#мастера
15 января 1891 года состоялось первое выступление молодого тенора Леонида Собинова в составе профессиональной труппы — в хоре украинских исполнителей Марьи Заньковецкой и Николая Садовского, приехавших в Москву с гастролями. Эту дату впоследствии стали считать началом сценической деятельности Леонида Собинова.
В 1892 году на одном из благотворительных вечеров университетского хора в Большом зале Российского благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов) Собинов познакомился с дирижером и пианистом Петром Шостаковским. Услышав исполнение Собинова, музыкант, возглавлявший в тот период Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 года вошло в состав Государственного института театрального искусства — ГИТИС), сразу же зачислил начинающего тенора в класс вокального педагога Александра Додонова. В 1893 году по результатам экзаменов Собинов был переведен сразу на третий курс училища.
Во время обучения сразу в двух вузах, Леонид Собинов много выступал в камерной обстановке и на театральной сцене под псевдонимом Собини.
В 1894 году Собинов окончил университет с дипломом I степени, после чего в течение года проходил обязательную воинскую службу в Московском пехотном юнкерском училище, по окончании которого вышел в отставку в чине подпоручика.
В 1895 году поступил на должность помощника присяжного поверенного в Московский окружной суд, работал под руководством известного столичного адвоката Федора Плевако. Особый интерес у начинающего юриста вызывала цивилистика (гражданское право).
На одном из судебных заседаний судья обратился к помощнику присяжного поверенного Собинову, участвовавшему в процессе, с вопросом: «Что вы нам, соловей, сегодня споете?». «И тогда папа понял, что он будет или лучшим певцом среди юристов, или лучшим юристом среди певцов. Надо было выбирать». — вспоминала его дочь.
В 1896 году для завершения музыкального образования Собинов перешел в класс педагога Александры Сантагано Горчаковой.
24 апреля 1897 года, вскоре после окончания музыкального училища, состоялся дебют начинающего тенора на сцене Императорского большого театра (ныне – Государственный академический Большой театр). Собинов спел партию князя Синодала в опере Антона Рубинштейна «Демон», после чего юноше предложили заключить контракт сроком на два года в качестве певца тенора на первые и вторые партии.
В 1899 г. в труппу Большого театра поступил Федор Иванович Шаляпин. Вместе они пели в опере Гуно «Фауст». Великие партнеры-единомышленники наслаждались настоящим общением на сцене, в четком контрасте творили своих героев: резкий в движениях злой дух Мефистофель- Шаляпин и юношески порывистый Фауст-Собинов. Позже судьба разведет их — виноваты в этом то ли интриги в театре, то ли газетчики, но до этого долгие годы теплая дружба связывала этих великих артистов.
Осенью 1899 года Собинов окончательно бросил адвокатскую практику и целиком посвятил себя музыкальной карьере.
На сцену Императорского Большого театра тенор выходил 623 раза в 35 ролях. Самыми известными из них стали партии Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин», Лоэнгрина в одноименной опере Рихарда Вагнера, Вертера в опере Жюля Массне «Вертер», Ромео в опере Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».
В 1901 году во время гастрольной поездки в Санкт Петербург Собинов записал свою первую грампластинку для английской фирмы «Граммофон» (Gramophone Company).
В 1904-1905 годах состоялись первые гастроли оперного тенора в Италии. В знаменитом миланском театре «Ла Скала» (Teatro alla Scala) он исполнял классическую итальянскую программу. Наиболее значимыми партиями этого периода стали: Эрнесто в опере Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», Фра-Дьяволо в одноименной опере Даниэля Обера, Альфред в опере Джузеппе Верди «Травиата».
В 1907 году Леонид Собинов успешно гастролировал в театре князя Монакского в Монте-Карло. В 1908 году Собинов приехал в Испанию, где выступил в мадридском театре «Реаль» (Teatro Real). В этом же году певец принял участие в симфонических концертах дирижера Сергея Кусивицкого в Берлине.
В 1910-1911 годах Леонид Собинов совместно с Василием Шкафером попробовал себя в роли режиссера на сцене Большого театра.
В 1911 году Собинов был избран директором Музыкально драматического училища Московского филармонического общества, а также Императорского русского музыкального общества (ИРМО).
Собинов спокойно принял произошедшие в стране в 1917 году политические изменения и продолжил заниматься музыкальной деятельностью. При Временном правительстве он стал сначала комиссаром, а затем и первым выборным директором Большого театра.
Однако уже в 1918 году во время гастрольной поездки на Украину, певец оказался отрезанным от Москвы охватившей страну Гражданской войной и работал сначала в Киеве, где в 1919 году стал председателем Музыкального комитета Всеукраинского отдела искусств, а затем в Крыму. Там в 1920 году легендарный тенор был назначен заведующим подотделом искусств Севастопольского отдела народного образования.
В 1921 году Леониду Собинову удалось вернуться в Москву, после чего он вновь продолжил возглавлять Большой театр.
В 1934 году певец стал художественным руководителем Оперной студии Большого театра имени Константина Станиславского (в 1941 году вошла в состав «Московского академического музыкального театра (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко»).