Левитан Исаак Ильич
«Пасека», 1887
Папье-пелле, акварель, графитный карандаш, белила. 22 x 34 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К этому мотиву Левитан обращался неоднократно. 1877 годом датирован пейзаж «Летний день. Пчельник». В Третьяковской галерее хранится картина 1880-х годов «Ульи» с дарственной надписью художника 1887 года. И каждая из этих композиций решена в особом цветовом и композиционном ключе. «Пасека» из собрания Русского музея по плотности красочного слоя тяготеет скорее к живописным работам художника. Композиция в приглушенной серо-зеленой гамме с единственным ярким пятном — оранжевым диском восходящей луны — удивительна по изысканности колористического решения и тонкости настроения. В передаче переходного «сумеречного» состояния природы она сродни таким поздним картинам Левитана, как «Стога. Сумерки» и «Сумерки».