Чем «порождается» нравственное чувство?
Источник его некоторые усматривают в социальной жизни.
Но это столь же поверхностный взгляд, как объяснение «произвольным зарождением» появления организмов в капле воды. Внешняя среда и её содержание оказывают несомненное влияние на развитие микроорганизмов, но не порождают их зародышей. Так и психический зародыш нравственности не порождается обществом в личности. Нравственное чувство лишь находит себе в обществе известное помещение, но само но себе, по природе своей, есть не общественное, а религиозное.
Духовный элемент человека есть отражение Божества, это дух Бога. Будучи свободен, дух наш именно не автономен, а, происходя от Бога, с Ним тесно связан и может жить нормально лишь в связи с Богом. Стремления духа отличаются абсолютностью и удовлетворимы только жизнью с Богом, Который есть единственное Абсолютное Существование. Но когда человек разрывает связь с Богом, то есть с Источником своей духовной жизни, то получает лже-ощущение «автономности».
Нося в себе требования абсолютного, человек чувствует, что они внушаются ему не миром, не земной природой, где совсем нет ничего абсолютного и все явно относительно. Поэтому человеку, оставившему связь с Богом, кажется, будто бы эти абсолютные, духовные стремления рождаются в нем самом, порождаются им самим. Посему он кажется самому себе как бы началом, источником духовных стремлений, которые ему дороже всего в мире. Он в этом отношении выше мира, независим от мира, «автономен»… если только нет Бога… или если человек не чувствует с Ним связи.
Эта «автономная» личность, со своими «автономными» нравственными стремлениями, принуждена, однако, жить здесь, на земле, среди явлений природы, среди условий социально-политических. Мало того, что должна жить: она должна действовать.
Духовное начало есть элемент непременной деятельности.
Это элемент творческий: такова его божественная природа. Дух есть жизнь, жизнь есть состояние активное. «Автономная» личность могла оторваться от Бога, но остается со своими свойствами духа. Где же ей действовать?
В природе, за отстранением жизни религиозной, есть лишь одна область, в которой имеются некоторые отражения духовности: это жизнь социально-политическая.
Хотя она тесно связана с законами природы органической и даже неорганической, и потому проникнута законами необходимости и относительности, – тем не менее, эта среда, созданная для земной жизни человека, дает некоторое место и для проявления духовных стремлений. Естественно, что эта среда «над-органической жизни», как выражаются некоторые ученые, и привлекает к себе жаждущую деятельности «автономную» личность.
Если к общественной жизни приходит личность, полная духовных стремлений, но свободная от лжеошущения своей воображаемой «автономности», то влияние такой личности на общественную и политическую жизнь в высшей степени благодетельно.
Это и есть праведники, спасающие города грешников, ими живет общество, ими поддерживается правда в коллективной жизни человечества.
Но воздействие «автономной» личности есть для общества истинное бедствие.
Эта личность желает заставить мир относительного, во что бы то ни стало, дать удовлетворение ее абсолютным стремлениям. Покориться законам мира она не согласна.
Она чувствует себя выше мира, чувствует себя независимой от него, она не видит ничего выше и сильнее самой себя. Поэтому ни при каких разочарованиях она психологически не способна примириться с мыслью, что природы не переделаешь. Такой человек не усовершенствует общества, потому что справедливо понимает, что оно, и «усовершенствованное», все-таки очень плохо с точки зрения духовных идеалов. Поэтому он радикально все разрушает и строит заново. Но увы, – после этого получается приблизительно то же, самое, что было раньше. Тогда начинается выдумывание новой идеи, опять ломка, опять постройка, и опять, понятно, с теми же результатами… Да еще и хуже, потому что теоретическое построение, на вид остроумное, все же не предвидит многого, что раньше было создано опытом. «Автоном» презирает опыт:
Будь ты проклят, растлевающий
Пошлый опыт – ум глупцов…
Так восклицает он и утешает себя мыслью:
Если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой…
Но сон остается сном, а действительность становится все хуже от ломок, постоянно нарушающих порядок, потому что нарушениями норм лучше всего пользуются именно разные пройдохи, для которых сущий клад все эти революции, дающие изобретательному дельцу все новые, раньше не изведанные, формы эксплуатации, не закрытые еще ни законом государства, ни опытом публики, как были закрыты прежние.
На все эти разрушения своих надежд «автономная» личность способна однако ответить только новыми ломками и фантастическими построениями… и так без конца.
При этом еще, должно заметить, люди этого нравственного типа желают непременно дел «великих», «всеобъемлющих». Стремление к абсолютному делает для них скучной мелкую работу пересоздания или разрушения только вокруг себя. Этому типу нужно всё общество, даже всё человечество. Тем шире становятся последния этой подтачивающей и разрушающей деятельности.
Удобны ли такие граждане с точки зрения разумного и благожелательного законодателя и устроителя государства? Выгодно ли воспитание общества в такой системе нравственности, которая даже из лучших натур создает общественную язву?
Лев Тихомиров.