Однокупольная каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена на западной окраине города в XVIII в. Точная дата постройки неизвестна, но из архивных документов следует, что в 1777 г. она уже подлежала ремонту. В 1875 г. перестроена по проекту архитектора Ф. Данилова. В советские времена храм был закрыт и заброшен. Сейчас ведется реставрация.
https://ru.keeptravel.com/pokrovskaya-tserkov-12
Сумской художник Игорь Швачунов рассказывает, что открыл для себя этот храм в 1994 году, когда с этюдником под рукой прогуливался по древним улочкам Лебедина. Это было во время одного из художественных пленэров, на которых собираются люди искусства, чтобы в особой атмосфере прибегнуть к своей музе и вдохновенно творить. Полуразрушенная церковь привлекла его внимание своим непередаваемым обаянием. Через некоторое время её очертания предстали на полотне.
Свой рисунок художник назвал просто: «Возле Покровской церкви». Такие места особенно вдохновляют. Не так много осталось у нас мест, сохранивших свою архитектурную и историческую самобытность. Старые здания разрушаются или, в лучшем случае, реставрируются – но бездумно, как-то на новый лад, без соблюдения традиций. А обычно вырастают, закрывая архитектурный ансамбль, новые сооружения, которые искажают до неузнаваемости то, что когда-то создали зодчие прошлых времен, которые уже отошли в вечность.
«Покровская церковь в Лебедине – это символ нашей эпохи», – отмечает Игорь Швачунов, размышляя о том, что мы постоянно теряем драгоценные памятники нашей истории и культуры. Ведь даже реставрация Покровского храма, что происходит сейчас, далеко не лучшая, с точки зрения художника: не та цветовая гамма, что-то упущено, и упущено очень важное, может, сама душа… Не говоря уже о том, что на площади перед храмом поставили лавку, которая никак не подходит к общей картине.
На снимке Игоря Швачунова – реставратор Лебединского художественного музея, искренне влюбленный в свое дело, совершенный знаток стародавней истории и особенно истории Лебединая Иван Волчек. Вместе они частенько прогуливаются по местам, которые все еще сохраняют возвышенную и утонченную атмосферу духовности маленьких городков. Иван тоже обрисовал Лебединский храм, по-своему. Правда, непосредственно принимать участие в реконструкции церкви ему еще не пришлось, поскольку сам он реставрирует иконы, а таких здесь, к сожалению, не сохранилось. Но духовная святыня всегда как бы призывает Ивана Волчека к себе. «Я чувствую здесь благодатное влияние Богородицы, – говорит он. — Богородице, которая всех нас безгранично любит, защищает своим покровом и помогает возрождению наших душ».
Как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, первый храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Лебедине в 1678 году. В то время Лебедин имел статус сотенного городка Сумского казачьего полка. Настоятелем храма стал отец Максим, принадлежащий к роду Залесских. Именно братья Залески угощали Тараса Григорьевича Шевченко на берегу реки Псел казацким кулешом и варенухой во время последнего посещения Украины великим Кобзарем.
В 1875 году на месте бывшего деревянного храма появилась каменная церковь. Построили её на средства прихожан. В 1930-х годах ее закрыли, как и остальные церкви в городе, по «идеологическим» соображениям. Храм превратили в склад для хранения зерна. Есть еще люди, которые помнят, как падали на землю сброшенные церковные колокола. Например, бывший водитель Николай Клейман, которому пришлось Колхозной полуторкой перевозить эти колокола в пункт приема лома, откуда они попали на переплавку.
В 1941 году церковь вновь открыли. Как сообщает местный краевед Владимир Дудченко, проводить богослужения разрешили немецкие власти. Местный музей обязали выдать церковной общине два Евангелия, ручной крест, ковры и чашу.
В 1960-х годах Лебединскую Покровскую церковь снова сделали складом. Реставрировать ее не позволяли: власти рассчитывали на то, что храм будет разрушаться сам по себе, вследствие влияния природных условий – дождя и снега. Так и случилось: бывшая церковь уже стала непригодной и для склада.
«Озаренный купол руины» — так в свое время написал о ней Владимир Дудченко. Краевед говорит: «Кто вдохновил сельскую общину взяться несколько лет назад за реставрацию храма, успели забыть, но собранные энтузиастами средства вложили в дело, чтобы эти средства не поглотила инфляция. Новый оцинкованный купол увенчали православным крестом. Строители и не думали, что вместе с ним поставят и символический крест в деле реставрации Божьего храма».
Впрочем, Владимир Дудченко ошибался: в 2011 году состоялось освящение помещения при церкви для проведения богослужений. Епископ Сумский и Ахтырский Евлогий своим указом от 10 июня 2010 года благословил клирик Сумской епархии Украинской православной церкви иерея Василия Шляхтюка как нового настоятеля храма и поручил ему проведение ремонтных и восстановительных работ. Работы ведутся, а значит, есть надежда на то, что не все потеряно…
16 декабря 2011 г.
Алла Акименко, «Храм, люди и символы». «День», 16 декабря 2011 г., http://www.day.kiev.ua/220834
Кирпичная, однокупольная церковь имеет кубический центральный объем, прямоугольную алтарную апсиду и такие же по форме и размеру притвор и пристроенную колокольню. Центральный объем двухсветный, по фасаду двухэтажный. Окна прямоугольные с лучковыми перемычками. Южный и северный фасады по центру имеют дополнительные входы, фланкированные полуколонками с фигурными фронтончиками. Все углы здания акцентированы рустованными пилястрами. Из центра скатной крыши вырастает квадратное в плане основание, на котором возвышается цилиндрический барабан со сплюснутым лунообразным куполом. Колокольня представляет собой восьмерик с проемами по сторонам света, завершающийся высоким шатром в окружении кокошников.
Стилевое единство с Вознесенской церковью, прослеживающееся в формах и деталях, дает основание предполагать, что обе церкви выполнены одним автором.
Достопримечательности Лебедина, http://our-travels.info