Летний сад — старейший в Санкт-Петербурге и любимое детище Петра I Великого, сегодня — это жемчужина в парковом ожерелье Санкт-Петербурга. Летний сад занимает отдельный одноименный остров, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей Канавкой.
Летний сад Петра I
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Но первоначально он представлял собой обычный сад. Планировка сада была сформирована к 1710-м годам, появились продольные аллеи, ведущие от Невы в сад, поперечные и радиальные, разделяющие сад на боскеты.
По воле Петра I, страстно любившего водные забавы, Летний сад был украшен множеством фонтанов. Они располагались на площадях аллей, в боскетах и зелёных кабинетах, в центре Карпиева пруда.
Авторы проекта летнего сада
Над проектом работали русские и зарубежные архитекторы и садоводы: Иван Матвеев, Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Михаил Земцов, Франческо Растрелли, садоводы Ян Розен, Илья Сурьмин, Шредер из Швеции и другие. За несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемоний и торжеств.
Первый профессионально выполненный садовый проект принадлежит голландскому садовнику Яну Розену. В 1717 году царь Пётр Великий сам внёс поправки в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все бытовые детали.
Планировка летнего сада
Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут 3 параллельные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. С запада и юга сад ограничен искусственными каналами — Лебяжьей канавкой и каналом, соединяющим реку Фонтанку с истоком реки Мойки.
Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более торжественно устроенная, называлась Первым Летним садом. Южная часть, в которой наряду с садовыми проектами находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, называлась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, который, однако, не соединялся с Фонтанкой.
Первый Летний сад
В соответствии с правилами изящного озеленения аллеи Летнего сада были сплошь обсажены аккуратно подстриженными кустарниками — своеобразными зелёными стенами, так называемыми шпалерами.
Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты были заняты различными садовыми проектами. В боскете «Менажерийный пруд» был овальный пруд, в центре которого находился остров с беседкой.
В другом боскете был «Птичий двор» с голубятней и птичьими домиками. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали окольные дороги, шедшие крест-накрест, – аллеи-тоннели, сводами для которых служили ветви деревьев, вплетённые в каркас.
В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада были украшены мраморными статуями и бюстами, привезёнными из Италии. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.
На берегу реки Фонтанки в 1714-1725 годах строился Грот — первое садовое сооружение такого рода в России. Его авторы: архитекторы Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Николо Микетти, Михаил Земцов. Внутри Грота стены были выложены раковинами и кусками туфа.
Гостей Грота встречало таинственное царство морского бога, освещённое лучами солнца, проникающими сквозь световой фонарик. В больших зеркалах ниш журчали фонтаны Тритонов.
Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, сложенной из различных камней и раковин, а лев томился в пещере под горой. Стоит заметить, что в символике петровских времен Нептун представлял самого Петра I, а лев — Швецию.
Второй Летний сад
Большую часть Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого располагались фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.
В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I, возведённым в 1710-1712 годах архитектором Трезини. В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I для жены Петра – Екатерины Алексеевны был построен Второй Летний дворец со службами. Его построили в 1721-1726 годах архитекторы Стефан Ван-Звитен, Доменико Трезини, Михаил Земцов.
К этому дворцу примыкало здание художественной галереи, в котором размещалась коллекция работ выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея стала новшеством в культурной жизни России. К сожалению, оба здания не сохранились до наших дней.
На берегу Невы располагались галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведённая по проекту талантливого русского архитектора Михаила Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским.
Устройство летнего сада
Работы по устройству Летнего сада были поручены архитектору Ивану Угрюмову, который получил в свое распоряжение болотистую территорию, непригодную даже для высадки деревьев. С целью осушения почвы был вырыт мелиоративный канал, создана система водоемов.
В огромном количестве сюда завозилась земля, которую подсыпали в разных частях сада по мере необходимости. Главный архитектор успел за 4 года создать твёрдую почву, пригодную для строительства, соорудить первые фонтаны, организовать гавань, которая обеспечивала доступ к саду небольших судов с Невы.
С 1710 года началась активная застройка территории архитектурными объектами. Будучи летней резиденцией Петра, сад долгое время оставался недоступным для обычной публики. Попасть в него можно было только по личному приглашению государя, который проводил здесь многочисленные балы и ассамблеи.
Зелёные насаждения летнего сада
В период с 1710 по 1716 год к ландшафту сада добавились Лебяжий и Поперечный каналы. Строится каменный Летний дворец. Для оформления аллей сада из Италии была привезена коллекция скульптурных композиций.
Зелёные насаждения в 1712 году перешли в ведение голландского садовника Яна Роозена, который за 13 лет придал царской резиденции облик европейского регулярного сада. Среди построек того времени стоит отметить Грот – уникальное для России парковое сооружение.
В 1730-х годах на берегу Невы, на месте «Залы для славных торжествований», возведённой по проекту архитектора Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским, Франческо Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.
Летний сад при Елизавете Петровне
С 1725 по 1750 годы архитектурный парковый ансамбль дополняют блистательные постройки архитектора Растрелли. Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья выросли и окрепли, фонтаны функционировали исправно.
При императрице, дочери Петра Великого, Летний сад был открыт для широкой публики. Примыкавший до того к Неве сад, теперь отделяется от реки свайной набережной. По проекту Растрелли заново заложили клумбы сложного геометрического рисунка – партеры вдоль Лебяжьей канавки, напротив фасада Второго Летнего дворца.
С юга партерную часть замыкал Амфитеатр – каскад, украшенный скульптурными бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего летнего сада, ныне Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка. Здесь в 1740-х годах Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.
Создание ограды в летнем саду
Расцвет Летнего сада во второй половине XVIII века постепенно отошёл в прошлое. В годы правления Екатерины II регулярные сады в Европе выходят из моды, и царский парковый комплекс постепенно теряет свою актуальность.
А после трагического наводнения 1777 года, которое разрушило или повредило насаждения, статуи и фонтаны Летнего сада, было принято решение не восстанавливать утраченные постройки и фонтаны, а обустроить сад в соответствии с новой модой.
Разделённый изначально на 2 части, сад превращается в единый комплекс. Екатерина II приказала восстановить насаждения, однако – разобрать фонтаны.
Но и тогда же, именно в эпоху правления Екатерины Великой, Летний сад получил новое украшение — пышную ограду со стороны Невы, выполненную архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном в 1770-1784 годы.
К 1784 году завершилось изготовление знаменитой ограды – красивейшей решётки Летнего сада, служащей и поныне его «визитной карточкой» и одним из символов, известным во всём мире. От именного указа императрицы Екатерины II о строительстве ограды, последовавшего в 1770 году, прошло 16 лет до полного завершения работ.
Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отражающих этапы этой работы. В 1775 году начали забивать сваи и закладывать фундамент. Основание ограды, колонны и венчающие их вазы были вырезаны из «дикого камня» — так в XVIII веке назывался красный гранит Выборгского месторождения. Звенья ограды и ворота были выкованы из железа в Туле. Бронзовые позолоченные украшения оживляют строгий вид решётки Летнего сада.
Звенья забора укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения составляет 232 метра. Первоначально в заборе было 3 калитки, расположенные напротив главных аллей сада. Центральные ворота имели другое завершение, нежели боковые.
Летний сад в XIX веке
К началу XIX века Летний сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек остались только Петровский Летний дворец и полуразрушенный Грот.
Но и в XIX веке в саду появляются новые постройки. В 1826 году остатки Грота были перестроены архитектором Карлом Росси под кофейню – Кофейный домик. Спустя год, в 1827 году, неподалеку был построен деревянный Чайный домик по проекту архитектора Людвига Шарлеманя. Он же и Пьер-Доминик Базен в 1826 году со стороны Мойки построили чугунную ограду.
По чертежам Людвига Шарлеманя также изготовили и установили кронштейны в форме вееров, тактично вписавшиеся в Невскую ограду. В этот же период по проектам этого же зодчего был построен ряд сооружений, сохранившихся до наших дней.
В XIX веке Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться как общественный городской сад «для прилично одетой публики». По указу императора Николая I в саду ведутся масштабные работы.
В 1839 году у южных ворот сада была установлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла Иоганна XIV. Ваза была сделана в шведском городе Эльфдален и называется Эльфдаленской.
В 1855 году на одной из площадок сада, в бывшем «Французском боскете», был установлен памятник великому русскому баснописцу Ивану Крылову, созданный скульптором Петром Карловичем Клодтом. Это был первый памятник писателю в России.
Летний дворец Петра I в летнем саду
Одновременно с началом обустройства сада, Пётр I повелел построить себе летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом.
С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год, преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведён каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде Святого Георгия.
Автором проекта стал Доменико Трезини. Постройка и отделка дворца были закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, и может служить характерным примером архитектуры того времени. А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей историко-художественной направленности.
Коллекция скульптур летнего сада
Основную часть коллекции скульптур Летнего сада составляют работы итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Подбор композиций для украшения аллей Летнего сада начался при Петре I, когда в Италию с этой целью были отправлены знатоки искусства.
К 1728 году коллекция насчитывала уже более сотни скульптур как исторической, так и мифологической тематики. Часть собрания представляют собой скульптуры-аллегории.
В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит коллекции Русского музея. Множество статуй заменено копиями, поскольку из-за неблагоприятного климата, мраморные скульптуры сильно пострадали.
Заходя в Летний Сад со стороны Невы практически никто не упускает возможность посмотреть на памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В народе его давно называют «дедушка Крылов» благодаря атмосфере теплоты и гостеприимства, царящей вокруг.
Комплексная реставрация летнего сада
В конце 1990-х началась работа над эскизным проектом реставрации Летнего сада. В 2004 году комплекс «Летний сад, Летний дворец, Дом Петра I» был передан в оперативное управление Государственному Русскому музею.
С 2006 года возобновились работы по проекту реставрации Летнего сада, который неоднократно обсуждался на заседаниях Учёного совета Русского музея, Научно-экспертных советов по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга.
Рекомендации Коллегии Министерства культуры Российской Федерации были приняты во внимание. Проект предусматривал сохранение планировки сада Петровского времени, реконструкцию 4-х центральных боскетов, Малой оранжереи, Красного сада, 8 фонтанов, парадного партера и посадку шпалер в качестве фона для мраморной скульптуры.
Наконец, в 2009-2011 годах в Летнем саду провели комплексную реставрацию. Проект реализовывался ООО «Профиль» и сотрудниками ОАО «Санкт-Петербургский институт «Ленпроектреставрация».
В День города — 27 мая 2012 года, после 2-х с половиной лет реставрации, Летний сад торжественно открылся для посетителей.