Свято-Троицкий Яблонев монастырь, заштатный, общежительный, в городе Лебедяни. Основан, по преданию, в XIV веке. В 1542 году разрушен татарами; возобновлен в 1621 году патриархом Филаретом; в 1675 году сгорел; восстановлен по ходатайству святого Тихона Задонского. В нем находится древняя икона Святой Троицы, явившаяся на яблоке; в дни Святого Духа и пророка Илии в монастырь бывают из собора крестные ходы. При монастыре школа с 1893 года.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Впервые Лебедянская Троицкая обитель упоминается в документах разрядного приказа 1626 года, когда строитель монастыря Савватий и священник Иосиф просили земли для братии. В этих же документах просители рассказали, что «монастырь устроен в лесу, в 1622 году построен храм во имя Живоначальной Троицы и Пророка Ильи».
В 1642 году на месте деревянной Троицкой церкви игумен Монасия заложил каменный собор. Во время строительства собора, в 1659 году, татары сожгли Лебедянь, а вместе с нею и Троицкий монастырь, строительство которого завершил уже другой настоятель игумен Дионисий в 1665 году. После пожара 1659 года в монастыре сооружаются ещё две каменные церкви и возводится крепкая каменная ограда. В 1678 году монастырь Живоначальной Троицы на Яблоневой поляне по описи имел стену каменную без башен, три каменные церкви: Живоначальной Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, церковь Илии Пророка над Святыми вратами. В монастыре числились игумен, одиннадцать человек братьи и два трудника. За монастырем скотной двор и яблоневый сад. Всё это личные царские владения государя Федора Алексеевича.
В 1680 году монастырь был пожалован патриарху Иоакиму, что дает толчок к развитию его хозяйственной деятельности. В распоряжении монастыря находились несколько сел и деревень, поля и пашни, лес, мельницы, скотные дворы, кузня, многочисленные подворья и лавки, право брать пошлину с монастырских ярмарок и многое другое.
В 1764 году Лебедянский монастырь сгорел, что случилось в период секуляризации церковного имущества, поэтому был упразднён. В 1768 году епископ Воронежский и Елецкий Тихон, упразднив Семилукский монастырь, вместо него восстановил Лебедянский. Однако уже через несколько лет после восстановления обитель пришла в упадок, и в 1775 году в ней состояли игумен, один монах и священник. В 1775 году монастырь стал штатным третьеклассным, в связи с чем в него были переведены монахи упраздненного Елецкого Троицкого монастыря. После перевода и до 1798 года Лебедянский монастырь именовался Елецким Троицким.
В XIX веке в монастыре велись работы по обновлению и ремонту монастырских храмов и построек, наведения порядка в хозяйстве.
В 1919 году Лебедянский Троицкий монастырь был официально закрыт, однако монастырская жизнь в нем продолжала существовать до 1929 года. В 1923 году помещения монастыря ввиду их древности и «несомненного культурного достояния» были переданы Лебедянскому музею, а монахи проживали в нем на правах сторожей. В 1929 году Троицкая обитель была окончательно упразднена, монашествующие изгнаны, а храмы переданы под «Культурно-просветительные цели». С 1933 года часть построек бывшего монастыря была передана местному сельхоз техникуму. В годы советской власти древний монастырь потерял богатое внутреннее убранство храмов, часть монастырской стены, древний некрополь.
В 1970-е — 1980-е годы были предприняты первые попытки восстановления монастыря добровольными краеведческими организациями, но только середину 2000-х годов можно считать началом возрождения древней обители. В 2005 году по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона в Лебедянском Троицком монастыре возобновлена иноческая жизнь – в нем поселилась небольшая община монахинь.
Материал из книги А.И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I».
Лебедянский Троицкий мужской заштатный общежительный монастырь основан в 1621 г. в царствование Михаила Федоровича, по благословению родителя его святейшего Патриарха Филарета Никитича, в воинственной крепости, вероятно, построенной в конце XVI столетия рязанскими князьями от набегов крымских татар со стороны границы Крымской. Крепость или ограда сложена из крупного кирпича на цоколе дикого кремнистого камня с сохранившимися еще бойницами и амбразурами для орудий, вышина ограды 3 сажени.
Лебедянский монастырь при основании своем назывался Яблоновою пустынью на Яблоновой поляне, в древнем темном Романцевском лесу. В начале состоял в ведении св. Патриархов Всероссийских, называясь их домовым, потом перешел в ведение св. Синода, далее рязанских епархиальных архиереев.
При разборе и учреждении штатов, так как монастырь сей около 1764 г. от большого пожара сгорел, с уничтожением почти всего архива, кроме каменных зданий и церковного имущества, экономической комиссией был исключен из числа монастырей, но в 1768 году Тихон I, епископ Воронежский и Задонский чудотворец, упразднив Семилуцкий монастырь, вместо него возобновил перешедший в его епархию Лебедянский Троицкий монастырь. При Тихоне II, епископе Воронежском, при уничтожении монастыря в г. Ельце, игумен Климентий со всею братию, церковным и монастырским имуществом перевелся в сей Лебедянский монастырь со штатом 3 класса с названием «Елецкий», и с того времени монастырь назывался и писался Троицким Елецким третьеклассным монастырем, что в г. Лебедяни. В 1798 г. по разделении епархий по губерниям Лебедянский монастырь стал принадлежать к Тамбовской епархии. В 1811 г. из Троицкого Елецкого, что при г. Лебедяни, при преосвященном епископе Феофилате переведен в Тамбовский Трегуляев монастырь, а заштат из Трегуляева переведен в Лебедянский Троицкий монастырь. По восстановлении в 1830 г. гражданами г. Ельца своего Троицкого в г. Ельце монастыря, Лебедянский стал называться просто Лебедянским Троицким заштатным монастырем.
В Лебединском монастыре три церкви, каменного здания. Самая древняя церковь св. пророка Ильи – небольшая, у западной стены крепости, — замечательная археологическая древность,- по преданию существующая более 400 лет. Престол в ней один, освящен неизвестно когда и кем. Судя по конструкции, церковь Ильинская построена, если не прежде крепости, то одновременно с нею, о двух этажах. Предание гласит, что Ильинская церковь построена неким Тяпкою, по одним — воеводою, по другим — разбойничьим атаманом для какого – то пустынника, быть может, имевшего влияние на покаяние разбойника. Пустынник инок жил на нижнем этаже, а службу Божию отправлял в верхнем. Впоследствии здесь жил, обогатил церковь и построил кельи около нее для иноков какой – то владетельный князь, принятый священником Петром, по смерти которых церковь обеднела и кельи опустели. По прошествии многих лет, по преданию, здесь жил монах Филарет, бывший боярин Федор Никитич Романов, укрываясь от преследования царя Бориса Годунова. Вероятно, села Романово Лебедянского уезда и Патриаршее Задонского уезда были родовыми имениями боярского дома Романовых. По воцарении Михаила Федоровича, сделавшись Патриархом Всероссийским, Филарет Никитич в благодарность Пресвятой Троице за избавление от преследования Годунова и от плена польского, благословил в 1621 г. монаха Савватия, искавшего пустынной жизни, устроить обитель при г. Лебедяни в Романцевском темном лесу на Яблоновой поляне, в крепости. Церковь Ильинская считалась домовой церковью Филарета Никитича, под ней были устроены кельи для иноков. В настоящее время церковь эта потеряла свой цельный вид от новых построек. Внутри сделан новый иконостас, около 1870 г. Усердием граждан г. Лебедяни, настоятель архимандрит Павел в 1878 г. в трапезной части церкви ветхий потолок обшил дранью, оштукатурил, пол перемостил. По тесноте церкви для стояния молящихся сделана им деревянная просторная паперть с 9-ю окнами и потолком, внутри и снаружи окрашенная белилами на масле. Вместо прежнего крутого прямого входа с восточной стороны в церковь устроен таковой с западной, у самой крепостной стены, пологий, по лестнице, сделанной с поворотом.
Вторая по древности церковь каменная, теплая, престол в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1621 г. первоначальником монахом Савватием, с братскою трапезною и колокольнею и тогда же освящена. В 1839 г. при игумене Никите, для распространения этой церкви братская трапеза в ней была уничтожена, а устроен вновь придел Покрова с пристройкою алтаря вновь же. В 1881 – 82 гг. архимандритом Павлом во храме Успения Божией Матери сделан новый иконостас, золоченый по столярству червонным золотом. Низкая арка, заслонявшая собою при входе в церковь иконостас, выбрана, три южных окна разобраны и увеличены, на место одинокой небольшой входной двери сделаны двойные створчатые двери, из коих внутренние стеклянные. Пол, как во всем храме, так и в придельном, перемощен вновь, печи также перекладены из нарочно заказанного крупного кафельного кирпича, стены в церкви окрашены масляной краской и расписаны местами живописью. Замечательны в сей церкви св. иконы «Скорбящих радости» Божией Матери и св. Николая чудотворца, в прекрасных серебряных ризах, превосходной живописи – дар благотворителя обители Луки Алексеевича Федотова. Стоят в отдельных киотах рядом с иконостасом придела Покровского. В Покровском приделе сделан тоже новый иконостас в 1884 г. старанием архимандрита Павла, весь золоченный.
Соборный храм пятиглавый во имя Живоначальной Троицы, по времени построения — третий, заложен игуменом Манассией в 1642 г., а окончен и освящен в 1667 г. по благословению св. патриарха Иоасафа, игуменом Дионисием. Престол в нем один, иконостас простой, столярной работы, почти без украшений. Замечательны в сем храме местные иконы:
— Живоначальной Троицы, в сребро-позлащенной изящной ризе. Св. икона особо чтимая гражданами г. Лебедяни и окрестных селений, жителями берется часто в дома и селения для служения пред нею молебнов, как чудотворная. На зиму переносится в теплый Успенский храм, где поставляется в особо устроенном киоте.
— Местный образ Спасителя, сидящего на престоле с сребро-позлащенным венцом.
— Образ Успения Божией Матери.
— Образ Пресвятой Богородицы, Одигитрии Смоленской, древнего хорошего письма с сребряно-позлащенными венцами.
— Образ Пресвятой Богородицы с Предвечным младенцем на левой руке, именуемый «Что Тя наречем, о Благодатная».
— Образ Пресвятой Богородицы, Одигитрии Смоленской.
— Образ св. Николая чудотворца, обе иконы писаны в Москве по усердию державного внука св. патриарха Филарета, царя Алексея Михайловича, и присланы им к освящению Свято-Троицкого храма в 1666 г. Во время большого пожара в 1764 г. вынесены из храма и спасены.
— Малый образ Живоначальный Троицы, дар царя Алексея Михайловича, присланный одновременно с вышесказанными к освящению Троицкого храма.
Предание гласит, что после пожара в 1764 г., чудотворный образ Живоначальной Троицы был взят в Казанскую соборную городскую церковь, но на другой день явился в монастырском саду на яблони, потом был взят в Казанскую церковь ближайшего с. Ракитина, но и оттуда явился в монастырском саду на той же яблоне, наконец, взят в Троицкий монастырь г. Ельца, но и оттуда явился в монастырском саду Лебедянского монастыря. Это чудесное переселение св. образа было для святителя Тихона предзнаменованием восстановления погоревшего монастыря и того, что Елецкий монастырь был со всем штатом братским и имуществом переведен в сей Лебедянский в 1776 г. Св. образ на зиму поставляется в теплом Успенском храме в киоте за правом клиросом. Соборный Троицкий храм в 1874 г. внутри обновлен: стены окрашены масляною краскою и расписаны приличною живописью при помощи боголюбивых благотворителей.
Колокольня каменная, крепкая, трехъярусная, небольшая, в связи с теплым Успенским храмом. Колоколов на ней 8, большой колокол в 98 пудов, слит в 1698 г. при игумене Филарете. Вкладчиками на отлитие были царь Петр Алексеевич и почти все его вельможи и полководцы. Звон всех колоколов очень гармоничен, вероятно, от вложенного при литье серебра.
Каменный двухэтажный корпус настоятельский построен около 1670 г. В верхнем этаже помещается настоятель, духовник и старший иеромонах, а в нижнем казначей и прочая братия. Небольшой корпус двухэтажный, нижний этаж каменный, занимается рухлядью и столярною, а верхний деревянный – свободный, снаружи и внутри оштукатурен.
Каменный двухэтажный корпус, заключающий в себе в обоих этажах 16 помещений для братии, начатый постройкою в 50-х годах и окончательно отстроенный в 1877 г.
Каменный одноэтажный корпус, в котором помещаются братская трапеза с кухнею, хлебопекарня и келья для келаря, служащего при трапезе. Небольшой деревянный домик, занимаемый двумя из братии. Каменный домик, построенный в 1885 г. для помещения рабочих и служителей, при нем конный двор с сеновалом.
Дубовый двухэтажный житный амбар с 15 закромами, под железною крышею, выстроен в 1881 г. К нему примыкают каретный сарай и конюшня с малым двором. Вновь выстроенное в 1885 г. каменное небольшое здание для квасоварения с выходом под ним, в связи с ним каменный ледник, под одной деревянною крышей.
Вне монастыря на гостином дворе каменный одноэтажный флигель, для помещения смотрителя и принятия богомольцев и странников. На том же дворе деревянный флигель с четырьмя помещениями для рабочих и служителей при скотном дворе. На том же дворе каменное помещение для коров, с деревянною пристройкою для стояния коров и доения их. К нему примыкает небольшой скотной двор, построенный снаружи сада.
В 1897 г. выстроена новая церковно-приходская школа на 70 мальчиков, с квартирою для учителя, отстоит в 100 саженях от монастыря.
За монастырскою оградою два плодовых фруктовых сада, старый и новый, разбитых на пространстве около 7 десятин, в них два небольших пруда с водою для поливки деревьев. В старом саду каменная караулка для съемщика и сторожей. В том же саду деревянная, вновь выстроенная в 1884 г. дубовая баня, покрытая железом. Там же в 1858 г. вновь выстроены из камня и кирпича ледник, выход и кладовая, под одной железной крышей. В новом саду в 1883 г. выстроен из дикого камня сарай для садовых и других принадлежностей, с сеновалом.
Земли во владении Лебедянского монастыря состоит под монастырской усадьбой и двумя садами 12 десятин. В 9 верстах от монастыря находится лесная дача, в которой строевого и дровяного леса около 63 десятин, а находящимися в нем полянами 79 десятин. В лесу две караулки для сторожей, горница для приезда настоятеля или казначея, пчельник с 40 ульями, жилище для пчельника, дубовая баня. В 17 верстах от монастыря находится участок пахотной земли в количестве 30 десятин, на нем построен хутор, в котором находится горница для смотрителя, жилище для рабочих, надворное строение, рига для молотьбы хлеба, небольшой фруктовый сад и пруд.
В Тамбовском уезде на реке Бетюгу находится участок пахотной земли в количестве 45 десятин, недалеко от монастыря находится водяная хлебомельница на реке Семеньке при деревне Венюковой, о 4-х поставах, с 2-мя толчеями, просяной и конопляной. При ней горница, изба, амбары и прочие строения.
В 30 верстах от монастыря находится участок земли, доставшийся монастырю по духовному завещанию благотворителя титулярного советника Луки Алексеевича Федотова, высочайше утвержденный за монастырем 17 апреля 1884 г. и формальным порядком укрепленный за ним 24 февраля 1885 г. Лебедянского уезда в даче с. Сланского Скворинский Починок пахотной 53 десятины 1164 кв. сажени, мелколесья 25 десятин. При нем устроена горница для смотрителя, изба для рабочих с надворным строением и рига для молотьбы хлеба. В 35 верстах от монастыря находится участок пахотной земли, перешедший Лебедянскому монастырю от того же благотворителя Федотова по духовному завещанию 4 марта 1885 г., состоящий Задонского уезда в даче села Калинина в количестве 46 десятин. Участок пахотной земли в 110 десятин при селе Круглой Поляне Данковского уезда, где имеется изба с амбаром и скотным двором, рига для молотьбы.
В г. Лебедяни на Набережной улице у монастыря есть деревянный дом с кухнею и надворною постройкою, с усадьбой, доставшейся монастырю по духовному завещанию благотворителя Федотова, утвержденный за монастырем в 1884 г. 17 апреля. Там же монастырю принадлежит деревянный дом с усадьбою и одно усадебное место, отказанное монастырю по духовному завещанию того же Федотова, утвержденные за монастырем в 1884 г. 17 апреля и закрепленные за ним 9 июня 1885 г. На все перечисленные земельные участки в монастыре имеются планы и межевые книги.
Ризница в Лебедянском монастыре утварью достаточна, но малоценна, хороших благолепных облачений почти нет. Библиотеку монастырь имеет достаточную, есть довольно книг свято-отеческих, исторических и духовно-нравственных.
В Лебедянском монастыре состоит братии: настоятель, казначей, иеромонахов 6, иеродиаконов 5, монахов 6, послушников 5, всех 24 человека.
Опись церковному и ризничному имуществу в монастыре имеется, за скрепою, шнуром и печатью Тамбовской Духовной консистории, составлена в 1909 г.
Лебедянский монастырь, как заштатный, никакого оклада от казны не получает. На содержание храмов, монастырского общежития братского, ремонт зданий и проч. средства получаются частью от процентов с капитала, находящегося в гос. билетах, частью от доброхотных боголюбивых православных христиан, любящих посещать св. храмы Лебедянского монастыря.
В настоящее время во владении монастыря имеется капитал в процентных бумагах на 40 983 руб. 90 коп.
А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». — Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 807.
Первые исторические факты о существовании лебедянского Троицкого монастыря относятся к 1621 году, хотя предания говорят о том, что он был основан в ХIV веке пустынником Петром, известным во всей Рязанской земле своими христианскими подвигами, при котором в 1353 году была построена Ильинская церковь. Некоторое время спустя в обители появился «некий владетельный князь», лишённый своей отчины и вынужденный скрываться на этой глухой окраине Рязанской земли. Князь этот ни кто иной как последний Великий князь Смоленский Юрий Святославович, убивший свою жену Юлианию Вяземкую и, «будучи лишен своей отчины, не терпя горького своего безвременья, срама и безчестия», бежал сначала в Орду, а затем в Рязанскую землю. Князь внёс в церковь значительные вклады, построил кельи для иноков, принял иноческий чин и здесь окончил свои дни, «плачась о грехе своем». Сохранились также сведения, что монастырь в Лебедяне был основан (или возрождён) при участии патриарха Филарета (в миру Фёдора Никитича Романова), который в 1621 году благословил инока Савватия устроить монастырь «в Романцевском лесу, близ Вертепного оврага, на Яблоновой поляне» во имя Святой Троицы, как утверждали некоторые историки — в память об избавлении от Бориса Годунова и от плена в Польше. Объективно создание монастыря способствовало и дальнейшему заселению подонских земель и здешних романовских вотчин. С момента основания и до начала ХVIII века, когда был упразднён институт патриаршества, монастырь существовал как домовый патриарший и первоначально назывался Яблоновой пустынью. Благодаря патронажу патриарха Филарета и его преемников здесь в 1621 по 1665 год велось интенсивное каменное строительство. Сохранившиеся постройки монастыря являются сегодня древнейшими памятниками архитектуры в Липецкой области.
Дата построения Ильинской церкви неизвестна. Предание относит её создание к 1353 году. Архитектор Л.Е. Рудаков датировал восточную часть церкви началом ХVII века. Этот маленький одноапсидный, ушедший в землю храм своим суровым крепостным обликом действительно навевает мысли о седых древних временах. Прост и сдержан архитектурный декор. Узкие оконные проёмы напоминают бойницы. Обрамление этих проёмов — амбразур повторяет, как копия, обрамление бойниц в стенах Смоленского кремля. Ильинская церковь в преданиях прямо связывается с легендарным пустынником Петром и Федором Никитичем Романовым, прятавшимся здесь от преследований Годунова. Тесная и небогатая, она считалась самой древней постройкой Лебедяни, и представляет собой, по словам местного краеведа конца прошлого столетия, «дорогой памятник старины города Лебедяни». Можно допустить, что строительство Ильинской церкви и монастырской ограды относится не к 1621 году, а к концу ХVI века, когда боярин Никита Романов получил во владение и начал заселять и укреплять свои донские вотчины. Косвенно на это указывают сообщения некоторых исследователей и источников, что Никита Романов построил в своей вотчине «крепость, хоромы и церковь», а монастырь был основан Савватием на месте уже существовавшей к 1621 году монашеской обители. В 1621 году Савватий, ставший первым игуменом монастыря, построил Успенскую церковь. Это одноглавый храм с широкой, квадратной в плане трапезной палатой, где находился ещё и престол Покрова Богородицы. Значительно перестроенная, эта церковь в нынешнем состоянии совершенно не соответствует своему первоначальному виду. В эти же годы к церкви была пристроена изящная трёхъярусная шатровая колокольня, во втором ярусе которой размещалась библиотека. В 1642 году игумен Манассия заложил пятиглавый соборный Троицкий храм. Строительство его продолжалось 23 года и было завершено при игумене Дионисии в 1665 году. В конце ХVII века собор был расписан, и для этой цели игумен Филарет специально поручил одному из своих монахов, жившему в Москве, нанять для работы московских мастеров. Троицкий собор, прямоугольный в плане, трёхапсидный, четырёхстолпный, имеет простой и скромный архитектурный декор. Интересны его закомары, имеющие редкое для русского каменного зодчества трёхцентровое криволинейное очертание и очень близкое аналогичным деталям Благовещенского собора одноимённого монастыря в Нижнем Новгороде, построенного в эти же годы. Характерно, что Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде тоже числился домовым патриаршим монастырём. Не исключено, что автор Благовещенского собора — Вельямин Черсткин — работал и в Лебедяни, выполняя заказ патриарха. Первоначально Троицкий собор был пятиглавым. Четыре угловых главы были сломаны в 1929 году.
С возведением Троицкого собора монастырь всё чаще именовался в документах как «Святейшего патриарха домовый Троицкий монастырь Яблоновая пустынь», а уже к началу ХVIII века первоначальное название «Яблоновая пустынь» окончательно забылось. Находясь под покровительством патриархов, монастырь был благоустроен, имел своё подворье в Москве. Ещё в 1627 году он владел землёй в Романцевском лесу «под дворы» — местом будущей Подмонастырской слободы, огородами, гуменниками, выгоном, пастбищем и пашней, рыбными прудами и озёрами, а с 1629 года — двумя мельницами на Дону. В эти же годы были построены монастырские службы: каменный подвал, ледник, кладовая, изба для служителей, сараи, кухня. Братские кельи и корпус настоятеля до середины ХVIII века были деревянными. В монастыре до 1917 года хранилось множество вкладов московских царей и патриархов. В их числе — особо чтимая лебедянцами икона «Св. Троица в явлении трёх ангелов Аврааму». Образ был написан в Москве в 1665 году на пальмовой доске размером 6,5 х 7,5 вершка. Дважды в год — в Духов день и в Ильин день — с этим образом совершались крестные ходы из монастыря в город, привлекавшие большое число богомольцев. Эта традиция сохранялась до 1917 года. На колокольне монастыря висел большой благовестный колокол — дар патриарха Адриана, отлитый в 1698 году. В 1681 году монастырь был ограблен разбойниками. Они сняли серебро с икон, унесли церковную утварь из Троицкого собора и Успенской церкви. В 1764 году в огромном пожаре погибли многие древности монастыря и его архив. Уцелели только некоторые предметы утвари и иконы местного ряда в Троицком соборе. В том же году монастырь был упразднён, а его земельная собственность в сёлах Телепневе, Лубнах, Куймани и деревне Хмелевке поступила в ведение Коллегии Экономии.
В 1768 году по ходатайству Тихона Задонского монастырь был возрождён как заштатный. В 1775 году в него был переведён упразднённый елецкий Троицкий монастырь со всем имуществом и братиею, а монастырь стал именоваться «Троицкий Елецкий». Одновременно монастырь был переведён в третий класс, а его настоятель получил сан архимандрита. Однако в 1811 году монастырь был снова переведён в заштатные, во главе с игуменом. Несмотря на заштатность, что лишало его субсидий от казны, хозяйство монастыря было крепким. В 1840-е годы он имел фруктовый сад, дубовую рощу, сенокосный луг, мельницу, хутор, рыбный пруд, пчельник. Монастырю принадлежало 400 десятин земли, а капитал обители составлял 27 000 рублей. Увеличению доходов монастыря способствовали ярмарки, особенно Троицкая, которая происходила в дни престольного праздника монастыря. Ярмарочная площадь находилась рядом, и купцы за плату оставляли на хранение свои товары в надёжных монастырских кладовых. В 1910-х годах в монастыре проживало 19 монахов и 5 послушников. Перед самой революцией в монастыре жил юродивый, страдавший водянкой, с чудовищно раздутой головой, за которым усматривался некий дар пророчества, и многие жители города и окрестных деревень приходили к нему за советом.
Монастырь был закрыт в 1919 году. В 1929 году Троицкая обитель была окончательно упразднена, монашествующие изгнаны, а с 1933 года в бывшие монастырские помещения въехал Лебедянский сельскохозяйственный техникум, который просуществовал в стенах бывшей обители до конца 1990-х годов. С начала 2000-х годов монастырь стал постепенно возрождаться. В 2005 году в Троицкой женской обители была возобновлена монашеская жизнь.
Из книги: Низовский А.Ю. «Православные храмы и монастыри». — М.: Вече, 2005 г.