В 1796 году архитектор графа Алексея Григорьевича Орлова разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего. Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроены ещё один «Ванный» павильон, романтический «Таинственный» грот и множество других парковых достопримечательностей. Не все из них сохранились. Самым известным был «Воздушный театр», устроенный в 1830 году и просуществовавший до 1834-го — крытая галерея полукружием; сцена была приспособлена так, что декорации заменялись деревьями и кустами.
Летний домик был выстроен из дерева и решен в духе классической архитектуры — простой симметричный план, по шесть колонн коринфского ордера с каждого большего фасада и по одноэтажной беседке со ставнями-решетками с каждого малого.
Англичанка Кэтрин Вильмот, посетившая сад в 1807 году, писала: «Он изрезан бесчисленными дорожками, холмиками, лужайками и обрывами; разнообразие беседок и купален радует глаз. Между прочим, в парковой архитектуре используется берёзовая кора: вы и представить себе не можете, как это замечательно выглядит – как будто летние домики и беседки возведены рукой самой природы».
С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года. А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году — вредная Н. П. Голицына («Пиковая Дама») категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный. Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.
В послереволюционное время Домик использовался по-разному, дольше всего в нем размещался дом творчества Союза писателей СССР. До глобального преобразования Парка Горького в нем была библиотека-читальня. Сейчас там располагается фотоателье.
Автор статьи: Николай Васильев
Материал с портала «Узнай Москву»