Левитан Исаак Ильич. «Разлив» (1895)

«Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи»: Левитан Исаак Ильич. «Разлив» (1895). Пастельные мелки очень рано появляются в художественной практике Левитана, однако о подлинном расцвете творчества Левитана-пастелиста следует говорить только применительно к 1890-м годам. Колористическое чутье художника позволило ему смело использовать чистоту цвета, присущую пастельным карандашам, для усиления образной выразительности композиции. Немаловажным событием начала 1890 года, возможно, повлиявшим на обращение Левитана к технике пастели, стало его первое заграничное путешествие, когда, после знакомства с историей французской пастели, у него появилось желание воспользоваться новым для него пластическим языком. Именно в этой технике наиболее ярко раскрылась любовь художника к живой красоте мира, к богатству его форм и цвета. Пастели Левитана 1890-х годов – целая эпоха в истории развития русской пленэрной живописи, отмеченная особой колористической свежестью, творческой свободой, профессиональной уверенностью, вызывающими тончайшие зрительские ощущения.

Заключительным аккордом пятилетней увлеченной работы художника с пастелью стала серия произведений с изображением пространственных мотивов. Широкие водные просторы представлены в листах «Разлив» (1895) и «Хмурый день» (1895, Государственный Русский музей), раскинувшаяся панорама речного пейзажа – в композиции «Долина реки. Осень» (1896, Государственный Русский музей). Обобщенные образы просторов и далей даны художником в лаконично трактованных композициях, лишенных сложного повествования. Широта и размах пространства переданы большими цветовыми поверхностями, проложенными слоями растушки пастели и нанесенными один поверх другого. Используя все живописные возможности пастели, Левитан виртуозно продемонстрировал в этих произведениях новую «живописную» манеру. Лишь в подчеркнуто графическом изображении отдельных деталей видна рука Левитана-рисовальщика. «Он извлек из пастели все, что ему было нужно, – заметил исследователь творчества Левитана А.А. Федоров-Давыдов, – и теперь это для него только разновидность живописи, в которой масляная техника увлекает его больше».

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?