Лежнево. Церковь Троицы Живоначальной.

Каменная Знаменская церковь (вместо деревянной, существовавшей с начала XVII века) была построена в 1745 г. на средства крестьянина А.П. Любимова (бургомистра села, винного откупщика). Храм был частью Знаменского женского монастыря, который существовал с XV века. В 1764 г. монастырь был закрыт, и церковь стала приходской. В 1813 г. был надстроен второй этаж, освящённый во имя Святой Троицы, после чего храм и стал называться Троицко-Знаменским. Церковь имеет три престола: в честь Знамения Божьей Матери (зимний), во имя Святой Троицы (летний), в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 1816-1823 году в честь победы русского оружия над Наполеоном на средства фабриканта К.В. Кокушкина, владельца местной фабрики, была возведена высокая колокольня. Автором проекта является итальянец Гауденцио Маричелли. Возможно, достраивал колокольню шуйский зодчий Павел Воронин. В 1870 г. в колокольню вмонтировали часы с курантами и четырьмя циферблатами фирмы «Братья Бутенопы» (год производства – 1858 г.).

Расположен в центре поселка и определяет восточную сторону его главной площади. В средней части участка, близкого по форме к трапеции, расположена церковь, в северо-западном углу — дом Кокушкиной, восточную сторону занимает богадельня, в юго-западном углу — земское училище. Разрывы между зданиями заполнены оградой с воротами с трех сторон (кроме восточной). На площади перед храмом, по оси его западного фасада воздвигнута отдельно стоящая высокая колокольня. Первоначально на этом месте существовал женский Рождественский Знаменский монастырь с деревянным собором, по преданию, основанный в 15 в. и впервые упомянутый в 1712 г.; в 1741— 45 гг. на средства лежневского крестьянина А.П. Любимова возведено новое, каменное, здание собора Знамения. Одновременно были сооружены и другие монастырские постройки: корпус келий, колокольня и ограда. В 1764 г., после упразднения монастыря, Знаменская церковь стала приходской, в 1813 г. ее надстроили вторым этажом, где разместилась Троицкая церковь. В 1816-23 гг. была сооружена новая колокольня с часами, выполненными на средства местного купца К.В. Кокушкина. Возможно, авторство колокольни принадлежит работавшему в Шуе архит. Я. Маричелли. В 1-й пол. 19 в. сооружены дом А.В. Кокушкиной и новая ограда, в сер. 19 в. — женское земское училище, а в 1860 г. по заказу московского купца Прохорова вместо прежних келий возведен корпус богадельни. Вероятно, в нач. 20 в. западный, выходящий на площадь участок ограды перестроен. В 1965 г. проведен ремонт и частичная реставрация колокольни. Все здания кирпичные, оштукатуренные.
Комплекс занимает главенствующее положение в панораме Лежнева, особую градостроительную роль играет вертикаль колокольни. Вытянутые в линию перпендикулярно реке Знаменская церковь и колокольня композиционно перекликаются с расположенным к югу от них комплексом Казанской и Христорождественской церквей. Один из ярких сельских ансамблей, объединяющий культовые и гражданские здания в стиле классицизма. Церковь Знамения — интересный памятник, сочетающий архитектурные черты двух эпох: формы и декор нижнего храма развивают приемы зодчества 17 в., тогда как верхний храм и паперть имеют традиционную композицию и декорацию в стиле раннего классицизма. Объем церкви четко членится на два этажа. В первом он представляет собой вытянутый по продольной оси храм с полукруглой апсидой в ширину основного объема и квадратной трапезной такой же ширины. У северного фасада трапезной расположен придел, удлиненная апсида которого примыкает к основному четверику. С севера и юга этот этаж окружен шестиколонными аркадами, поддерживающими гульбище верхнего этажа. С востока перед апсидой придела расположена полукруглая подпорная стенка с двумя арками. На нижнем храме и приделе стоит верхняя церковь. Основу ее композиции составляет двусветный четверик со срезанными углами, покрытый высокой четырехскатной кровлей и увенчанный пятью восьмигранными барабанами (центральный световой) с гранеными шатровыми кровлями и маленькими главками. С востока к верхнему четверику примыкает алтарный выступ (пониженный до уровня первого света) с крутой конусовидной кровлей, с запада — такой же высоты трапезная, покрытая двускатной кровлей с торцовой вальмой. Выносы кровли трапезной, опускающиеся ниже ее карниза, опираются на металлические столбики. Перед западным фасадом церкви — двухэтажный объем паперти с восьмискатной кровлей (по фронтонам над гранями) и необычным граненым «дутым» куполом в центре.
На фасадах нижней церкви окна с лучковыми перемычками заключены в простые наличники с треугольным завершением. По верху апсиды проходит карниз с пилой. Колонны аркад — тосканского ордера, с сильным выносом абак. Углы фасадов верхнего храма подчеркнуты тройными пилястрами в два яруса. Ярусы разделены карнизом, переходящим в венчающий на алтаре и трапезной. По верху четверика проходит трехчастный антаблемент с карнизом с сухариками. Прямоугольные окна первого света заключены в ниши, под ними — прямоугольные фартуки; окна второго света — в наличниках с развитым горизонтальным сандриком и фигурной доской внизу. Барабаны декорированы арочными нишками (в центральном — окна) и филенками в узких диагональных гранях. В нижнем этаже края фасадов паперти отмечены лопатками, в центре главного фасада — арочный вход в широком обрамлении такой же формы. Во втором этаже главный фасад трактован как портик из четырех тосканских полуколонн на импостах, в промежутках между которыми — крупные арочные окна в филенках с подоконными досками. Над венчающим карнизом паперти поднимаются треугольные фронтоны с зубчиками вдоль скатов.
Интерьер нижнего храма состоит из основного помещения и трапезной, перекрытых коробовыми сводами с распалубками над окнами и лотками с запада; придел и два небольших помещения паперти имеют коробовые своды; в ячейках галереи — крестовые своды, в апсиде — конха. Верхний храм перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом, трапезная — лотковым сводом; второй этаж паперти имеет плоское перекрытие. Клеевая роспись верхнего храма Троицы и трапезной — характерный пример монументальной живописи сер. 19 в. в духе классицизма с отголосками барокко в орнаменте. В своде основного объема ребра выделены широкими гризайльными полосами с изображениями херувимов и растительным орнаментом, в обрамлении которого написаны традиционные композиции: «Небесный Иерусалим» (восточная грань), «Се агнец Божий» (южная), «Вознесение» (западная), «Преображение» (северная); на стенах помещены евангельские сюжеты; в своде трапезной — «Величит душа моя Господа». Главный двухъярусный иконостас — сборный. К кон. 19 — нач. 20 в. относятся его царские врата и иконы нижнего яруса, витые колонки и килевидные завершения. В верхнем ярусе интересны иконы с веерообразными деталями в обрамлениях. Перенесенные сюда створки боковых врат выполнены в сер. 19 в.
Нижняя церковь Знамения расписана маслом на евангельские темы в кон. 19 в., живопись поновлена в сер. 20 в. Двухъярусный главный иконостас и одноярусный иконостас северного придела принадлежат периоду эклектики кон. 19 в. В церкви сохранилась деревянная скульптура 19 в. (изображения ангелов). Колокольня — монументальное сооружение в стиле позднего классицизма, одна из лучших в области. Четырехъярусная с верхним полуярусом, она завершена фигурной кровлей, над которой прежде возвышался стройный шпиль, а ныне — небольшая главка. Три нижних яруса восьмигранные, четвертый и полуярус с часами — круглые в плане. На углах восьмериков и в простенках четвертого яруса расположены спаренные полуколонны: внизу — мощные, тосканского ордера; в двух последующих ярусах — еще достаточно массивные, коринфские, в четвертом — также коринфские, но тонкие и вытянутые; полуярус лишен декора. Между парами колонн прорезаны проемы, прямоугольные в двух нижних ярусах (по сторонам света сквозные, а на диагональных гранях -ложные) и арочные — в третьем и четвертом ярусах звона. Своеобразны дополнительные проемы типа окон второго и третьего света в каждом ярусе. В нижнем они полуциркульные, во втором — полуциркульные и круглые над ними, в третьем — круглые, в четвертом — укороченные арочные. В полуярусе под куполом помещены четыре циферблата. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Внутри нижних трех ярусов колокольни (с плоскими перекрытиями) устроены винтовые лестницы, переходящие в маршевые.
Богадельня — скромное здание в формах позднего классицизма. Двухэтажный корпус, покрытый вальмовой кровлей, имеет в плане форму вытянутого прямоугольника с примыкающим с юго-запада под острым углом коротким крылом. В первом этаже в центре здания устроен сквозной арочный проезд. Со стороны реки фасад прорезан частыми прямоугольными окнами в обоих этажах, дворовый фасад имеет редкие проемы лишь во втором этаже. Фасады венчает плоский широкий фриз с карнизом. Внутри этажи имеют одинаковую планировку с тремя помещениями в северной части корпуса и одним большим — в южной. Внизу все помещения имеют плоские перекрытия, верхние перекрыты коробовыми сводами с распалубками над окнами.
Дом А.В. Кокушкиной — жилая постройка в стиле позднего классицизма. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей вытянут в глубь участка и стоит торцом к площади. С севера к его продольному фасаду примыкает деревянная лестничная клетка. Прямоугольные окна лишены наличников. По верху стен проходит гладкий фриз и карниз с уступом. Планы первого и второго этажей совпадают: в центре расположены сени, с западной стороны — большая комната, с восточной — меньшая и коридор вдоль северной стены. Сени перекрыты коробовым сводом, комнаты — парусными. Земское училище — небольшое учебное здание, сочетающее в фасадном декоре мотивы позднего классицизма и эклектики (фронтон). Вытянутый прямоугольный одноэтажный объем покрыт пологой двускатной кровлей. Западный торцовый фасад, выходящий на площадь, во всю ширину увенчан фигурным фронтоном. По верху стен протянута гладкая полоса фриза с карнизом. Окна прямоугольные, без наличников. Внутри здания единое помещение, перекрытое лотковым сводом.
Ограда — интересный образец сооружений подобного рода в стиле позднего классицизма. Северный и южный ее отрезки представляют собой невысокую кирпичную стенку, разделенную столбами на прясла, украшенные филенками. Более поздний (видимо нач. 20 в.) западный участок, выходящий на площадь, образован столбами-тумбами и низкими пряслами, верх которых забран штакетником. Двухпролетные западные ворота с плоской перемычкой проемов имеют столбы со ступенчатым верхом, ступенчатый фронтон над большим проемом и плавно изогнутый — над калиткой. Трехпролетные южные и северные ворота схожи по композиции: центральная арка проезда и две калитки по сторонам. По краям пилонов-опор расположены тосканские полуколонны (южные ворота) или пилястры (северные). Арку южных ворот венчает аттик, на который наложен треугольный фронтон.
Борисов, 1851, с. 167-173; Зверинский, 1892, с. 297, № 1126; Березин, Добронравов, 1898, с. 226-233. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 571-576

Колокольня
В самом центре поселка Лежнево располагается храмовый комплекс Троицко-Знаменской церкви с высокой колокольней, которая была построена в 1823 г. в честь победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. Особую привлекательность колокольне придают обращенные на четыре стороны света огромные, до двух метров в диаметре, часы с курантами. На обратной стороне одного из циферблатов надпись: «Братья Бутенопы. 1858». Семью годами раньше они же изготовили часы, и поныне украшающие Спасскую башню московского Кремля.
Троицко-Знаменская церковь построена в 1745 г. Первоначально храм был частью Знаменского женского монастыря, который существовал с XV века. В 1813 г. был надстроен второй этаж, после чего храм стал называться Троицко-Знаменским.
В 2014-2019 г.г. была проведена реставрация кровельного покрытия выступающих карнизов колокольни, реставрация крылец и фасадов, устройство отмостки, укрепление фундамента.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

В районном центре Ивановской области — Лежневе, завершена реставрация знаменитой колокольни Троицко-Знаменской церкви, которая является гордостью и символом посёлка. На первом ярусе красавицы-доминанты открыта экспозиция из дореволюционных снимков, позволяющая путешественнику либо паломнику увидеть, как она выглядела в кон. ХIХ — нач. ХХ столетия. Настоятель Троицко-Знаменского храма иеромонах Иаков всегда готов рассказать гостям и паломникам об истории храма и колокольни, их восстановлении, об уникальных особенностях памятников архитектуры посёлка Лежнево.
Четырёхъярусная звонница заметна со всех точек посёлка, за многие километры в окрест. Говорят, что с её высоты в хорошую погоду, видно даже Иваново. Строительство колокольни в стиле позднего классицизма началось в 1815 году. Всё население в России праздновало тогда победу русских войск над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Не осталось в стороне и маленькое Лежнево. Все, от мала до велика жертвовали тогда рублём, кто-то отдавал последние средства для того, чтобы в камне увековечить эту победу. В это время, в соседней Шуе, также возводилась колокольня на народные деньги. А спроектировать Шуйскую доминанту вызвался швейцарский архитектор Гауденцио ди Бедиллора Маричелли. Но в Шуе этого талантливого и плодовитого зодчего ждала неудача, при строительстве, звонница обрушилась. Лежневцы решили дать этому архитектору ещё один шанс — спроектировать в их родном селе высокую колокольню, что бы не хуже была шуйской. Строительство лежневской колокольни продолжалось почти 10 лет. Однако, как считают лежневские краеведы, ответственность Маричелли в её проектировании и возведении далеко не ясны. Тем более, что он был исполнителем, а не автором проекта. Считается, что в Лежневе швейцарец взял профессиональный реванш за неудачу в Шуе, построив лучшее своё творение в России (вскоре он покинет Российскую империю, видимо в связи с делом об обрушении шуйской колокольни, и его следы после этого затеряются). Тем не менее, известно, что доминанта в Лежнево строилась на средства местных жителей, которым помогал купец Грязнов из Суздаля. Архитектором-строителем был назначен Павел Воронин из Владимира. Сам же Троицко-Знаменский храм в деревянном своём изводе, впервые был построен на этом месте в 1560 году, в период царствования Иоанна Грозного. В то время он являлся частью Рождественского Знаменского женского монастыря, упразднённыого в 1764 году. После закрытия обители в 1764 году, церковь была преобразована в приходскую.
В 1741-1745-х гг. на средства зажиточного лежневского крестьянина, бургомистра села и винного откупщика А. П. Любимова было возведено здание каменного Знаменского собора. Но, через 70 лет, из-за тесноты и возросшем количестве прихожан, было принято решение, расширить Знаменский собор, надстроив тем самым ещё один ярус. Второй этаж, престол которого освятили в честь Живоначальной Троицы, был возведён уже в начале ХIХ веке (1813 г.). Средства на это благое дело выделил купец-фабрикант К. Кокушкин. В то же время возводилась и колокольня Троице-Знаменского храма. Под колокольней имеется фундаментальная кладка из бутового камня в три сажени (более 6 м). Вот почему колокольня имеющая большую массу на сравнительно малой площади опоры, за 200 лет не отклонилась от вертикальной оси и не осела. Уникальна и её архитектура: она имеет 4 яруса. Три нижних — восьмигранные, четвёртый и полуярус — круглые. Общая высота — 76 метров. Выше только шуйская колокольня. Гордость Лежнева — это ещё и знаменитые часы на колокольне, обращённые на все четыре стороны. Они изготовлены в 1858 году фирмой братьев Бутеноп, которые до этого сотворили часы на Спасской башне Московского Кремля. Диаметр циферблата лежневских часов — три метра, длина большой стрелки — полтора метра, малой — метр. Каждая из трёх гирь часов весит 10 пудов. Колокола отбивают четверть часа, полчаса и час. Кроме колоколов, относящихся к курантам, в наборе звонницы имелось ещё 10 колоколов. Самый большой — басовый — весил 501 пуд 15 фунтов (больше 8 тонн). Он был отлит в 1879 году на средства сына купца Кокушкина. На площадку звона, гигантский колокол поднимали с помощью системы блоков и лебёдок, а «язык» весом 4 пуда (64 кг) по винтовой лестнице нёс на своих плечах богатырь из деревни Перепечино крестьянин Иван Быков.
По словам лежневцев-старожилов, которые были свидетелем разорения храма и колокольни, в 1937 году богоборцы сбросили колокола. Ещё жива в памяти видевших это богохульство та картина, когда активисты, подогнав технику для отправки сброшенных колоколов на переплавку, залезли на площадку звона и оттуда один за другим сбрасывали колокола на землю. «Большой колокол тогда не влезал в оконный проём, тогда эти богохульники выломали часть стенной кладки и всё таки спихнули его вниз через этот пролом. Упав на землю, колокол раскололся на несколько частей…». Об остановленных часах, сделанных знаменитыми мастерами, вспомнили в середине 1960-х годов. Тогда в поселковый совет вызвали местного умельца Юрия Чудова, который работал электриком на лежневской фабрике. Чудов и его приятель Валерий Решетников взялись за работу. Большой, тяжёлый механизм был запущен — часы пошли! Так Чудов, оставаясь электриком, стал ещё и смотрителем часов. Огромные часы с четырьмя циферблатами, на все четыре стороны света, заводили вручную, 5-6 дней. «Механизм тяжеленный, нагрузка равна примерно 180 килограммам, — вспоминал Юрий Чудов. — На то, чтобы завести часы, уходило минут 25». Со временем появился специальный электромотор, с помощью которого часы заводят и поныне. Правда, в последние несколько лет это делает сын Чудова — Михаил, преодолевая 232 ступени, что ведут к часовому механизму. Все ремонтные работы, которые проводились на колокольне при советской власти, носили в основном поддерживающий характер.
С 2011 года Ивановский регион пытался включить колокольню для получения федерального финансирования в федеральную целевую программу «Культура России». Ремонтно-реставрационные работы на колокольне Троицко-Знаменской церкви начались в 2017 году. За 2 года на реставрационные работы было потрачено 40,4 миллиона рублей. Строители сначала укрепили фундамент и заменили внутренние перекрытия, затем занялись фасадом. Реставраторы столкнулись с трудностями во время работ. Старый слой, нанесённый ещё в 1980-е годы, был приготовлен по другой технологии и за прошедшие десятилетия намертво сцепился с кирпичом. «В то время было распространено применение штукатурок на основании цемента, и сейчас, когда приходится снимать этот слой, мы увидели, что штукатурка отслаивалась вместе с кирпичом», — рассказал главный инженер подрядной организации Арсений Лотоцкий. Отреставрировали не только стены. Восстановили историческую лепнину, полностью обновили купол. Вместо меди его покрыли листами нержавеющей стали со слоем нитрида титана. На вид — как сусальное золото, но гораздо дешевле и прочнее.
Источник информации: «Ивановская газета», №58, 23 июля 2019

В 2017 г. выполнен первый этап ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия – Колокольня в поселке Лежнево. Все работы финансируются в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Объект культурного наследия федерального значения именуется: «Комплекс сооружений XVIII-XIX в.в. – Колокольня».
Как пояснили сотрудники Отдела реставрации и ремонта Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, три года назад, «в 2014 году, в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» были выделены средства на разработку научно-проектной документации для проведения на колокольне ремонтно-реставрационных работ». Предварительные исследования показали, что колокольня находится в аварийном состоянии и что, в первую очередь, необходимо обратить особое внимание на усиление фундаментов, так как «давление здания на грунт не меньше несущей способности грунта основания».
В итоге в 2017 году были выделены средства на проведение первого этапа реставрационных работ. Соответствующий Государственный контракт был заключен с подрядной организацией Владимирское научно-производственное акционерное общество «Владимирреставрация».
В рамках данного контракта в этом году были выполнены следующие реставрационные работы: инъектирование и цементация фундамента колокольни, демонтаж и установка деревянных перекрытий, воссоздание штукатурки и окраска интерьера четвертого яруса и яруса с часами.
19 сентября 2017 г., http://www.fedmp.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?