Лебедянь. Собор Казанской иконы Божией Матери (Старо-Казанский).

Рядом со старым (южным) автомобильным мостом Лебедяни на правом обрывистом берегу Дона расположена красивая возвышенность, называемая «Тяпкиной горой». По преданиям, на горе этой в древности стояла деревянная крепость, разрушенная в начале 1600-х, затем воссозданная и затем сгоревшая в 1703. Позже на этом месте был построен собор Казанской иконы Божией Матери. После появления в Лебедяни другого собора с тем же названием храм на «Тяпкиной Горе» поименован Старо-Казанским.

После разорения Лебедяни в 1613 г. и после сожжения гетманом Сагайдачным города в 1618 г. в малом остроге вновь была выстроена церковь. Возможно, новый собор был освящён в прежнее храмонаименование и именно он упоминается среди построек малого острога Лебедяни в писцовых книгах 1627—1628 гг.: «… соборная церковь древяна клецки с папертью во имя Николы Чудотворца…» И эта церковь сгорела 25
апреля 1662 г. Лишь через три года последовал царский указ о постройке соборной церкви в Лебедяни с тем же храмонаименованием.
В 1703 г. страшный пожар практически полностью уничтожил Лебедянь. Сгорела и крепость, и все строения, находящиеся в ней. В том числе и обветшавшая к тому времени соборная церковь святителя Николая Чудотворца.
Лебедянцами была выстроена новая соборная церковь, освящённая теперь «во имя Пресвятые Богородицы Казанские».
Спустя десятилетие после возведения новой соборной Казанской церкви что-то подвигло жителей города построить ещё один деревянный храм и освятить его в память прежнего собора – во имя святителя Николая Чудотворца. Произошло это около 1715 г. С этого времени оба отдельно стоящих храма – Казанский и Никольский, имевшие один общий причт, именовались соборными храмами города Лебедяни. К 1768 г. обе церкви пришли в такую ветхость, что «в зимнее время от мятели и в летнее время от дождя происходила немалая течь; почему вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить с колокольней одну во имя Казанския Пресвятые Богородицы церковь, с приделом Николая Чудотворца, каменным зданием», которая и была освящена в 1771 г. Старые деревянные соборные храмы были разобраны.
Первоначально была выстроена только храмовая часть с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней. И только через несколько лет, в конце то­го же XVIII столетия, их соединили, расширив на запад трапезную часть. Особенностью нового храма стало отклонение его продольной оси и алтаря на 20 градусов к северу, в отличие от большинства других церквей, имевших более чёткую ориентацию восток-запад.
Длина Казанской церкви с колокольней составила 48 арш., ширина — 11 арш., высота храмовой части до верха карниза — 8 арш., высота колокольни до верхнего карниза — 37 арш. В 1846 г. к колокольне были пристроены кирпичная кладовая и караулка.

Казанская старособорная церковь, каменная, теплая, построена в 1771 году, престолов два: главный – Казанской иконы Божией Матери и придельный – св. Николая чудотворца. Приход учрежден в 1836 году после построения новой соборной церкви.
Дворов городских 60, душ муж. пола 108, душ муж. пола 132, торговцы. В приходе пригородная Стрелецкая слобода (Стрельцы), 223 двора, земледельцы, имеют земли 1 десятину в трех полях на душу, от церкви слобода в полуторах верстах.
Школа в слободе земская, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1836 года.
Штат: священник, диакон и псаломщик. Причтовый капитал 1598 руб., церковный капитал 350 руб.
А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Лебедянский уезд, стр. 482

В канун революции 1917 года в приходе Старо-Казанского собора было 287 дворов с 824 мужчинами и 852 женщинами. Богослужения в храме продолжались и в 1920-е и в начале 1930-х годов. Есть сведения, что 19 января 1929 года верующие обращались к местной власти за разрешением проведения крестного хода от Казанского храма к реке Дон. В 1932 году Старо-Казанский собор упоминается в документах как действующий и принадлежащий общине так называемой «тихоновской» ориентации. В это время в нём служили отец Николай Преображенский и бывший насельник Лебедянского Троицкого мужского монастыря иеромонах Феодосий (Седов). Богослужения в храме посещали и некоторые бывшие монахи и монахини Сезёновского и Троекуровского монастырей, проживавшие в Лебедяни после закрытия этих женских обителей в 1930 году. После ареста в марте 1932 года отца Феодосия (Седова), сосланного вскоре на север на три года за антисоветскую деятельность, уже через год, в марте 1933 года, старый собор получили в своё распоряжение обновленцы, поскольку священник Иван Вишневский, служивший до этого в обновленческом Ново-Казанском соборе, упоминается в документах 1933-34 гг. как священник Старо-Казанской церкви.
Закрытие храма прошло во второй половине 1937 года после ареста обновленческого причта старого собора — священника М.Л. Виноградского и В.И. Мещерякова, а также диакона Н.П. Крылова. После ареста настоятелей здание храма передали на баланс райбольнице, которая использовала его в качестве складского помещения. В дальнейшем старый собор также использовался местными властями для различных хозяйственных нужд, а в конце 1950 — начале 1960-х гг. в нём содержали скот перед отправкой его на бойню, чем не раз возмущался историк и краевед Лебедяни П.Н. Черменский, поскольку Старо-Казанский соборный храм был поставлен на учёт Главмузея как памятник архитектуры ещё в 1920-е годы. В одном из своих писем в декабре 1967 года историк писал: «На днях еду в Липецк на собрание по охране памятников истории и культуры. У нас такое безобразие продолжается: лет 5-6 назад горсовет отдал церковь старого собора больнице. А главный её врач развёл в ней свиней, и мы бессильны выгнать их из церкви».
Решением Липецкого облисполкома от 2.11.1971 г. № 874 Казанская церковь вновь внесена в списки памятников архитектуры (объект № 4800078000). Здание храма по-прежнему находилось на балансе лебедянской районной больницы, расположенной вблизи. Однако «хозяевам» не было особого дела до памятника, да и средств на поддержание здания в достойном состоянии никто бы больнице не выделил, поэтому к началу 1980-х годов Старый Казанский собор практически полностью лишился кровли, что грозило ему постепенным разрушением.
В середине 1980-х годов существовали планы открыть в церкви филиал краеведческого музея и даже была начата реставрация силами местной строительной организации. Но далее установки деревянных лесов и устройства новой кровли из оцинкованного железа дело, к сожалению, не пошло, и в «перестройку» все работы приостановились. Планировалась и реставрация росписей конца ХVIII века, остатки которых сохранились в интерьере храма. Лишь в 2000-х годах Старо-Казанский собор, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, стал использоваться приходом Ново-Казанского собора, силами которого в 2008 году на храме заменена кровля и благоустроена территория. Совсем недавно проведена колоссальная работа по реставрации храма. Старо-Казанский собор передан Лебедянскому Свято-Троицкому монастырю, дабы в нём могли совершаться требы, которые не положены на территории обители.
Радостным событием ознаменовался день 22 сентября 2014 года на приходе Старо-Казанского храма — состоялось освящение колоколов. Большой колокол весит 700 килограммов, а его звон слышен по всему городу. 14 января 2015 года в Старо-Казанском соборе города, после многих лет запустения, совершилась первая Евхаристия, первое Великое Таинство преложения вина и хлеба в Тело и Кровь Христову. Службу возглавил правящий архиерей епархии епископ Елецкий и Лебедянский Максим.
Источник информации: Kaza.cerkov.ru/Старо-Казанский собор

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?