Церковь Успения в с.Лезье-Сологубовка
Храм Успения Божией Матери, оказавшийся в годы войны в прифронтовой полосе осажденного Ленинграда, станет отныне храмом-памятником примирения русских и немцев. Миротворческая инициатива православного прихода, возглавляемого священником Вячеславом Хариновым (о. Вячеслав настоятель храма Успения в с. Лезье, храма иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул. Санкт-Петербурга, Благочинный Кировского округа, член Епархиального Совета), легла в основу не только воссоздания величественного памятника культуры XIX-го в., но и организации в крипте Успенского храма совместного российско-немецкого музея. Музей посвящен второй мировой войне и ее жертвам, вокруг него раскинулся Парк Мира.
На территории прихода, в соответствии с соглашением между Россией и Германией, расположено немецкое воинское кладбище, которое должно стать самым большим немецким воинским захоронением в мире. Более 80-ти тысяч солдат и офицеров Вермахта, погибших во время битвы за Ленинград, будут перезахоронены на кладбище с. Лезье-Сологубовка. Перезахоронения ведутся с 1996 года. В крипте Успенского храма, бывшего церковью, лазаретом, тюрьмой и почтовым отделением одновременно во время немецкой оккупации, разместился Музей истории. Один из алтарей этого великолепного храма в честь покровителя российского воинства св. Великомученика Георгия, станет алтарем российской воинской славы. Стены Георгиевского придела будут покрыты именами советских солдат, павших при обороне Ленинграда, а в самом алтаре будут храниться синодики с именами считавшихся пропавшими без вести воинов для вечного церковного поминовения.
Одновременно с кладбищем появился и парк — он занимает бывшую неприглядную территорию, зараставшую сорным лесом, спускавшимся к реке. Получилась уникальная архитектурно-парковая мемориальная зона, куда вошли и сам храм с подвалом-музеем, и аллея скульптур, и обустроенный родник, и образцы ландшафтной архитектуры.
В Парке Мира находится скульптура Скорбящей матери — дара немецкого скульптора Урсулы фон Ляйстнер. Как рассказывает священник Успенской церкви отец Вячеслав, жила в Сологубовке Ульяна Фенигина. Было у нее трое парнишек и грудная дочка. Оккупанты очень боялись партизан и заслали в окраинный домик провокатора. Ульяна его не выдала. Ее арестовали, и все дни до ее расстрела сыновья приносили дочку покормить грудью — солдат-охранник разрешал. Так что этот монумент здесь считают памятником Ульяне и ее дочери.
По материалам сайта СПб митрополии
Село Лезье находится в 60 верстах от Петербурга, в 30 от Шлиссельбурга. У церкви протекает река Мга, которая, начинаясь в болотах Новгородского уезда, впадает в Неву. Вблизи церкви местность холмистая; одна из гор, названная «Божья гора» имеет вид громадного конуса. Название села объясняют тем, что здесь местность довольно высока и на нее нужно всходить или лезть. Прежняя деревянная здешняя церковь во имя Успения Божией Матери построена в 1786 году здешним помещиком Сологубовым; в 1850 году она, за ветхостью, разобрана.
Новая каменная церковь стоит на высоком берегу реки Мги. План и фасад ее составлены архитектором Василием Морганом; строителем был с.-петербургский купец Егор Павлов, бывший крестьянин князя Юсупова. Церковь освящал в 1851 г. благочинный, Волковский протоиерей Николай Стефанович Ильинский. Главный престол посвящен Успению Божией Матери, правый — Благовещению, левый -великомученику Георгию. В придельных алтарях антиминсы освящены в 1852 г. митрополитом Никанором.
В наружной западной стене, в углублении, были повешены колокола и звон их был слышнее в церкви, чем вне ее. Теснота храма и неудобство звона заставили церковного старосту, с.-петербургского купца Дмитрия Бычкова в 1880 г. переделать церковь. Храм распространен на 7 саж. в длину и на 6 саж. в ширину; сделана каменная колокольня, а под нею — притвор в длину 3 саж. 2 арш., шириною в 4 саж. В притворе устроена сторожка.
По возобновлении церкви, ее освящал в 1881 г. преосвященный Гермоген; с ним служили: наместник Лавры о. Симеон, ризничий, благочинный Сажин и причты церквей Покровской и Поречской. Пел архиерейский хор.
На стенах церкви написаны, на цинке, три больших образа: Успения, Благовещения и Входа в Иерусалим. Церковная ограда железная, на фундаменте из цоколя. Метрические книги существуют с 1802 г., исповедные с 1859 г. и клировые — с 1860 г. Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; с 1878 г. состоит из священника и двух причетников.
При церкви имеются два деревянных дома для причта. Церковной земли 36 дес., из коих 6 под рукою, около 10-ти неудобной земли; остальное — под покосом. Церковного капитала до 2900 руб. Причт содержится казенным жалованьем, платою за требы и подаянием за крестные ходы и молебны по домам в праздники. Жалованья казенного выдается священнику 220 руб., причетникам — по 70 руб. Церковный доход не превышает 700 руб.
Вблизи церкви находится усадьба князя Юсупова, в которой живет управляющий. Православных душ мужского пола 1141, женского -1281. Крестьяне занимаются землепашеством; в Сологубовке занимаются сапожным и столярным мастерством.
При церкви долго были две земские школы, при пособии от министерства, но в настоящее время — одна, мужская и женская вместе. Попечительница школы г-жа Маркова. Некоторые из учеников участвуют в церковном пении. Крестные ходы бывают, но одному разу в год, в каждой деревне; в некоторых деревнях бывает по пяти раз в год крестный ход в память падежа скота или пожара.
«Историко – статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).
Кирпичная церковь, сооружена в 1849-1851 гг. на средства купца Е. Павлова. Арх. Морган В.Е. Закрыта в 1940 г. Во время оккупации действовала. В 1944 г. закрыта окончательно. Возвращена верующим в 1990-х гг. Отреставрирована при помощи немецкой стороны: рядом находится крупнейшее немецкое военное кладбище.
Немецкое кладбище разбито прямо на аэродроме. История аэродрома Лезье началась в 1939 г., когда в «Титульный список сверхлимитного капитального войскового строительства на 1940 год» была внесена запись: «ЛВО: …Лезье – 1939–1940 – аэродром». К строительству аэродрома в том далеком 1939-м так и не приступили. Ленинградскому военному округу было не до новостроек – началась Зимняя война. Зато летом 1940 г. в Лезье прибыла строительная техника, мобилизовали местное население, и работа закипела. Впрочем, работы было немного. В пустующем храме Успения Божией Матери организовали штаб, в лесу, окружающем аэродром, вырубили просеки для маскировки самолетов, рядом выкопали землянки для техимущества и укрытия личного состава. Когда во время войны замкнулось кольцо блокады, аэродром Лезье стал базой истребителей Люфтваффе. Это был очень удобный для оккупантов аэродром. До ладожских караванов, а позднее до Дороги жизни было всего 45 километров. Десять минут подлетного времени. Нацистские летчики гарантированно успевали перехватить на и над Ладогой все, что там двигалось или летело. Теперь аэродром Лезье стал одной из основных целей уже для наших бомбардировщиков и штурмовиков.
В храме Успения Божией Матери нацисты сначала держали наших пленных, а потом стали размещать там своих раненых. Храм был на аэродроме единственной постройкой и неизменно становился целью штурмовок – кто мог подумать, что у немцев там не штаб, а госпиталь? Напротив храма с запада теперь немецкое кладбище. А с востока, на противоположной стороне шоссе, в поле, ныне застраиваемом, лежит в земле безымянный экипаж нашего штурмовика Ил-2. Подбежавшие немецкие солдаты сбили пламя, обыскали убитых, забрали документы и оружие. Через пару дней разрешили захоронить тела. Там же, на месте падения. После войны председатель колхоза приказал сравнять безымянную могилу с землёй. Она мешала трактористам прямолинейно распахивать поле…
https://pastvu.com/p/300198