Левитан Исаак Ильич
«Березовая роща», 1889
Бумага на холсте, масло 30 х 51 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» – писал о художнике Михаил Нестеров. Левитану суждено было стать основоположником нового направления в русской пейзажной живописи – «пейзажа-настроения». Созданные им образы природы пронизаны желанием выразить «божественное нечто, разлитое повсюду», – их музыкальные ассоциации колеблются от звонких, пронзительных, мажорных нот до симфоний настоящей скорби и тоски от неотвратимости хода времени, всепоглощающей стихии – как это выразилось в программном его произведении «Над вечным покоем» (1894).
Картина «Березовая роща» является одним из примеров обращения художника к импрессионистическим приемам живописи. Аромат солнечного дня, шелест березовых листьев, прохлада изумрудной травы в тени деревьев – такой удивительной осязательности достигает мастер в этой работе. Вибрирующим мазком кисти мастер передает малейшие цветовые градации в изображении зелени берез, их белоснежных стволов, лучей солнца. «Березовая роща» Левитана представляет собой будто выхваченный случайно «кадр» из жизни природы. Это сообщает полотну жизненность, вовлекая зрителя в дышащее свежим летним воздухом царство природы.