Ларьяк. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».

Село Ларьякское. Церковь в селе деревянная, построена прихожанами в 1824 году. В церкви два престола: 1) во имя Знамения Пресвятой Богородицы, 2) во имя св. чудотворца Николая; имеется переносной престол.
В приходе пять деревень по рекам: Ваху, Ларьяку, Кул-Егону, Сабуну и притокам реки Таза. Всего дворов 303, прихожан: муж. пола 1012, жен. пола 897. Приписных церквей нет. В Охтиурьевских юртах построена часовня в 1900 году. Церковный капитал в сумме 481 руб. 18 коп. Причт получает 4½ % с вечного вклада в 100 руб. Жалования священнику 600 руб., псаломщику 200 руб. и просфорне 18 руб. Для священника имеется дом на инородческой земле, построенный в 1889 году прихожанами, для псаломщика дома нет.
В приходе одна школа Министерства Народного Просвещения, учреждена в 1904 году и помещается в собственном доме. Ближайшее село Варшавское (520 вер.). Расстояние от Консистории 1757 вер., от благочинного и уездного города 895 вер., от пароходной пристани 520 вер. Адрес: г. Сургут.
Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года / Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913.

До образования Остяко-Вогульского национального округа 10 декабря 1930 года Ларьякский остяцкий туземный район входил в состав Западно-Сибирского края. Ларьяк был большим селом, сравнимым по количеству населения с Сургутом. Ларьякский район с центром в селе Ларьяк существовал до 24 февраля 1962 года, когда был переименован в Нижневартовский, а центр района перенесен в с. Нижневартовское.
Знаменская церковь в Ларьяке была основана в 1772 году. В середине XIX века в с. Ларьякском для детей местных остяков была открыта церковно-приходская школа, но в 1898 она была закрыта ввиду отсутствия учеников. К началу XX века в Ларьякском храме было 2 престола: во имя Знамения Пресвятой Богородицы и во имя св. Николая Чудотворца. Имелся переносной престол во имя Праведного Симеона Верхотурского. С этим престолом священники навещали юрты прихожан-аборигенов. Отличительным знаком церковной лодки была литая икона св. Николая, прикрепленная к высокому стягу-шесту.
В Государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры хранятся дела, рассказывающие о ликвидации Знаменской Ларьякской церкви.
В 1923 году граждане с. Ларьяк Ларьякского сельского Совета Александровского района заключили договор с Александровским районным исполнительным комитетом на бесплатное пользование зданием Знаменской церкви. В списке членов религиозного общества значилось около 800 человек. В 1924 году верующих было уже 380 человек. Последний договор на пользование церковью был заключен 15 февраля 1930 года. В этот день милиционер Жигачов произвел проверку имущества Знаменской церкви: «Здание церкви ремонту капитального не требует, только окраски снаружи». В этом же документе упоминается фамилия священника Вергунова.
В деле имеется акт проверки здания и имущества 1931 года. Указывается, что все имущество в наличии, договор на пользование зданием церкви можно перезаключать, здание церкви переоценить, предложить церковному совету здание церкви выкрасить снаружи к 1 июля 1932 года.
8 января 1932 года, т.е. после Рождества, состоялось собрание верующих, на котором присутствовало 66 человек. Постановили: договор заключить, ремонт сделать, покрасить церковь и ограду, выписать священника для службы.
По архивным документам Ларьякской Знаменской церкви становится ясно, что когда власти не могли закрыть церковь из-за невыполнения условий договора (не производство ремонта), то действовали другими методами. В Государственном архиве Югры сохранились документы, свидетельствующие об усиленной работе в Ларьяке оргтройки по антирелигиозной пропаганде.
В деле Ларьякского райисполкома имеется протокол № 1 заседания оргтройки по антирелигиозной пропаганде от 17 мая 1932 года: «Тройка должна развить работу в двух направлениях: поставить на постоянные рельсы культурно-массовую антирелигиозную работу, считать ближайшей целевой установкой оргтройки развертывание антирелигиозной пропаганды среди групп организованного и неорганизованного населения с пропагандой вопроса о передаче здания церкви под дом для культурного обслуживания туземного населения. Главная директива: «Каждый развертывающий по поручению оргтройки антирелигиозную работу обязан строго придерживаться метода пропаганды, не выходя из рамок культурно-разъяснительной работы, на основе массовой антирелигиозной пропаганды и достигнутых ей результатов проводить протокольные постановления о передаче здания церкви для культурного обслуживания туземцев, закрепляя протоколы подписями граждан, изъявивших согласие такой передачи». За каждым безбожником закреплялась определенная местность. Лозунг безбожников — «Религия закрепощает трудящихся на службу капитала». В деле также имеются подробные инструкции по постановке антирелигиозного спектакля на туземном языке: сценарий, оформление: поп сидит на шее у трудящегося, сам поп взнуздан капиталистом – кулаком.
Активная работа ячейки Союза Воинствующих Безбожников принесла свои результаты уже 24 мая 1936 года. В деле имеется акт: комиссия производит снятие колоколов с Ларьякской недействующей церкви в количестве 5 штук: большой – 193,800 кг, средний – 94,600 кг, колокол 27 кг, колокол 18 кг, колокол 9 кг. Общий вес колоколов 342, 400 кг. Колокола были перевезены на пристань и переданы впредь до особого распоряжения на хранение в склад рыбкооператива кладовщику. Колокола в документе называются «ломом колокольной бронзы». По всей видимости, колокола были доставлены в Самарово.
А 8 июня 1936 года состоялось собрание граждан села Ларьяк, которое постановило: «Ларьякскую церковь отдать под клуб, так как стоит бездействия и ремонта, а население нуждается в культурно-просветительском учреждении. Вся молодежь туземная и русская проводит время кому что вздумается».
9 июня 1936 года Ларьякским РИКом было принято решение о ликвидации церкви и передаче ее под клуб. «Учитывая, что Ларьякская церковь с 1929 года не функционирует, религиозная община распалась, здание церкви не ремонтируется и приходит в ветхость, а в Ларьяке кризис в жилых домах и особенно культурных учреждений. Принимая во внимание согласие самих граждан передачи церкви под культурное учреждение (клуб), на что имеется согласие русских – 177 подписей, хантов – 254 подписи. Всего 431 человек подписавшихся. Просить Окрисполком через Облисполком санкционировать вопрос о передаче Ларьякской церкви под культурное учреждение».
Вот так за четыре года с 1932 по 1936 год верующих людей Ларьяка сделали ярыми атеистами.
Консультант Архивной службы Югры Спиридонова Ольга Александровна, «Ликвидация Знаменской церкви в селе Ларьяк», Архив Югры, http://arhivugra.admhmao.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?