло желтого цвета на лайке внутри и сильно поношенные с дырками, протертыми во время пируэтов»…
Материал взят из вестника Академии № 3 2016 года.
Из архивной записи М. Х. Франгопуло можно понять, насколько в Училище трепетно относились к памяти Нижинского ещё в 1960 году.