Левитан Исаак Ильич
«Озеро», 1898-1899
Этюд к картине «Озеро. Русь»
Холст, масло 27 х 36,5 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Значение творчества Исаака Левитана для русской пейзажной живописи неоценимо. Фактически мастеру удалось возвести пейзажный жанр во многих своих произведениях до уровня философского прочтения. Мастер «пейзажа-настроения» зачастую выступает настоящим мыслителем, наделяя мир природы «божественным нечто, разлитым повсюду», беспрестанно намекая человеку о том даре жизни среди красоты, всепоглощающей стихии, что всегда оказывается сильнее и беспощаднее.
Последнее монументальное полотно, созданное Исааком Левитаном «Озеро» (Государственный Русский музей), вобрало в себя размышления и чувства художника, став своеобразным итогом творчества. Неслучайно, создав на основе пейзажа эпический образ России, живописец хотел назвать произведение «Русь».
Замысел полотна возник еще в 1898 году, а в картине «Осень. Река» (1899, частное собрание) нашел свое композиционное решение. Сложность поставленной задачи обуславливает длительную работу над произведением. Исполнение многочисленных натурных этюдов озера с различными вариациями освещения свидетельствуют о трудоемком подготовительном процессе создания полотна. Левитан избирает состояние природы полное звучности красок начала осени. Цветовое богатство зелени и отражений в водах озера, яркое синие небо с плывущим караваном пышных облаков очаровывает и создает впечатление панорамности вида, сообщая зрителю ощущение необъятности русской природы. Прекрасный и возвышенный в своей простоте, образ страны в восприятии художника получает торжественное звучание.
Хранящийся в собрании Третьяковской галереи небольшой этюд намечает общую композицию и тональные отношения будущего полотна. В нем больше ярких, оранжевых и голубых красок, чем в законченном варианте, оттого он производит впечатление менее концентрированное по смыслу и форме.