На том месте, где прежде был основанный преподобным Антонием Леохнов монастырь, теперь находится село Леохново, отстоящее от города Старой Руссы в 37 километрах по дороге. Окрестные деревни Еваново, Виленка, Елицы, Гостеж составляют основу прихода Спасо-Преображенской церкви. Из описания жизни преподобного известно, что он вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове церковь во имя Преображения Господня. В начале XVII столетия монастырь совершенно был разорен шведами, а братия умерщвлена; но в скором времени опять был восстановлен, когда около 1630 г. перенесены были в него нетленные мощи преподобного.
В середине XVIII столетия в нем было две церкви. Одна, во имя Преображения Господня, построенная в 1690 г., была четырехстенной постройкой длиной 6 и шириной 3 сажени, с алтарем, трапезою и папертью, крытая тесом. На ней были две главы, обитые деревянной чешуей, с железными крестами. Иконостас в церкви был трехъярусный, «платной работы». Вторая церковь, во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы построена в 1727 г. Длиной она была 10 и шириной 3 сажени, построена на взмостье; на ней сруб восьмистенный, глава также обита чешуей и крест железный восьмиконечный. В этой церкви иконостас был четырехъярусный. При церкви имелась колокольня шестистенная с семью колоколами, большой — 15 пудов весом. Малый же железный колокол сохранялся еще со времени преподобного Антония. В монастыре были две настоятельские кельи, соединенные сенями, и две новые братские. Что касается способов содержания монастыря, то они были различны. Главным источником содержания служила земля. Царь Василий Иванович Шуйский освободил от оброка и пошлин пустоши Дурново и Еваново, бывшие доселе оброчными. Грамота, выданная монастырю царем Василием Ивановичем Шуйским на владение перечисленными пожнями и пустошами, затерялась во время шведского разорения.
Кроме земли, средствами содержания монастыря были рыбные ловли на озере Ильмене. Монастырь имел право посылать до царствования Василия Ивановича Шуйского 4 человека ловить рыбу; царь же Василий Иванович дал право монастырю посылать 8 ловцов. Так, в 1681 г., со всеми вотчинами и угодьями он был приписан к Новгородскому Юрьеву монастырю , в 1687 г. — к Новгородскому архиерейскому дому, в начале же XVIII века мы находим его приписанным к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю
Полное название монастыря было Леохнов-Ивецкий-Антониев-Спасский. В 1764 г. по штатам монастырь упразднен и обращен в приходскую церковь.
Каменная церковь XVIII века сохранилась до настоящего времени, но в перестроенном виде. Первоначально она была построена крестообразно, вместе с колокольней. Первая капитальная перестройка была произведена в 1820-е годы: южный придел преподобного Антония был расширен и получил прямоугольный план; был пристроен и северо-западный угол церкви.
В 1853 г. кладбище, устроенное вокруг церкви, было обнесено новой каменной оградой вместо обветшалой деревянной. В 1885 г. справа от колокольни была построена бревенчатая сторожка, крытая тесом, и большой рубленый дровяной сарай.
В послереволюционное время в Леохново на противоположной от церкви стороне дороги было три дома: в одном, двухэтажном, с каменным первым этажом, жил священник, в другом — диакон, в третьем — церковная прислуга. Было большое хозяйство, огороды, богатые сады; держали рабочих лошадей и выезд.
Судьба церкви при советской власти типична для большинства русских православных храмов. В 1938 году церковь была закрыта и переоборудована под клуб. Часть здания использовалась под кладовые. При этом был произведен капитальный ремонт; сняты кресты с глав, а в алтарной части оборудована сцена. При разорении церкви с икон смывали позолоту, доски использовали для перестройки сторожки под медицинский пункт. Небольшую часть утвари ревностные прихожане тайком унесли по домам и так сохранили до возрождения церкви. Колокола с колокольни сняли еще раньше.
Несмотря на притеснения властей, удалось отремонтировать церковь в 1947, 1960 и 1979 годах. В 1960—61 гг. снова встал вопрос о закрытии храма и переоборудовании его под клуб. Инициаторами выступили учителя школы, Виленский сельсовет и Старорусский райисполком.
В 1980-е годы службы совершались священниками, приезжавшими из Старой Руссы. Кроме ветхой сторожки в селе Леохново не осталось к этому времени ни одного жилого строения. В 1991 г. по благословению Епископа Новгородского и Старорусского Льва в селе Леохново начаты работы по восстановлению жилья и хозяйства.
Летом 1994 г. празднование перенесения мощей преподобного собрало Божией милостию на архиерейскую службу, возглавленную епископом Львом, освященный собор из семи священников и двух протодиаконов.
Некоторая неточность в дате постройки храма. «…Все деревянные строения в 1788 году сгорели. В том же году благодаря усердию прихожан вместо деревянных церквей на прежнем месте была построена каменная церковь в честь Преображения Господня,с приделами с северной стороны — в честь Казанской иконы Божией Матери (летний придел), с южной стороны (зимний) — во имя преподобного Антония Леохновского. Этот последний придел был освящен 30 декабря того же 1788 года, в нем была поставлена рака с образом преподобного Антония. Каменная церковь XVIII века сохранилась до настоящего времени, но уже в перестроенном виде. Первая капитальная перестройка была произведена в 1820 году. Приделы были расширены и получили прямоугольный план. При этом было изменено и строение кровли. Вторая перестройка произошла в 1857-58 годах, она была еще более расширена. В 1829 году прежняя колокольня Преображенской церкви была разобрана и построена новая каменная, отдельно стоящая, «изящной архитектуры». Автором проекта колокольни был Главный архитектор военного ведомства В.П. Стасов. 12 февраля 1916 года в зимнем приделе Леохновского храма случился пожар, в результате которого пострадало много церковной утвари, но главные святыни чудом остались нетронутыми огнем. В том же году придел был отремонтирован. По книге настоятеля Леохновской церкви священника Александра Муринсона «Преподобный Антоний Леохновский и его Святая обитель», выпущенной к 400-летию представления преподобного Антония Леохновского. Великий Новгород, 2011г.
В настоящее время церковь Преображения Господня в селе Леохново представляет собой прямоугольный в плане объем, разросшийся за счет более поздних построек и занимающий значительную площадь при небольшой высоте. Над ним восьмерик, кажущийся из-за пристроек несоразмерно маленьким. Тяжеловесность и дисгармонию составляющих объемов усиливают три сильно выступающие алтарные апсиды главного храма и двух приделов. Пять глухих главок, поставленных на граненый купол восьмерика, также не соответствуют масштабам здания. Пропорциональная несоразмерность частей в составе целого явилась результатом перестроек 19 в. Закрывающие с трех сторон основной объем пристройки: два придела и западная паперть решены в духе эклектики. Архитектурный облик их сложился, вероятно, в 1850—60 гг., когда расширялись, судя по документам, приделы. Все обстройки, включая и алтарные апсиды, решены в едином стилистическом ключе. Большие прямоугольные окна украшены «разорванными» наличниками, стилизованными в формах Московской архитектуры 17 — нач. 18 вв. Тройные окна восьмерика с полуциркульными нишами в верхней части, скорее всего, появились в 1820-е гг. во время одной из капитальных перестроек храма. Первоначально памятник, как можно предполагать, представлял собой ярусную постройку типа «восьмерик на четверике». Этот тип храма был широко распространен в провинциальной архитектуре второй половины 18 — нач. 19 вв.
http://leohnovo.ru/htm/history.php
Леохновская обитель — Антониев Спасский мужской монастырь — была основана в 1556 году на пустынном месте, называемом Леохна, преподобным Антонием Леохновским, Новгородским чудотворцем. Святые мощи основателя монастыря и ныне почивают под спудом в основании Спасо-Преображенской церкви села Леохново Старорусского района Новгородской области, построенной на месте бывшего монастыря.
Монастырь, созданный преподобным Антонием и его сподвижниками, был деревянный, в нем самим преподобным устроен был храм во имя Преображения Господня. Подвизалось в монастыре во времена преподобного до 50 иноков, жизнь которых сочетала строгий монашеский подвиг и заботливое хозяйствование. В 1611 году монастырь был совершенно разорен и сожжен шведами, а в следующем 1612 году его основатель преподобный Антоний почил о Господе в возрасте 86 лет в Новгороде на монастырском подворье Софийской стороны на Редятине улице. Тело преподобного похоронено было у алтаря церкви Святого евангелиста Луки (ныне уже не существующей).
Через 18 лет после блаженной кончины преподобного, в 1630 году, были чудесно обретены его нетленные мощи и, по завещанию святого, перенесены на место его подвигов, где и положены были под спудом, в могилу, на пожарище бывшего монастырского храма. После водворения здесь святых мощей монастырь начал восстанавливаться. В 1690 году над могилой преподобного был вновь построен Спасо-Преображенский храм, в котором поставлена рака, увенчанная сенью. Уже в те времена начинается паломничество к мощам преподобного, молитва которого перед Престолом Божиим о приходящих приносит многую духовную пользу.
Монастырские строения в большинстве сохранились исправными еще до 1788 года, когда все сгорело от «случайного» пожара. В том же году усердием прихожан над захоронением мощей преподобного Антония возводится новый каменный Спасо-Преображенский храм с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Антония Леохновского, сохранившийся доныне, но в перестроенном виде.
Настоятель Спасо-Преображенской церкви, священник Александр Муринсон, с. Леохново, газета “Новгородские епархиальные ведомости” № 3, март 2000 г.; http://russa.narod.ru/almanakh/road_to_temple/kolokolnaj.htm