Левитан Исаак Ильич
«Вечерний звон», 1892
Холст, масло. 87 x 107 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Год создания этой работы — один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. «Вечерний звон» — одна из них. Её жанр можно определить как «церковный пейзаж» — таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по «мотиву» — «Тихая обитель», появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков. И там, и здесь «моделью» для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца. Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, ещё раз вернулся к этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном взгляде становится понятно, что изменилась сама «населённость» пространства картины. Если «Тихая обитель» являла собой некий застывший образ «русской благодати», её символ, то в новом произведении Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины предельно конкретно, как предельно конкретны её реалии — дорога, хранящая тепло ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, живые детали пейзажа. И всё это необыкновенно характерно для переживаемого Левитаном творческого этапа. А к «символизму» он ещё вернётся в конце жизни — на новом витке своей эволюции.
Какая картина вам нравится больше?