Лаппеенранта. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь в г. Лаппеенранта — самая старая православная церковь в Финляндии. Когда в 1741 г. русские войска взяли Вильманстранд (Лаппеенранта), расположенный на южном берегу Сайменского озера, гарнизоном в крепости был оставлен Владимирский пехотный полк. Выборгский губернатор кн. Ю. Репнин испросил у Императрицы Елизаветы Петровны разрешения переделать существовавшую в крепости шведскую кирку в православную церковь и выделить необходимые для это деньги. Дело, однако, затянулось, и Владимирский полк на свои средства решил построить в крепости небольшую деревянную церковь, освященную в 1744 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1775 г. архитектор Коллегии экономии Карл Паульсен подал смету на 6 823 руб. на постройку нового храма, но деньги снова выделены не были.К этому времени население крепости значительно увеличилось: в 1769 г. в ней значилось 302 человека в гарнизоне и 113 гражданских лиц. Здесь стояли две роты Фридрихсгамского гарнизонного полка, артиллерийская, инженерная и провиантская команды. 14 ноября 1747 г. в крепости, в семье гевальдигера (офицера военной полиции) родился будущий драматург Александр Петрович Сумароков. В 1805 г. в городе уже жило 1400 военных и 200 гражданских лиц.В 1780 г. Императрица Екатерина II утвердила план застройки в Вильманстрандской крепости, по которому намечалось и сооружение новой каменной церкви вместо обветшавшей деревянной. Ее заложили только в 1782 г. на юго-восточной стороне крепости. Кто автор проекта, установить не удалось. Строительство шло три года, и на храм было истрачено 4 тыс. руб. Его освящение состоялось 26 августа 1785 г., в день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии. Чин освящения совершил о. Стефан Васильев. На торжестве освящения храма присутствовали генерал-поручик К.X. Гюнцель, выборгский губернатор и местный комендант полковник Барбот де Марии. Храм был построен на казенные средства. Существует предание, будто его строителем был русский полководец граф А.В. Суворов-Рымникский, но это не соответствует действительности. Суворов посещал церковь во время пребывания в Финляндии в 1773, 1791-1792, 1795 гг. молился и читал Апостол. Согласно достоверному источнику, он изготовил своими руками аналой для церкви и пожертвовал икону двунадесятых праздников. Судьба этих вещей неизвестна. Здание возведено из кирпича на фундаменте, сделанном из неотесанного гранита. Постройка производилась под наблюдением командующего Старо-Финляндского инженерного округа генерал-майора Алексея Тучкова. Строительный материал подвозили по Сайменскому озеру. На колокольне висели пять колоколов, из которых самый большой был весом в 85 пудов (1,5 тонны).Только в 1849 г. на церкви появился купол. Когда в 1835 г. квартировавшие в Финляндии пехотные полки были превращены в Финляндские линейные батальоны, стоявший в крепости батальон пехотного полка в память своего пребывания в крепости собрал среди своих чинов средства, которые передал настоятелю на неотложные нужды церкви. Деньги долго лежали без употребления и только в 1848-1849 гг. были использованы на сооружение купола и общий ремонт здания. В 1866 г. приход насчитывал всего 80 человек, ибо гарнизон к этому времени был выведен. Алтарь церкви отделен от остального пространства каменной перегородкой с тремя дверными проемами. Трехъярусный иконостас сделан, вероятно, в начале XIX века. В 1903 г. церковь была расширена, и сводчатый потолок стали поддерживать колонны; по бокам появились нефы. С этого времени площадь храма равняется 500 кв. м. Главными его прихожанами были солдаты и офицеры гарнизона.Многое в эти годы сделал для благоукрашения церкви купец Николай Иванович Волков. Он за свой счет провел электрическое освещение, пригласил регента, приобрел облачения и утварь. Его усердием и иждивением церковный свод был украшен изображением четырех евангелистов, а в середине свода изображено Всевидящее Око. В 1912 г. Волков был вынужден оставить место старосты по состоянию здоровья. В благодарность причт и прихожане поднесли ему бювар в серебряной оправе с выгравированным изображением храма.В церкви есть немало вещей XVIII века: серебряные сосуды (чаша, потир и пр.) 1757 г., два напрестольных креста 1774 и 1795 гг., напрестольное Евангелие 1781 г. и много богослужебных книг.

Вильманстрандская Покровская церковь находится в 193 верстах от С.-Петербурга и в 52 от Выборга. Город Вильманстранд, по-фински Лаппеенранта, состоит из упраздненной в первой четверти XIX ст. крепости и двух форпостов. Вильманстранд, шведская крепость, покорен русскими 3 сентября 1841 г., при Анне Леопольдовне.
Тогда в Вильманстранде оставлен был русский гарнизон, состоявший впоследствии из вильманстрандского гарнизонного батальона, артиллерийской и инженерной команд и Саймской гребной флотилии. При войсках еще находился госпиталь. Для этих-то войск тогда же, вероятно, построена была и Покровская церковь. Подтверждением этого служат некоторые оставшиеся в церковном архиве, бумаги. Например, одна бумага 1769 г. адресована так: «Города Вильманстранда церкви Покрова Пресвятыя Богородицы священнику Петру Афанасьеву от коменданта Вильманстрандской крепости»; от 1772 г. сохранилась копия с указа преосвященного Гавриила, архиепископа С.-Петербургского и Ревельского, коим он предписывает консистории обязать священников подписками, чтобы офицеров, солдат и матросов венчали только священники их команды. На копии подпись: «В слышании сего указа города Вильманстранда, церкви Покрова Пресвятыя Богородицы священник П. Афанасьев подписался». В 1773 г., по указу духовной консистории от 24 октября за № 845 предписывалось священнику вильманстрандской Покровской церкви Петру Григорьеву, чтобы он исправлял требы и, по временам, богослужения в Давидовской крепости, находящейся в 36 верстах от Вильманстранда, по дороге в Гельсингфорс.
Какая была эта древняя церковь деревянная ли или каменная, была ли она постоянная или временно помещалась в шведской кирке, по местному преданию, существовавшей тогда в крепости, об этом нет никаких сведений. В 1785 г. на юго-восточной стороне крепости, на казенный счет (так всегда писалось в клировых ведомостях) построен нынешний храм также во имя Покрова Богородицы и освящен 26 августа, на память св. мучеников Адриана и Наталии, при священнике Стефане Васильеве.
Храм одноэтажный, кирпичный, на фундаменте из рваного, нетесаного гранита. Форма его продолговатая, четвероугольная с закруглением алтарной стены: наружные стены его, украшенные пилястрами и карнизами, имеют толщину 1 арш. 10 вершков. Крыша в два ската; на ней в 1849 г. устроен деревянный купол, крыша и купол крыты железом и окрашены зеленой краской. Глава купола увенчана деревянным, шестиконечным крестом; глава и крест обиты белою полированною жестью. Окна устроены над цоколем, с гладкими, из кирпича, наличниками; ширина около 1½ аршина, высота 3 аршина; внутри они сведены аркой и имеют деревянные ставни. Всех окон в алтаре 2, в церкви, по обе стороны, по 4 (одно с левой стороны заложено).
Двери одни, с запада. Они сосновые, створчатые, окрашенные под дуб. Над дверьми в 1852 г. сделан железный зонт или навес. Длина паперти 4 арш. 14 вершков, ширина 3 арш. 6 вершков. Из паперти направо дверь в сторожку, налево – на колокольню, прямо – в церковь. Двери, ведущие в церковь, створчатые, также окрашенные под дуб. Алтарь отделен каменною стеною в 1 арш. 2 вершка толщиною, с тремя пролетами для дверей. Потолок в церкви и в алтаре сделан сводом. Стены окрашены масляной краской, пол деревянный, сосновый, крашеный.
Престол деревянный. Иконостас старого устройства, трехъярусный. Иконы – суздальского письма, да и те от ветхости и сырости так испортились, что на иных нельзя ничего разобрать. Печей в церкви 2, в алтаре и в сторожке – по одной; все они утермарковские. Длина храма от порога до амвона 15 арш. 4 ½ вершка, ширина 8 арш. 14 вершков; длина алтаря 5 арш. 5 верш., ширина 7 ½ арш. Высота церкви и алтаря 7 ¾ аршина. Колокольня каменная, соединенная с церковью. Крыша на ней железная, окрашенная зеленой краской; глава и шпиц покрыты белою, полированною жестью; крест шестиконечный, деревянный, обитый белою жестью. Высота колокольни 8 сажень. Антиминс священнодействован митрополитом Гавриилом 1784 г. 31 октября.
Церковная библиотека состоит из нескольких духовно-нравственных книг и журналов. Метрические книги существуют с 1785 г. До 30 июня 1800 г. причт состоял из одного священника; в 1800 г. прибавлены: дьячок, пономарь и просвирня. 15 мая 1863 г., по просьбе причта, указом Святейшего Синода за № 1595 должность пономаря упразднена в видах улучшения быта священно-церковнослужителей.
Зданий и домов, принадлежащих причту или церкви, нет. Священник издавна пользуется квартирою от военного ведомства, а причетники и просвирня помещаются в наемных квартирах, так как собственных домов иметь не в состоянии, а нанимать квартиру или строить новый дом на церковную сумму препятствует бедность кошелькового сбора. Понятно, что причетники, обязанные содержать себя и нанимать квартиру на свой счет, живут в крайней бедности. Поэтому в обеспечении причта квартирою есть настоятельная потребность.
Приход Покровской церкви ограничивается одним Вильманстрандом и состоит из русских, давно уже здесь поселившихся. За городом, верстах в 18 и 30 есть также до пяти семейств здешних прихожан. В 1804 г. прихожан считалось: военных муж. пола 24, жен. 23; статских жен. пола 4, купцов и мещан муж. пола 19, женск. 22; крестьян и бобылей муж. пола 22, жен. 20; всего муж. пола 65 душ, жен. 69. Большая часть прихожан занимаются мелочною торговлею и очень немногие земледелием.
Почти все прихожане грамотные. Русской школы в городе нет, а есть только финская элементарная, куда принимают и русских детей. Она открыта в 1813 г. Наставники в ней финляндцы, и предметы преподаются на финском и шведском языках. Для русских детей, если таковые есть, назначается два часа в неделю на изучение священной истории и катехизиса, которые преподает местный священник, за что получает 115 руб. сер. или 460 марок. Так как дети русские не всегда есть в школе, то и жалованье священнику – не есть постоянное средство его содержания. Раскольников в приходе нет.
Описание составлял Вильманстрандской Покровской церкви священник Николай Соловьев.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?