Левашово. Церковь Воскресения Христова.

Церковь Воскресения в Левашово Ярославской области. Уже в грамоте Ивана Грозного отмечено существование в селе холодной Никольской церкви и теплой в честь Иоанна Златоуста. Ныне существующий храм выстроен в 1779 году. Воскресенская церковь принадлежит к оригинальному типу двухстолпных храмов, сложившемуся на Русском Севере в 17 веке, а в 18 веке распространившемуся сначала в костромском и суздальском краях, а затем и по всей России. К западу от летнего храма расположена обширная четырёхстолпная трапезная начала 19 века и высокая позднебарочная колокольня.
Н. С. Борисов «Окрестности Ярославля», изд-во Искусство. — Москва, 1984

Церковь в Левашове — яркий и выразительный пример архаизирующей архитектуры конца 18 века. Построенная в правление Екатерины II, она выделяется большим четвериком с пятью огромными луковицами — типичными маркерами ярославской школы. От ярославской традиции, впрочем, храм отделяет двустолпная конструкция (ярославские храмы обычно имеют четыре столпа), но здесь она вполне объясняется принадлежностью к бывшей Костромской губернии, где двустолпные храмы как раз вполне типичны. Декор в целом выдержан в духе узорочья, то есть левашовский храм подчёркнуто старомоден, его архитектура — некая попытка противостоять победному шествию барокко, столичные формы которого к тому времени уже просочились даже в ярославскую строительную традицию, но не встретили понимания среди консервативно настроенных заказчиков. Но любопытно, насколько гармонично основной пятиглавый объём сочетается с колокольней. Она лишь незначительно моложе главного четверика, но уже всецело принадлежит стилистике перехода от барокко к классицизму.

Старинное село Левашово, что расположено между Ярославлем и Костромой, известно с середины ХVI века. И связано оно с царём Иваном Грозным. По крайней мере, в 1566 году государь издал жалованную грамоту, согласно которой Левашово со всеми окрестными деревнями и пустошами передавалось мужскому Спасскому монастырю Ярославля. В ведении этой обители село находилось почти два столетия. В этой грамоте также упоминались левашовские церкви в честь Иоанна Златоуста (тёплая) и Николая Чудотворца (холодная). Что же касается Воскресенского храма, о котором пойдёт речь, то его возвели в 1779 году. Средства на строительство собирали сами прихожане. Тогда в церкви организовали четыре престола — собственно, Воскресения Христова, Святителя Николая Чудотворца, Святой Троицы Живоначальной и Святителя Димитрия Ростовского. Строили её в северных традициях, которые к тому времени стали очень популярны в Костроме и Суздале, а затем, как отмечают специалисты, и по всей России.
Колокольня Воскресенской церкви, построенная в стиле позднего барокко, вызывает особый интерес. В первую очередь тем, что её архитектором был Степан Андреевич Воротилов — удивительнейший зодчий своего времени. Степан Андреевич был архитектором-самоучкой. Он родился в 1741 году в посаде Большие Соли, который славился своими резчиками, каменщиками и художниками. Его отец был небогатым мещанином, и сначала Степан вместе с ним занимался рыбалкой, учился на портного и кузнеца. А потом поступил в артель каменщиков и начал постигать новое для себя мастерство. Кроме того, он полностью самостоятельно обучился рисованию и черчению, а лет в тридцать начал изучать геометрию и алгебру, а также архитектуру. Воротилов возвёл немало замечательных храмов и архитектурных комплексов, однако вскоре его имя было незаслуженно забыто. Даже собор Костромского кремля исследователи приписывали то Д. Ухтомскому, то Б. Растрелли. А ведь он приводил в восторг современников. Исследователь русского зодчества Г. Лукомский отмечал, что «колокольня, построенная при соборе тем же зодчим С. Воротиловым, представляющая издали фантастическое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она ещё более потрясает своею грандиозностью. Внушительные марши лестниц, ведущих к ней, дают колокольне хорошее основание, а зимой, занесённые наполовину снегом, марши ступеней лестницы создают плавный переход от земли к самому сооружению, так что после метели колокольня кажется как бы вырастающей из массы снега». Интересная деталь: строительство комплекса обошлось в 12 тысяч рублей, а зодчему за работу выдали премию — 15 рублей!
Первой работой мастера считается перестройка колокольни Рождественской церкви в родных Больших Солях. Потом был проект двухэтажного Воскресенского храма с колокольней в Нерехте. Вот как их описывает С. В. Демидов в статье «Архитектор С. А. Воротилов»: «Сочные рамочные наличники с «ушами» и «слезками», многообломные профилированные карнизы, спаренные пилястры, полихромная лепнина в интерьере и пышная резьба иконостаса с иконами работы талантливого живописца Андрея Денисова сделали здание одним из красивейших в городе. Особым изяществом отличалась четырёхъярусная колокольня, завершающаяся колоколообразным куполом с овальными люкарнами и высоким шпилем». К слову, такое «оформление» колоколен со временем стало визитной карточкой архитектора. А левашовская звонница до сих пор по праву считается одним из лучших творений архитектора. Кроме того, авторству Воротилова принадлежал проект колокольни Рязанского кремля. Архитектор определил место, где должна стоять звонница и её высоту. Однако между городскими светскими и церковными властями возникли некоторые разногласия по поводу самого проекта. Поэтому реализован он не был, хотя и использовался частично при строительстве этого объекта. Помимо храмов в Больших Солях и Нерехте, Степан Воротилов спроектировал и возвёл немало церквей и гражданских объектов в других городах. Так, известно, что зодчий взял подряд на возведение Мучных и Гостиных рядов в Костроме по проекту губернского архитектора К. Клера, от себя добавив колоннаду и надвратную колокольню. Интересно, что сам Клер, увидев практически готовые ряды, возмутился дополнениями Воротилова. Он счёл, что эти дополнения испортили его задумку и сделали её крайне ненадёжной. Возмущение было настолько сильным, что Клер подал на Воротилова в суд! Однако разбирательства так и не начались — Воротилов скончался, и ряды достраивали уже его сын и брат.
Ярусная позднебарочная колокольня Воскресенского храма интересна ещё тем, что является своего рода «музеем ярославских колоколов». Дело в том, что когда после революции в Левашово приехали сборщики цветного металла, местные жители собрались у церкви и окружили звонницу — отстояли колокола, не позволив их сбросить. Так что у храма они — все сохранились «родные». Итак, старейший колокол Левашова датируется 1785 годом. Известно, что его отливал мастер Дмитрий Мартынов из тёмного металла, украсив достаточно лаконично. Он весит 104 пуда 13 фунтов (более полутора тонн). Второй — трёхсотпудовый — выполнен Христофором Крепышевым. На нём значится двойная дата отливки — 1803-1805. Так что его явно отливали дважды, причём в Воскресенском храме сейчас, по словам специалистов, находится вторая отливка с сохранением литер первой. А самый большой колокол — Благовест — в пятьсот с лишним пудов, как гласит вязь на нём, «вылит» в Ярославле на заводе… содержатель мануфактур — советник почетный гражданин первой гильдии купец Иван Порфирьевич Оловянишников».
Специалисты причисляют Воскресенскую церковь к храму соборного типа — уж слишком она была большая и слишком богато украшенная для «сельской местности». В частности, в ней были (и сохранились по сей день) удивительные фресковые росписи. Вот о них и пойдёт речь далее… Интерьерные фрески были выполнены в начале 1820-х годов изографами, тоже приглашёнными из села Большие Соли. Это были ученики знаменитых братьев Медведевых — Егор и Семён Казаковы, а также Пётр Васильев. Когда смотришь на эти фрески, невольно возникает ассоциация с итальянской академической живописью — до того техника русских художников напоминает фрески Помпеи. На стенах Воскресенского храма можно увидеть изображение античных портиков, колонн, лепнины, гризайлей. Интересны и фрески в трапезной, передающие различные библейские сюжеты: Благовещение, Моисей в пустыне, Моисей со скрижалями Завета, Путь Христа на Голгофу и другие.
После революции Воскресенский храм в Левашове закрыли не сразу. До 1935 года он оставался действующим, но потом печальная участь большинства церквей постигла и его. Сначала здание приспособили под склад. Есть сведения, датируемые 1938 годом, что в это время тёплый храм вдруг передали местной общине верующих, а летний — колхозу для хозяйственных нужд. Что только не располагалось в последнем: и сельсовет, и паспортный стол, и суд, и дворец бракосочетаний (!), и медпункт, и даже бюро ритуальных услуг. Печальна оказалась участь церковного кладбища. На его месте проложили магистраль, причём даже не перезахоронив останки покоившихся там людей. Таким образом, было утрачено огромное количество данных о жителях Левашова.
В 1959 году на Воскресенский храм обрушилось ещё одно несчастье. На сей раз это было стихийное бедствие — ураган. Он был настолько сильным, что снёс церковную крышу, а также три главы храма. Всё это оказалось на руку местным властям: они давно вынашивали планы закрытия церкви, и вот теперь подвернулся удобный предлог — мол, храм теперь находится в аварийном состоянии, служить там невозможно и крайне опасно — всё может обрушиться в любой момент. Прихожане не были согласны с таким решением. Они писали жалобы в различные инстанции, дошли даже до Москвы, но всё тщетно.
Ситуация начала меняться только в 80-е годы прошлого века. В 1986 году Воскресенский храм села Левашова внесли в реестр памятников истории и культуры регионального значения Ярославской области, а двумя годами позже вернули верующим. Началась долгая реставрация…
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №348, 2019

С архитектурной точки зрения Воскресенская церковь в Левашове — восхитительный образец «гибридной архитектуры» — сплав достижений нескольких региональных зодческих школ. В результате подобного синтеза появился выдающийся памятник, стопроцентных аналогов которому найти трудно.
Во-первых, церковь необычна уже своей конструкцией. Это двухстолпный храм. Такие сооружения мало того, что сами по себе достаточно редки, так ещё и характерны для иного времени и иного места. Время — ХVI-ХVII века, место — Русский Север. Двухстолпными были Благовещенский собор в Сольвычегодске (это, по-видимому, один из первых подобных храмов), Преображенский собор Соловецкого монастыря, Преображенская церковь Кирилло-Белозёрского монастыря. В зависимости от подтипа конструкций, барабан таких храмов или располагается над центром четверика, между столпами, с опорой на осевой свод, или же опирается на пару продольных арок, идущих от столпов к восточной стене, поперечную арку между столпами и непосредственно на восточную стену. С Русского Севера двухстолпные храмы пришли на Костромскую землю и в ближайшие окрестности.
Во-вторых, двухстолпный основной объём увенчан массивным «ярославским» пятиглавием. Традиции этой школы также анахроничны — относятся к ХVII веку, в ХVIII веке в самом Ярославле строили уже несколько иначе. Но такое запаздывание во времени легко объяснимо: всё-таки на периферию архитектурные веяния приходили позже, чем «в центр», и задерживались там дольше — благодаря большей склонности провинции к традиционному укладу. Именно в ХVIII веке возникли такие яркие наследники ярославской школы, как Спасо-Преображенский собор Углича, церковь Рождества Богородицы в селе Великом и вот — Воскресенский храм Левашова, причём последний выстроен на полвека позже и угличского, и великосельского храмов!
В третьих, колокольня — костромская, которую воздвиг местный архитектор-самоучка Степан Воротилов, сделавший ажурное завершение колокольни как в Левашове, так и в других местах, своего рода «визитной карточкой» костромской архитектурной школы. С лёгкой руки Степана Воротилова колокольни с игривым завершением в стилистике позднего барокко массово появились в Костроме, Нерехте, Больших Солях (ныне Некрасовское) и Левашове. Стоит обратить внимание на слуховые окна-люкарны в фигурной кровле колокольни и короткий шпиль. Типично ярославское пятиглавие, когда на массивные купола приходится полроста самой церкви. Центральный барабан световой, остальные глухие, но декоративно оформлены в тон центральному. Главы покрыты крупным металлическим лемехом. Двухстолпная конструкция храма имеет своё отражение в отделке фасадов четверика.
В отличие от четырёхстолпных храмов, большинство из которых имеет чётко выраженное трёхчастное членение, фасады Воскресенской церкви даже не пытаются мимикрировать под трёхчастность. Широкие пилястры, оформленные как сгруппированные: по три полуколонны, делят фасад на две равные части. Во втором свете каждого симметрично расположено по два огромных окна с наличниками в духе ХVIII века. Ложные закомары подчёркнуто декоративные. В нижнем ярусе четверика симметрия пропадает. Её нарушают окна разной высоты и дверные проёмы, сдвинутые ближе к алтарной части храма. На первый взгляд может показаться, что эта ассиметрия отсылает нас к эпохе узорочья, но это не так — те традиции ко второй половины ХVIII века уже забылись. Тем не менее, в декоре нижнего яруса можно усмотреть влияние суздальского зодчества (и если так, это уже четвёртая региональная школа!), а оно, безусловно, черпало вдохновение в лучших образцах узорочья. Алтарная апсида крупная, трёхчастная, с традиционными наличниками на окнах и дверью, расположенной близ восточной стены четверика, то есть у самой алтарной преграды. Высокая кровля достигает уровня карниза над вторым светом окон, под самыми ложными закомарами, подчёркивая масштабы апсиды.
Грандиозные, совершенно «не сельские» масштабы Воскресенской церкви в Левашове позволили разместить в одном храмовом здании целых четыре престола (включая летнюю и зимнюю половины): главный — во имя Воскресения Христова, во имя Святой Троицы, в честь святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. К сожалению, очень часто большие размеры имеют и свою оборотную сторону, когда дело доходит до капитального ремонта или полноценной реставрации сооружения, долго простоявшего в запустении. Банально не хватает денег на всё сразу, процесс восстановления приходится проводить по частям. Воскресенская церковь — не исключение; богослужения ныне совершаются в Никольском приделе (одном из исторических четырёх), остальные, включая и основной храм, находятся на разных стадиях ремонта. Вход в церковь через притвор под колокольней — дверной портал с частично сохранившейся старинной фреской, изображающей Иисуса Христа, над ним.
Сразу попадаем в обширную трапезную с приделами, где завершается реставрация и проходят службы. Здесь многое несёт на себе печать старины. Пожалуй, первое, что бросается в глаза — установленные у двух несущих столпов массивные сени с рельефным растительным орнаментом, а в них — старинные иконы: слева — Покров Пресвятой Богородицы, справа — Святитель Николай Чудотворец. Южный — Никольский — придел действующий; в нём от исторического убранства сохранились массивные подсвечники. Иконостасы северного и южного приделов выполнены в той же стилистике, что и сени с иконами: они одноярусные, золоченые, с богатым растительным орнаментом. Скорее, это не иконостасы в привычном для нас смысле, а именно алтарные преграды, которые стали появляться в православных храмах начиная с ХVIII века: невысокие, скрывающие престол, но оставляющие крытой внутреннюю часть конхи алтарной апсиды. Стенопись восстановленная, оригиналы первой половины ХIХ века.
В росписях широко используется техника гризайль — имитация рельефа стен при помощи различных оттенков одного цвета. Оригинальный иконостас не сохранился, взамен утраченного установлен современный. Воскресенскому храму в деле сохранения икон, можно сказать, не повезло: с момента возвращения церкви общине верующих его несколько раз грабили: в 1997-м году и дважды в 1998-м. За эти два года храм лишился двадцати восьми икон. Уносили всё, что, на взгляд грабителей могло представлять какую-либо ценность. В первую очередь, конечно,  иконы, в том числе Божией Матери «Толгская» и «Владимирская». Старинные подсвечники, которые сохранились в храме с дореволюционных времён, к счастью, унести не сумели — тяжело, зато, где смогли, оторвали декоративные элементы. Из древних икон сохранились образ Святителя Николая Угодника и икона Божией Матери «Одигитрия». Сейчас образ Богородицы находится в Ярославском музее, 17 лет назад её отреставрировала известный реставратор, мастер своего дела — Лариса Дмитриевна Рыбцева.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №348, 2019

Воскресенская церковь села Левашова каменная, с каменной колокольнею, построена в 1779 г. на средства прихожан. При самой церкви кладбище, обнесенное каменною оградою. Престолов четыре: в холодной – Воскресения Христова и в самом алтаре этой церкви придел во имя Пресвятой Троицы, в теплой: правый – во имя святит. Николая, Мирликийского чудотворца, левый – во имя святит. Димитрия, митрополита Ростовского. Церковный капитал общего назначения 16 650 руб.
Причт состоит из трех священников, диакона и трех псаломщиков. Дома у причта свои, исключая одного псаломщика, живущего в церковной сторожке, квартирных денег никто из причта не получает. Церковной земли в пользовании причта: 56 дес. 61 кв. саж., из которых луговой 21 дес., пахотной 28 дес., неудобной 5 дес. Планы на земли и межевые книги есть.
Прихожан муж. пола 3 391 душа, жен. пола 3 795. По занятию приход сельскохозяйственный, а излишек мужчин уходит в летние месяцы на заработки в Петербург каменщиками и штукатурами. Приходских селений 32, самое дальнее на расстоянии 8 верст от церкви. В приходе имеется одна двухклассная министерская школа и три одноклассных земских.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, том 1. — Кострома. Губернская типография, 1911 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?