Выго-Лексинское общежительство — крупнейший центр старообрядцев-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию. Оно состояло из Выговского Богоявленского мужского и Лексинского Крестовоздвиженского женского общежительств под единым управлением, как некий «остров истинного благочестия».
Выговское общежительство было основано в октябре 1694 года Даниилом Викулиным, братьями Денисовыми, Петром Прокопьевым и Трифоном Петровым на левом берегу реки Выг (современная деревня Данилово на реке Верхний Выг). Первоначально, до переноса женской части на Лексу, Выговская Богоявленская обитель была общей, но разделена стеной на две половины – мужскую и женскую.
В 1706 году в 20 верстах в востоку от мужской Богоявленской обители, на правом берегу реки Лексы (притока р. Выг) была основана женская Крестовоздвиженская обитель с часовней в честь Воздвижения Креста Господня (старообрядцы-беспоповцы не имеют духовенства). Официальное название — «Пречестная обитель девственных лиц Честнаго и Животворящего Креста Господня». Первой матушкой (игуменьей) в обители была поставлена монахиня Соломония, родственница Андрея Денисова.
Эти места идеально подходили для прибежища гонимых старообрядцев: глухие, непроходимые леса и болота, отсутствие поселений, удаленность от административных центров. В основе устройства Выго-Лексинского общежительства, насельниками которого были в основном миряне, лежал принцип монашеского общежительства, подразумевавший общую молитву, общую трапезу, общее имущество. В общежительстве было обязательным безбрачие, в «скитах» (крестьянских хуторах, существовавших вокруг Выго-Лексинского общежительства) допускалась семейная жизнь.
Одним из престольных праздников в Лексинской обители было Рождество Иоанна Предтечи (24 июня по ст. стилю). По свидетельству письменных источников, в этот день, как и на Крестовоздвижение, сюда сходилось много народа не только пустынножителей, но и крестьян окрестных деревень и даже из других волостей.
Архитектурно Лексинское общежительство было организовано как обычный монастырь: в центре стояла соборная часовня, которая переходом соединялась с трапезной палатой; по периметру располагались жилые кельи, хозяйственные постройки, а так же больница. Всё общежительство было обнесено высокой оградой, главные ворота которой именовались святыми. Все постройки обители были деревянными, строились из местного леса. Случались пожары. Так, летописец упоминает о пожаре, случившийся на Вознесение Господне (15 мая) 1727 года, но спустя уже пару лет был монастырь отстроен заново. В 1731 году в женскую обитель из Сибири был привезён новый колокол.
В 1717-1740 годах Выго-Лексинское общежительство стало главным идейным центром староверов поморского согласия. Здесь были выработаны, сформулированы и обоснованы главные принципы вероучения: теория духовного антихриста, идея вынужденного отсутствия священства, выделение нужно-потребных таинств (крещения и покаяния) и обоснование канонической возможности их совершения «простецами», образование института духовного наставничества. Именно здесь были созданы основополагающие догматические сочинения, доказывающие истинность старой веры.
В 1739 году Самариным было представлено в Тайную канцелярию описание Лексинской женской обители. Тогда в ней находились: часовня во имя Воздвижения Честнаго Креста, которая была покрыта на две стороны тёсом с колокольней, на которой висели четыре колокола. Около часовни стояло 25 келий с сенями и чуланами. В трапезную от часовни имелись переходы Из других построек: 1 хлебня, 1 поварня, 1 портомойня, 2 избы скитских, 4 красильни, 1 приворотня. Ограда деревянная; в ограде скотской двор с хлевами и с сенным сараем. На реке Лексе стояли мельница, изба с сенями и с чуланами, два сушила и 3 хлебных амбара хлебных.
В 1816 г. на Лексе проживало 720 монахинь. Их труд способствовал экономическому процветанию Выговской общины. Поморские старообрядцы вели активную просветительскую работу. Монастырь служил местом, куда беспоповцы почти со всех мест России привозили своих дочерей для обучения грамоте, письму, рукоделию и пению по крюковым нотам, а главное — древнему благочестию. О большом значении женской Лексинской школы говорит то, что в Поморье она называлась «Лексинской академией».
В Лексинском общежительстве все, кроме престарелых и больных, должны были трудиться: одни на крестьянской работе, другие в швейной и т.д. В первой четверти XIX века в одной только Лексинской мастерской перепиской рукописей было занято несколько сот женщин—«грамотниц». Ежегодный доход Выго-Лексинского общежительства от продажи рукописных книг оценивался в это время властями в 10000 руб.
Ужесточение мер против старообрядцев заметно усилилось с приходом к власти в 1826 году Императора Николая I и с назначением в 1836 году Олонецким губернатором Андрея Васильевича Дашкова. По данным 1837 года, в Данилове, Лексе и на пашенных дворах проживало 1382 старообрядца. А уже в 1850 годах из них оставалось только 20 мужчин и 252 женщины. Большинство насельниц обители было выслано за Урал и другие районы России. 3 июня 1857 года пустынь была закрыта. Лексинская Крестовоздвиженская соборная часовня была опечатана. Дальнейшая её судьба неизвестна. Большая часть имущества Лексинского общежительства, включавшая 370 икон, 40 печатных книг и 48 рукописей было утрачено, частично перешло в единоверческие церкви Петрозаводского уезда. Так закончилась история Лексинской старообрядческой обители поморского согласия. Несмотря на печальный конец, женская старообрядческая пустынь на реке Лекса оказала большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русского Севера. Эта одна из крупиц Русской истории.
После погрома еще долго, вплоть до прихода Советской власти, высланные в 1855-1856 годах и вернувшиеся старообрядцы собирались тайно для богомоления. Посетивший Лексу с миссионерской целью в 1881 году Петр Тимофеевич Мегорский отметил, что большее число живущих там лиц официально не числятся. Среди них были молодые женщины и девушки, занимающиеся плетением из разноцветного шёлка.
После выхода в 1905 году Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в Лексе была построена часовня. В 1912 году на проходившем в Москве 2-м Всероссийском соборе христиан Поморского церковного общества был поставлен вопрос об увековечении памяти отцов — основателей монастырей поморского согласия. Были намерения даже возродить Выго-Лексинское общежительство, но последующие революционные события в стране не позволили этим планам осуществиться.
В настоящее время населённого пункта Лекса уже давно нет. На месте обители в 2009 году группа паломников из Древлеправославной Поморской Церкви установила поклонный крест.