Лебедин. Собор Успения Пресвятой Богородицы (новый).

Построен в 1772-1797 годах. Успенский собор разрушен в 1939 году. Окончательно снесен в 1948 году. На его месте разбит сквер. В центре установлена скульптурная композиция Ленин и Сталин. Позже заменена на памятник Т.Г. Шевченко. Был самым большим храмом в Харьковской губернии.
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=sumy&page=4

Каменная соборная Успенская церковь начата постройкою в 1774 г., главный престол ее освящен 7 ноября 1797 г. Кроме главного престола в ней два придельные: на правой стороне во имя Рождества Христова, заменивший собою существовавшую до того времени Рождественскую церковь, которой метрики в Ахтырском правлении начинаются с 1742 г. и которая в 1808 г. перенесена на кладбище; а другим придельным престолом заменен Преображенский храм, которого священник Алексей известен по червленскому акту 1667 г., а метрики начинаются с 1742 г.; и который в 1800 г. перенесен в с. Марковку. Главным храмоздателем нынешнего собора был майор Иван Игнатьевич Варавкин, бывший тогда городничим в Лебедине. Построение храма стоило 50000 руб. ассигнациями.
Сейчас на его месте сквер с памятником Т. Шевченко.
http://dalizovut.narod.ru/filaret/fila3_59.htm

Первый Успенский храм в крепости построен без сомнения в то самое время, как Лебедин стал городом т.е. около 1652 г. По червленскому акту 1667 г. известен «Лебединской Успенской церкви протопоп Иван». Один из актов, хранящихся в нынешнем соборном храме, данных собору, дан в 1678 году. Кроме того в нынешнем храме сохраняются древние св. вещи, принадлежавшие древнему соборному Успенскому храму: а.) св. крест серебряный, на котором вырезана следующая надпись: «лета 7205(1697г.) февраля в 1 день сей животворящий крест выменян в город Лебедин в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы; а промену стал и с позолотою 26 рублей, 15 алтын, весу в нем без подножия 2 фунта и 7 золотников». б.) Древняя священническая риза на зеленом бархате, шитая золотом и серебром с изображениями Спасителя, Божией Матери и 12 Апостолов. в.) Древняя Иверская икона Божией Матери в серебряном и вызлощенном окладе.
Ныне существующая каменная соборная Успенская церковь начата постройкою в 1774 г., и главный престол её освящен 7 ноября 1797 г. Кроме главного престола, в ней два придельные: на правой стороне во имя Рождества Христова, заменивший собою существовавшую до того времени Рождественскую церковь, которой метрики в Ахтырском правлении начинаются с 1742 г. и которая в 1808 г. перенесена на кладбище; а другим придельным престолом заменен Преображенский храм, которого священник Алексей известен по червленскому акту 1667 г., а метрики начинаются с 1742 г.; и который в 1800 г. перенесен в с. Марковку.
Главным храмоздателем нынешнего собора был майор Иван Игнатьевич Варавкин, бывший тогда городничим в Лебедине. Построение храма стоило 50000 руб. ассигнациями. Прекрасная плащаница пожертвована в 1815 г. дворянкою Устиной Олещенковой, употребившею на сие 200 руб. серебром, и та же благотворительница подала напрестольный крест в 110 руб. серебром.
Более же других делал для украшения и поддержки церкви протоиерей Михаил Залесский. Он поступил в собор священником в 1810 г. В это время храм был весьма беден, он покрыт был гонтом, но гонт до того худо защищал церковь, что в дожди вода протекала в храм на иконостасы, полы пришли в ветхость; придельные иконостасы стояли неосвященными, не было ни ограды, ни колокольни. Первым делом священника Залесского было ходатайствовать у высшего начальства о вспомоществовании соборному храму, и в 1812 г. высочайше назначено пособие собору в 30000 руб. ассигнациями, каковую сумму велено отпускать из городского сбора. При этом пособии и при других пожертвованиях: а.) храм покрыт железом, и в окна вставлены железные решетки; б.) вокруг церкви сделана каменная ограда; в.) построена каменная колокольня и при ней каменные лавки. Все это окончено до 1842 г.
Кроме помянутых древних утварей достойны внимания: а.) книги: евангелие в серебряных досках, Московской печати 1707 года с надписью: «надал Федор (Татаринов) сотник Лебединский ко храму Преображения Господня». Евангелие Московской печати 1735 г. в серебряных досках, с надписью: «1736 г. мес. августа 28 куплено сие евангелие, листы, в Москве, ценою 4 р. 10 алтын, а деньги такие даны от цехмистра мужицкого Ивана Петрова Пернякова и ключника Якова Трофимова и со всею братиею мужицкою; по своему обещанию отдали в соборную церковь Успения Девы Богородицы вечными часы; а сие писание писал соборной церкви поп Симеон Марков». Минеи служебные 11 книг, М. п. 1741 г., на март М. п. 1747 г., триод постная М. п. 1748 г., триод цветная М. п. 1749 г., устав М. п. 1700 г., служебник К. п. 1746 г., анфологион М. п. 1748 г. б.) Акты на Бишкинскую мельницу, которые сообщаем здесь как достойные внимания по многим отношениям.
а.) Завещание 1678 года. «Во имя Отца и Сына и св. Духа, аминь. Я раб Божий Алексей Иванович, обыватель Лебединский, чиню ведомо сим моим добровольным тестаментом, не от кого не намовленным, але с самой воли моей, видячи ближше к смерти, ниж к животу, а хотячи того, аби убозство свое распорядил, аби до того жадный с кровных моих не втручался, як близких, так и далеких. а ни дети родные, але все убозство мое отказую церкви Божой Успению Пресв. Богородицы в гор. Лебедин стоячий семи сот шесть грошей в Бишкинской гребле млин, а в том млине камений два и ступи да полставидлы с Карныхою жителькою Лебединскою, комора на рынку, двор в Перекопе, да с атаманом Ольховиком лука пополам. И все от мала до велика, що есть убозства моего, церкви вышереченной Успения Пресв. Богородицы. А мел бы в чем кто перешкоду чинить сему моему тестаменту, останей воле моей, тое убозство от церкви Божой отлучать, таковый буде проклят св. отцами 318, иже в Никеи.- Писано в Лебедине при отцу моем духовном о. Павлу, да при пану сотнику лебединскому Софронию Васильевичу да при Каленику Панасовичу Крамару Лебединском да при Андрею Гутнику да при Мирону Крамару Лебединском и иных многих людях зацных и вере годных. Деялося в Лебедине р. 1678 мес. января 22 д. А сей мой тестамент даю при памяти своей Крамаром лебединским в руки, пану Каленику Панасовичу да пану Мирону Тимофеевичу. К сему тестаменту вместо Софрона Васильевича сотника лебединского Иван Ильин писарь, на тот час будучи, по его велению руку приложил и печать притиснул городовую. К сему добровольному тестаменту Лебедина гор. соборной церкви Успения Пресв. Богородицы протопоп Степан Михайлович вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению руку приложил. К сему листу добровольному тестаменту Леонтий церкви Покровской поп вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению, руку приложил. И еще подписался Мирон Тимофеевич Крамарь, житель лебединский». Завещание записано в Сумах у крепостных дел 1735 г. февраля 6 дня.
б.) Завещание 7 сентября 1710 года. «Во имя Пресв. Живоначальния Троицы… Я Тимофей Андреев сын Крамарь, житель лебединский, любо естем на сей час хоробою от Господа Бога на теле зариженный, але естем при доброй памяти и з полного разуму будучи, а ведаючи о том добре, иж кождый человек здоровый хоробы не уходит, а у хоробе смерти ближний зостает и оной сподеватися мает, за чим постирегаючи я того, абы по смерти моей межи женою и инными кревними моими убогую, позосталую по мне, маетность и субстанцию мою жадной турбации и заводых кривих и неправных не було, теди ведомо чиню и ознаймую сим моим тестаментом останой воле моей каждому, зособне кому бы о том ведати належало теперь и на потом. Завше, им зде мене Господь Бог в той хоробе моей до хвали святой своей поволити будет рачил,- теди на продь душу мою в руки Пресв. милосердия Божего полецивши, тело мое грешное, от земли взятое, знову отдано и поховано быти мает при храму соборной церкви Успения Пресв. Богородицы з убожества моего позостаючого коштом; ащо ся тянет, распоряжаю и порядок чиню таковым способом: напрод по смерти моей за душу, яко то по христианску, на три церкви сорокоуст отправити и всегда Бога молить, грошей готових сто золотих.На церковь Божию Успения Пресв. Богородици в Лебединском уезде в с. Бишкин на р. Псле на ходу задний камень да под млинами в селе двор со всем строением; там же под селом луговой рощи половина; в городе на ряду камора з двома окни, серебра ломаного ложек три, чарка да кубок и которая ни есть цен, все церкви Божой половина; грошей готовых добрих девядесять рублей вручаю честному отцу протопопи Ивану Кириловичу до рук его, где он похощет на доброе дело, тамо и подает. — Жоне теж моей Марьи отказую двор мой, в котором я и на сей час мешкаю, со всем строением, — в селе Бишкин на Псле на ходу передний камень, теж в селе Гутницкий двор со всем строением, да под селом луговой рощи половина, як же выши реклося в роспоряженю, и на церковь Божю с тех же нажитков все по полам; а за Будылкою байрак с сенними покосы, медных казаков виничных три в городе на ряду, в каморе окно, якое похощет взяти, з серебра чарок две, ложок две, кубок, цени половина, грошей золотих сто; из быдка котори коне и свине и що ни есть в господарстве особливе неименованний посуд и рухледь, поле пахотное и не пахотное и долги, которие на людех за що не будь залежат, жоне моей справыти и владеть всем тем вышеписанным. А сестре моей Анне особливе отказано готовых грошей десять рублев. Аби ся чим кождое з них контептовалы, що есть описане в сем тестаменте моем. А хто бы кольск важился той мой тестамент в чем кольск нарушити и турбацию, якуюже кольск жени собой поднимовати: овож таковою на страшний суд Божой позываю и там ся зо мною пред Судиею справедливым, которий придет судити живих и мертвых, расправитися повинен будет.- А при сем тестаменте моем були соборной Успенской церкви протопоп Иван Кирилов, да тойже церкви поп Григорий Павлов, да городовий атаман Тишка Котляр, да на тот час будучий сотник наказний лебединский Степан ключник, да Влас ключник, Илья Цехмистр Козорезский и много людей зацних и вере годних. А сей тестамент писал с позволения Тимофея Андреевича Вознесенский поп Прокоп Васильев 1701 р. сент. 7 д.».
Под завещанием подписались помянутые протоиереи и священник соборные, Федор Тихонов вместо отца своего лебединского городского атамана Тихона Данилова, Троицкий священник Андрей вместо наказного сотника, Преображенский священник Алексей вместо духовного сына своего Илии Дмитриева.
Известные протоиереи — управители духовных дел: а.) Иоанн по акту 1667 г. б.) Стефан Михайлович 1678 г. в.) Иван Кирилович 1710 г. г.) Семен Степанович Джунковский, известный по делам 1718-1741 г.г. д.) Стефан Еремеев с 1742 г. В 1743 г. он доносил Консистории, что в доме Лебединского учителя Евфима Гарбара учинено было поругание иконе Богоматери, которую приносили из Николаевской церкви. Чем окончилось судопроизводство по сему делу, неизвестно. Но Еремеев был духовным управителем — протоиереем и в 1750 г. В октябре 1751 г. произведен в протоиерея и духовного управителя Вознесенский священник Иоанн Иванович Шкурский, но который остался при Вознесенской церкви. В 1799 г. видим протоиереем Семена Семеновича Джунковского.
«Историко-статистическое описание Харьковской епархии», 1857 г.; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii-12

Каменный Успенский собор заменил старые Лебединские церкви: Успенскую, Рождественскую и Преображенскую. Две из них были в пределах острога. Построен Успенский собор по плану, присланному уроженцем Лебедина «директором департамента государственного хозяйства и публичных зданий» тайным советником Джунковским и стараниями тогдашнего городничего майора Ивана Игнатьевича Варакина. Стоило строительство 50 тысяч рублей ассигнациями.
Началось строительство собора в 1774 г., главный престол освящен 7 ноября 1797 г. В документе Сумского областного архива от 1814 г. соборную церковь сказано: «трехпрестольная, покрыта железом, прочная и довольно обширная. При ней приходских 70 дворов, сверх того священнослужители пользуются половинной частию доходов от мельницы церковной получаемых». Площадь под сооружением — 900 кв. саженей.
При церкви действовала приходская школа, а прихожанами собора были жители хуторов Куданивка, Топчии, Забуги, Грунь. В начале XX в. хором соборной церкви руководил талантливый регент А. И. Пинчук (1875–1945). Среди детских голосов этого хора были и будущие прославленные оперные певцы Иван Стешенко и Борис Гмыря.
До наших дней собор не сохранился. Его ждала трагическая судьба. Как и большинство других Лебединских церквей, местные власти сначала закрыли собор. Церковнослужители были репрессированы, а церковное убранство уничтожено. Как рассказывают старожилы Лебедина, во всех церквях прошлась специальная бригада, которая забрала все драгоценности — серебряные и золоченые кресты, плащаницы, дарованные для икон прихожанами нитки хорошего ожерелья, серебряные и золоченые оправы и др.
В 1939 г. храм был взорван, после чего из всех колхозов района согнали 200-300 подвод и люди вывозили щебень на вымащивания улиц: Будильской, Перекопа, Ахтырской. С огромной руиной покончили аж в 1948 г., когда в разравненный щебень посадили деревья, а на месте соборного престола поставили скульптурную композицию «Ленин и Сталин». Так погибла уникальная достопримечательность старинной украинской архитектуры в стиле барокко – гордость Лебедина. Ныне на этом месте парк, в котором находится памятник Т. Г. Шевченко.
Лебединский городской художественный музей им. Б.К. Руднева, исп. литература: Ткаченко Б. «Лебедин: Исторические очерки», Книга 1. — Сумы, издательство «Слобожанщина», 2000; Филарет (Д.Г. Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», т. 2. — Харьковский частный музей городской усадьбы, 2005; Голод Ю. «Из истории Собора в Лебедине»// «Жизнь Лебединщини», 1997, 6. XI.; http://artmuseum.lebedyn.org/2018/11/14/fotoarhiv-uspenskyj-sobor-v-lebedyni/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?