Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Левитан Исаак Ильич. «Уборка сена» (1900).Картина «Уборка сена» – одна из последних, созданных Левитаном. Неоконченное полотно производит впечатление почти абстрактной композиции – лишь три полосы цвета. Живопись обнаруживает творческую лабораторию мастера, показывая, как он разрабатывает планы. Почти в равных пропорциях намечено пространство сжатого поля со снопами сена, уходящего в глубокий синий простор, словно укрытый седым небом. Несмотря на незавершенность, работа поражает красочной гаммой – богатство охры с оливковым, которым написано ржаное поле, насыщенный кобальт неба и целая палитра молочно-серебристых оттенков облаков. Художник вводит акцентами маленькие точки красного как камертон холодным тонам.
Левитан, будучи мастером «пейзажа-настроения», даже в этой едва намеченной работе дал почувствовать зрителю состояние хмурого дня, напоенного влагой неба. Мотив сжатого поля в эти годы активно разрабатывался художником, но то были мирно засыпаюшие в сумерках стога или пребывающие в знойной дремоте жаркого дня. В картине «Уборка сена» живописец будто драматизирует сюжет, показывая мятежное, предгрозовое настроение природы перед летним ливнем.
В творческом наследии Левитана по интонации картину “Уборка сена”, пожалуй, можно сравнить с полотном «Буря. Дождь» (1899, Саратовский государственный художественный музей), выразительным в своей мрачности и накале трагедийных настроений в природе. Для художника столь зловещие ощущения были свойственны только в конце жизни и связаны с самочувствием мастера и умонастроением самой эпохи, охваченной символистскими идеями.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва