Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь располагался в пойме реки Шексны, ниже Череповца, у деревни Леушино, в углу Новгородской губернии, на стыке с тремя соседними губерниями — Вологодской, Ярославской и Тверской. Теперь эта местность затоплена Рыбинским водохранилищем. В наше время ближе всего к затопленному Леушину село Мякса, Вологодской области на берегу Рыбинского водохранилища. https://sobory.ru/state/?location=4954
В конце XIX — начале XX века Леушинский монастырь был одним из самых больших и самых почитаемых женских монастырей России, наряду с женскими монастырями в Дивеево и Шамордино. В 1847 г. имение купили помещики Каргопольцевы — инженер-подпоручик Николай Николаевич Каргопольцев с семьей и его мать — Глафира Васильевна Каргопольцева. По желанию матери, стараниями их обоих (мать собирала средства, а сын организовывал строительство) удалось построить в Леушине храм. Строительство деревянной церкви св. Иоанна Предтечи началось в 1860 г., а в 1862 г. она была освящена.
В 1872 г. Каргопольцевы продали усадьбу. Землю купил петербургский купец И.М. Максимов для устройства здесь женской православной общины — купил после настоятельных уговоров монахини Сергии (в миру Анастасии Серединой, уроженки одного из окрестных сел) и жены купца. В 1875 г. была официально учреждена Леушинская женская община (пока не монастырь), ее настоятельницей стала Сергия.
К сожалению, начало истории общины связано с неурядицами, интригами. Первых двух настоятельниц — Сергию и сменившую ее в 1877 г. Леонтию (Марию Александровну Коврову) — Максимов и поддерживавшая его часть монахинь выжили из общины. Впору было неудавшуюся общину закрывать. Но все же в 1881 г. была сделана последняя попытка привести дела в общине в порядок. Настоятельницей была назначена Таисия — монахиня Званского Знаменского монастыря (в Новгородской губернии), до этого не имевшая опыта подобной работы. Таисии удалось, наконец, навести порядок (это стоило ей здоровья: после клеветнического доноса на нее она заболела нервной болезнью, продолжавшейся два месяца). В 1885 г. община официально получила статус Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Вскоре Леушинский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России.
Игумения монастыря Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1842-1915) — замечательная подвижница, очень много сделавшая не только для своего монастыря. Ее трудами были устроены новые и возобновлены ранее существовавшие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине св. Иоанна Кронштадского (духовного отца Таисии), Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны. Игумения Таисия обладала и литературным даром. Известны ее духовные стихи, а также прозаические работы — воспоминания: «Келейные записки» (изданы после ее смерти), «Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским» (1909). Предположительно ее же перу принадлежит «Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии» (1890), опубликованное без имени автора. Помимо прочего, эти три работы представляют интерес и как источники сведений по истории Леушинского монастыря.
Монастырь связан и с именем св. Иоанна Кронштадтского. Он бывал в монастыре каждое лето, начиная с 1891 г.; последний раз он приехал в Леушино незадолго до смерти, в 1908 г. Отец Иоанн освящал закладку зимнего Троицкого собора, по его благословению устроены подворья Леушинского монастыря в Рыбинске и в Петербурге. Игумения Таисия глубоко почитала Иоанна, считала себя его духовной дочерью.
После Октябрьского переворота Леушинский монастырь подвергался притеснениям со стороны властей, но все же некоторое время продолжал действовать. В 1931 г. он был закрыт. Монахини перебрались в Ленинград, на Леушинское подворье и там вскоре были арестованы. Игумения Агния, преемница Таисии была расстреляна в начале 1938 г.
В 1941-1947 гг. здания монастыря были затоплены Рыбинским водохранилищем. На фотографии 1950-х гг. над водой еще видны колокольня и остатки соборов. Позже исчезли и они. С 1999 г. ежегодно в ночь на 7 июля — день Рождества Иоанна Предтечи — на берегу Рыбинского водохранилища, в селе Мякса, напротив места затопления проводятся молитвенные стояния, устраиваемые санкт-петербургским Леушинским подворьем.
Леушинский монастырь был не только православной святыней, но и весьма интересным архитектурным ансамблем эклектики. Самым старым зданием на территории монастыря был деревянный дом — бывший усадебный дом Каргопольцевых, перенесенный на новое место, в юго-западный угол ограды и переделанный под келейный корпус. Следующими по времени постройки были три деревянных двухэтажных корпуса, построенные настоятельницей Леонтией (Ковровой) (между 1877 и 1881 г.). Один из них – настоятельский корпус, в котором была устроена церковь Спаса Нерукотворного Образа, долгое время остававшаяся единственным действующим храмом на территории общины, а затем монастыря. Леонтия (Коврова) начала также строительство каменной монастырской ограды, законченное уже Таисией в 1884 г. В 1887-1891 гг. был построен большой каменный храм – собор Похвалы Божией Матери (арх. М.А. Щурупов), ставший главным храмом монастыря. Вслед за ним построена колокольня с надвратной церковью Иоанна Рыльского, а в 1903 г. началось строительство зимнего Троицкого собора. Эти три монументальных здания играли главную роль в архитектурном ансамбле монастыря.
См. план монастыря конца XIX — начала XX века (к сожалению, условный, без соблюдения масштаба http://photoprogulki.narod.ru/leushino_plan.htm .
Облик монастыря известен по старым фотографиям. Особый интерес представляют 16 цветных фотографий, сделанных С.М. Прокудиным-Горским в 1909 г. Несомненно, фотографа сопровождала игумения Таисия (среди фотографий есть и ее портрет). Сюжеты, по меньшей мере, двух фотографий (на первый взгляд, нейтральные) явно перекликаются с воспоминаниями Таисии Леушинской «Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским». Это «Монастырский сенокос» (Иоанн Кронштадтский любил посещать сенокос во время своих приездов) и «Деревня Леушино» (видом полей с монастырем вдали любовался он напоследок при отъезде из Леушина летом 1908 г. – уже тяжело больной, незадолго до смерти).
Литература: 1. Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии. СПб, 1890. http://www.knigafund.ru/books/124006. 2. Игумения Таисия Леушинская. Келейные записки. Автобиография. Издательство «Леушинское подворье», СПб, 2004. 3. Игумения Таисия (Солопова). Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. В кн.: Игумения Таисия (Солопова). Автобиографические записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. М., «Отчий дом», 2006. 4. Леушино. Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. http://leushino.ru/
На территории Леушинского монастыря находилось 5 храмов:
1. Каменный собор Похвалы Божией Матери с приделами Михаила Архангела и Николая Чудотворца (главный храм обители). Строился по проекту известного архитектора М.А. Щурупова (1815-1901), создателя многих храмов в России, на Афоне и в Японии. Архитектура собора сочетала в себе традиции популярного тогда «русского стиля», а также умеренность в декоративных элементах и уравновешенность композиции, характерные для классицизма. В этом состояло главное отличие М.А. Щурупова от ведущих представителей «русского стиля» И.П. Ропета и В.А. Гартмана. Центральный придел освящен 08.09.1891 г., боковые – 09.09.1891 г. в сослужении 3 владык: архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева), епископа Орловского и Севского Мисаила (Крылова) и епископа Старорусского Антония (Соколова). В храме была похоронена игумения Таисия. Изначально собор не был оштукатурен. Таковым он зафиксирован на фото С.М. Прокудина-Горского (1909 г.). Но в 1910 г. из-за начавшегося разрушения наружных кирпичей, его пришлось оштукатурить и побелить. Храм закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 15.04.1935 г. и передан на нужды школы для трудновоспитуемых.
2. Троицкий собор с приделом преподобного Серафима Саровского. Также выдержан в духе исторических реминисценций. Центральный престол освящен 18.05.1906 г. архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Придел преп. Серафима Саровского освящен 10.07.1906 г. св. прав. Иоанном Кронштадтским. Закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 06.03.1931 г. и использован под мастерскую профшколы.
3. Деревянная домовая церковь Спаса Нерукотворного при настоятельских кельях. Освящена 15.09.1880 г. архимандритом Александро-Невской лавры Исаией. Закрыта в 1920-х гг. и переоборудована под клуб.
4. Каменная домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с приделом преп. Иоанна Рыльского при богадельне (рядом со святыми вратами). Центральный престол освящен в 1897 г., придел преп. Иоанна Рыльского освящен св. праведным Иоанном Кронштадтским в 1898 г. Закрыта в 1920-х гг., в здании разместилась профтехшкола.
5. Деревянный однопрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи освящен 17.06.1862 г. настоятелем Воскресенского собора г. Череповца протоиереем Георгием Вознесенским, находился близ восточной ограды монастыря, но за ее пределами. В 1876 г. он был передан в распоряжение Леушинской общины и на следующий год капитально отремонтирован (снаружи обшит тесом, выкрашен, устроено печное отопление). В 1899 г. храм вновь капитально отремонтирован, внутри оштукатурен, выкрашен на средства петербургской купчихи Сорокиной. В начале ХХ века из-за тесноты богослужения в нем совершались всего 2 раза в год. В храме покоился прах его устроительницы помещицы Г.В. Каргопольцевой. Закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 12.01.1929 г., здание предполагалось переоборудовать «под культурно-просветительские учреждения». В том же году храм был разобран и использован на постройку народного дома.
Помимо храмов, монастырь имел 7 корпусов внутри монастырской ограды и 10 в одной связи с оградой, в основном двухэтажных на каменных фундаментах, либо кирпичных. Имелось также значительное число построек вне обители, в том числе двухэтажная гостиница для паломников, церковно-приходская школа, дома для причта и т.д. Украшением обители была высокая надвратная колокольня (1898 г.), располагавшаяся в северной ограде монастыря. Внутри монастыря недалеко от настоятельского корпуса имелась каменная часовня Благовещения Божией Матери (1905-1906 гг.), где совершалось неусыпаемое чтение канонов и акафистов Божией Матери.