1 декабря 1766 года родился Николай Михайлович Карамзин – ученый, сделавший попытку вернуть латышам утерянную за века немецкого господства древнюю историю народа.
Николай Карамзин поражает своей многогранностью: поэт, писатель, редактор журналов, переводчик на русский Шекспира, реформатор русского литературного языка.
Однако главной его книгой можно считать «История государства российского». Ученый умер, не докончив свой фундаментальный труд, хотя он писал многотомную историю около четверти века, и основной текст сопровождали десять тысяч сносок, ссылок и комментариев! Не удивляет, что при таком масштабе Карамзину было «тесно» в российских рамках, и он писал и об истории Латвии в доливонский период, то есть до прихода сюда крестоносцев.
Так ли важны были эти «предания старины глубокой»? Как известно, веками латвийская земля находилась под властью остзейцев. В XIX веке один из латышских фольклористов, видный деятель первой Атмоды Фрицис Бривземниекс задался вопросом: почему в латышском фольклоре нет сведений о знаменитых воинах – балтах, живших задолго до прихода крестоносцев? Он пришел к выводу, что немецкие бароны преследовали латышских сказителей, говоривших о подвигах древних латышей, и героические предания оказались забыты.
Николай Михайлович Карамзин писал о свободной жизни древних балтов: «Пользуясь свободою веры, Ливония имела и собственных гражданских начальников». Историк упоминает в своем труде латышского бога Перкона, рассказывает, как земгалы разбили немалое русское войско, как жители Древней Руси, по утверждению немецкого хрониста Адама Бременского, ездили в Балтию к местным колдунам за советами.
Не все предположения историка Карамзина о древней латышской истории оказались верными. Но впервые на русском языке было рассказано о том, что история Курляндии и Лифляндии началась отнюдь не с прибытия к берегам Даугавы крестоносцев.