Лебедево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм стоит посередине села у дороги, к которой обращен западный фасад. Сооружена между 1910 и 1915 гг. рядом с одноименным деревянным храмом, построенным в 1731-41 гг. в вотчине и по заказу мичмана П.И. Давыдова (не сохр.). Предполагавшаяся колокольня не была возведена. В советское время утрачены главы церкви, иконостас, большая часть настенной живописи, полы. В настоящее время почти все окна заложены. Здание кирпичное, с белокаменным цоколем и не оштукатуренными фасадами. Пример скромной сельской церкви в русском стиле, отличающейся довольно необычной объемной композицией.
Прямоугольный объем под пологой вальмовой кровлей объединяет храм и алтарь. Восточный фасад в средней части акцентирован ризалитом, возвышающимся в виде глухого куба над алтарем. Некогда его венчали пять глав. Южный и северный фасады в соответствии с внутренней структурой делятся лопаткой на две неравные части с одним и четырьмя арочными окнами. Углы объема закреплены огибающими лопатками. Короткие лопатки в простенках завершаются маленькими килевидными кокошниками, в которые упираются килевидные же архивольты арочных окон. Окна алтаря заглублены в крупные прямоугольные ниши. Горизонтальные членения фасадов подчеркиваются двумя полочками в уровне подоконников и пят арочных перемычек, а по верху стены проходит антаблемент с поясом поребрика, фризом квадратных нишек и карнизом с зубцами. Декор восточного и западного фасадов повторяет мотивы главных фасадов. В ризалите расположено два окна, объединенных общей нишей, по сторонам находится по одному окну. На западном фасаде арочный входной проем в центре фланкируют два ложных окна.
Внутреннее пространство разделено двумя крещатыми столбами, сильно сдвинутыми к востоку, и опирающимися на них подпружными арками. Помещение храма перекрыто тремя коробовыми сводами с распалубками, в алтаре, жертвеннике и дьяконнике — крестовые своды. В интерьере фрагментарно сохранилась масляная живопись нач. 20 в., исполненная в манере, подражающей В.М. Васнецову. Композиции на зеленом фоне заключены в рамы с полихромным цветочным орнаментом. На центральном своде написана фигура Саваофа (по образцу центрального купола храма Христа Спасителя в Москве). По сравнению с прообразом, колорит темнее, ближе васнецовскому. На северном своде изображен стоящий Христос с крестом, на южном — Божья Матерь. В распалубках центрального свода с западной стороны помещено Рождество Христово, с восточной — Воскресение. В простенках между окон расположены фигуры святых в рост: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, пророк Илья на южной стене, три святителя (Василий Великий в центре) — на северной. Образы отличаются чрезмерно удлиненными пропорциями, крупными головами, ярким цветом одежд. Над ними в люнетах написаны Нагорная проповедь (северная стена) и Вход в Иерусалим (южная стена). В окнах сохранились решетки с вертикальными прутьями, украшенными завитками.
По материалам издания: Свод памятников архитектуры и монументального нскусства России. — М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. ч. 2. 2006.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?