Лески. Церковь Николая Чудотворца.

Село Лесковское, Тобольской губернии, Тюкалинского уезада, Драгунской волости, расположено при озере; ближайший вокзал станция Кочубаево, 60 верст; Почтово-Телеграфная Контора в гор. Тюкалинске, 60 верстах; корреспонденция получается при Драгунском Волостном Правлении. Расстояние от уездного города 60 верст, от Епархиального и от местного Благочинного 120 верст. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, каменная, построена в 1860-1866 годах, частью на средства благотворителя тюкалинского купца Исаака Андреевича Лантратова, частью на средства прихожан; прочна, но не вместительна. Чудотворных и местно чтимых икон нет. Крестные ходы бывают — один на Пасхе, а другой в июне месяце по полям.
Приписные деревни: Долгановка — в 12 вер., Королево — в 18 вер., Шипачево — в 13 вер., Черноостровка — в 18 вер., Драгунская — в 15 вер., Утечья — в 25 вер., Назарова — в 17 вер., Черемновка — в 10 вер., Фомиха — в 30 вер., Лебедка — в 40 верстах. Часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для священника и двум псаломщикам дома есть, а для диакона нет. Усадебной земли 3 десятины, пахотной, сенокосной и под лесом 99 десятин, но вся она не удобна. священнику жалования положено 140 руб. в год, диакону жалования нет, псаломщикам по 40 руб. в год; жалование получается от казны. Капиталов причта нет. Капиталы церкви в банковских билетах 1900 рублей, процентов получается 76 руб. в год. В братскую кружку дохода бывает до 900 руб. в год.
В Лесковском приходе есть две школы грамоты: одна в деревне Драгунской, с жалованием от казны 36 руб. в год, учитилем в ней состоит крестьянин Николай Лесков, детей в ней учится 5 человек, а вне школы остается до 60 человек; вторая в деревне Утечьей, с жалованием от крестьян по 3 рубля за учебный месяц, учителем в ней состоит солдат Василий Бачин, детей в ней учится 15 человек, а вне школы остается до 40 человек. Населения в приходе: муж. пола 1632, из них раскольников 3, жен. — 1737, из них раскольниц 4; раскольники принадлежат к беспоповской секте; население относится к ним с презрением, а равно и раскольники к православным.
По Высочайше утвержденному расписанию 16 февраля 1885 года положено состоять: священнику, диакону и двум псаломщикам; на лицо состоят: Священник Иоанн Иоаннович Черняев, 25 лет, из первого класса Тобольской Духовной Семинарии, служит 1 год, наград не имеет. Псаломщик Михаил Александрович Преображенский, 27 лет, окончил курс в Тобольском Духовном Училище, служит в настоящем приходе 9 лет. И. д. псаломщика Алексий Меркурьев, из 4-го класса Тобольской Духовной Семинарии.Источник: «Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии.» Омск, 1900.

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1866 году на средства, выделенные тюкалинским купцом Исааком Андреевичем Лантратовым и прихожанами. Место расположения церкви в те годы — с. Лесковское Тюкалинского уезда.
Первоначальный облик строения позволяет восстановить страховая ведомость от 2 августа 1910 года: «Церковь каменная, оштукатурена снаружи и внутри, покрыта железом, окрашенным масляной краской. На церкви имеется одна небольшая деревянная главка; больших окон — 10; дверей наружных, створчатых, обшитых железом — 3, внутренних — 6… Церковь отапливается одной печью круглой, обшитой железом. Колокольня общей высотой до верха карниза -1 саж. 2 арш. Ближайшая к церкви постройка — дом священника — находится с северной стороны в 25 саж…». Другой источник утверждает, что «это была одноэтажная каменная церковь со стенами, выкрашенными масляной краской и оштукатуренным фасадом». Церковь оценена вместе с иконостасом и колокольней в 9 000 руб. (Страховая ведомость, датированная 02.08.1910 г.).
Ядро храма — односветный четверик, — к которому примыкают пониженные прямоугольные апсида и трапезная, а к последней — двухъярусная колокольня с нижним прямоугольным, вытянутым в направлении север — юг ярусом, и верхним — восьмигранным — шатром. Железная кровля была уложена по деревянной обрешетке (сейчас шатровое покрытие разрушено, остался лишь деревянный каркас со шпилем). Четыре широких грани яруса звона, ориентированных по сторонам света, прорезаны прямоугольными окнами с полуциркульным завершением. Узкие диагональные грани завершаются высокими фронтонами. Плоскости стен боковых фасадов апсиды и первого яруса колокольни имеют по одному окну, трапезной и четверика храма — по два оконных проема. Все окна высоко подняты на уровень пят арок входных проемов. В центральной части четверика расположено по одной входной двери — с северной и южной сторон. Проемы представлены вертикально вытянутой прямоугольной формой и имеют полуциркульное завершение. Фрагментарно сохранились металлические решетки на окнах и в верхней части дверных проемов четверика храма. На уровне пят арок входных проемов и оснований окон фасады здания членятся карнизом на два яруса. Верхний из них завершается антаблементом, раскрепованным над трапезной и апсидой типично дорическому, имеющему гладкий архитрав, фриз из метоп и триглифов, несложный профилированный карниз. Вертикальное членение северного и южного фасадов храмовой части и первого яруса колокольни осуществляется одиночными дорическими пилястрами, широкими внизу и узкими в верхней части. Аналогично оформлен и главный фасад церкви, разделенный спаренными пилястрами на три части. Центр выделен дверным проемом с арочным завершением и розеткой. Колокольня по сторонам света прорезана арочными проемами, углы оформлены лопатками.
Длина церкви, считая и колокольню, 10 сажен, наибольшая ширина 4 саж. Высота до верха карниза — 3 саж. 1 арш. Иконостас длиной — 3 саж. 1 арш., высотой — 2 саж. 1 арш. (Оценён в 3 000 руб.). О приходе. По сведениям 1900 года. Крестные ходы были: один на Пасху, а другой — в июне месяце по полям. В приходе состояло 10 деревень, 1632 души мужского пола и 1737 душ женского пола, из них было 7 раскольников.
При церкви имелось 3 десятины усадебной земли, 99 десятин пахотной и столько же десятин сенокосной и под лесом.
По утвержденному расписанию от 16 февраля 1885 года, в храме состояли по одному священнику и дьякону и два псаломщика. При церкви располагалась церковно-приходская школа, построенная в 1901 году и оцененная в 1 000 рублей. Псаломщиком с 15 января 1914 г. был Константин Платонович Трофимов (1892-?).
В 1920 году произведена национализация имущества, ликвидация молитвенного здания относится к 1937 году. В деле «Журнал регистрации заявлений и учета церковных зданий» имеется информация о храмах за 1945 год. По Называевскому району: «д. Лески Ростовского с/с — Никольская, одноэтажная, каменная — механически прекратила действие — не используется — купола сняты, состояние хорошее — внутреннее оборудование находится в церкви».
В документах ГАОО обнаружено только еще одно упоминание церкви в Лесках до войны, где говорится, что священник Александр Владимирович Фокинский в июле 1935 года обложен продуктовым налогом, в том числе — 50 кг мяса.
Какие события привели к «механическому прекращению действия» церкви? Ответ мы находим в книге М.С. Шангина «Террор против совести». В 1937 году на священника А.В. Фокинского поступило несколько доносов в УНКВД Омской области. Арестовали Александра Владимировича 11 августа 1937 года. Но первый допрос, датированный 13 января и связанный с делом епископа Антония (А.Н. Миловидова). В нем говорится: «Миловидов… давал мне установку, что нужно всеми силами стремиться закреплять храм, закреплять верующих, — внушать им о необходимости держаться за религию — путём высказывания во время служения в проповедях и личным внушением в беседах с гражданами. Кроме того, он говорил, что для того, чтобы увеличилось число верующих, нужно внушать колхозникам, чтобы последние выходили из колхозов…»
Тексты допросов противоречивы — с одной стороны А.В. Фокинский говорит как глубоко верующий духовный пастырь, заботящийся о своих прихожанах, с другой, как «контрреволюционер». Что доказывает давление на священника и непорядочность следователя. Священником в Лесках о. Александр был с 1930 года. Вместе с ним по делу были осуждены Иван Никитич Сливко, Иван Тимофеевич Бородин — председатель церковного совета и Евдокия Егоровна Минеева — монахиня, работавшая сапожником. Всех их обвинили по статье 58-10,11 и расстреляли.
Николаевская церковь в с. Лески в течение многих лет была в полуразрушенном состоянии — с неё сняли крышу, выломали рамы.
http://www.omskmap.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?