Год постройки: середина XVII — XVIII вв. Возобновлён после 1905 г. Год утраты: первая половина ХХ в. Памятные знаки с крестами, иконами, молитвами — 1995-2005 гг.
В лесу у Беливо до XIX в. существовал мужской старообрядческий монастырь, позже ликвидированный властями. После ликвидации старообрядческого скита у Беливо на его месте была выстроена деревянная часовня у могилы почитаемого старообрядцами старца Леонтия Беливского (XVIII в.). В настоящее время место часовни отмечено памятным крестом. Место, почитаемое старообрядцами всей России.
Скит святого Леонтия вблизи села Беливо Орехово-Зуевского района – это, наверное, самое необычное место старообрядческой духовной культуры всей Московской области. Некогда здесь, в глубине леса, стоял монастырь, основанный в 1671 году святыми старцами Леонтием и Иосифом. Во время наиболее решительных правительственных действий по ликвидации раскольнических скитов в середине 19 века обитель сожгли. Но люди продолжают приходить молиться на это место в глухом лесу и по сей день, как в огромный храм без стен, алтаря и Царских врат.
Беливские скиты — это одно из удивительных и внешне совершенно необычных мест, связанных с историей старообрядчества. Некогда рядом с селом Беливо располагался самый крупный из гуслицких монастырей — обитель старца Леонтия. Для иноков-старообрядцев здесь было самое спокойное место. Способствовала этому и дикая природа с обилием непроходимых болот, и то, что это было пограничье с Владимирской губернией. Монастырь всячески поддерживало и старообрядческое население, живущее вокруг.
Существовавшие в монастыре стройное пение и выразительное чтение, строгое исполнение церковного устава, суровая жизнь братии — все это привлекало толпы богомольцев из окрестных селений и снискало монастырю заслуженное уважение и любовь гусляков. Год от года монастырь рос с невероятной быстротой. В период расцвета число братии достигло 240 человек. Строевого леса вокруг было много, а хорошие плотники среди иноков, большинство из которых принадлежало к крестьянскому сословию, находились всегда.
Были выстроены монастырская гостиница, здание библиотеки и многое другое. При монастырской гостинице в праздничные дни велись духовно-нравственные беседы, послушать которые собирались многочисленные паломники — приверженцы старой веры. Одна из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром — монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет.
Однако «золотой век» обители среди болот и лесов продолжался недолго. По повелению императора Николая I в Беливо была направлена жандармская экспедиция. Монастырь разрушили, братия разбежалась по лесам, некоторых власти арестовали и заключили в тюрьму. Но святое место не было забыто. По лесным тропам к могилам старцев и монастырскому колодцу продолжали тайно приходить богомольцы.
Ныне в беливском лесу на деревьях вывешены иконы и таблички с духовными или историческими текстами. Например: «Имея Христа в сердце, бойся, как бы его не потерять, а с Ним и покоя сердечного…», «На нашей памяти здесь, на берегу лесной речушки, стояла последняя часть обгоревшей кельи и лошадиной телеги. Старики, как могли, берегли их».
Сохранились и могилы трёх старцев – одного из которых, последнего игумена Леонтия, звали так же, как и основателя монастыря. Рассказывают, что после разорения обители он вернулся в лес и стал жить в землянке как отшельник.
http://e-kurier.info/articles/4688