Лальск. Собор Воскресения Христова.

Воскресенский собор построенный в 1698-1717 годах стал первым каменным сооружением Лальска. Рядом с собором стоит колокольня заложенная в 1729 году на средства купцов Норицыных.

Клировая ведомость Лальского Воскресенского собора за 1868 год
1. Холодная церковь каменная, построена в 1698 году, а освящена в 1717 году, теплая также каменная построена в 1732 году, а освящена в 1762 году, колокольня также каменная. Церкви эти не первоначальные; первоначальные, как видно из церковных архивных документов, были деревянные, которые потом сгорели, должно полагать, что они построены были одновременно с основанием города.
2. Церкви холодная и теплая построены одна от другой отдельно, каждая в особом корпусе; в низу теплой церкви находятся палатки. Колокольня также отдельная от церквей. Все сии здания не имеют никаких ветхостей и повреждений, как с внешней, так и с внутренней стороны.
3. В холодной церкви пять престолов: 1-й, во имя Воскресения Христова, освящен в 1716 году; 2-й, по правую сторону Воскресенского престола, во имя Св. Апостолов Петра и Павла, освящен в 1717 году; 3-й по левую сторону Воскресенского престола во имя Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, освящен в 1711 году; 4-й в храме Св. Великомученика Иоанна воина, устроен из палатки над Никольской церковью и освящен в 1840 году августа в 24-й день; 5-й во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, освящен в 1835 году Октября 15 дня. Последние два храма Иоанновский и Митрофановский сооружены усердием и иждивением Лальских купцов Василия Черкасова и Алексея Сумкина. В теплой церкви два престола: 1-й во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен в 1762 году; а 2-й во имя Святителей Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских, освящен в 1863 году октября 14 дня.
4. Утварью церковной достаточны: риз лучших 15, среднего сорта 17, ветхих и к употреблению не годных 20. Стихарей лучших 12, средних 15, ветхих 10. Три дароносицы: две серебряные, из коих первая 53 золотн., вторая 45 золотн., под золотом серебро 84 пробы, и одна оловянная. Шесть Евангелий в лист, с серебряной позолоченной отделкой, одно из них большое в лист Александрийский; два Евангелия в 8-ю долю листа простой бумаги тоже с серебряной отделкой без пробы. Семь крестов серебряных под золотом, из коих первый с четырьмя финифтяными клеймами, унизанными стразами, весом 2 фунта, 84-й пробы, вторый 2 фунта 77 золотников; третий 2 фунта 21 золотн., четвертый 1 фунт 68 золотников; пятый для водоосвящения 44 золотника, шестой с четырьмя финифтяными клеймами, унизанными на манер страз, весом 1 фунт 8 1/2 золотников и седьмой тоже с финифтяными клеймами, обложенными стразами 1 фунт 8 золотников. Кресты первый и последние два 84-й пробы, а все прочие пробы […] для хранения Св. Даров серебряный под золотом о трех ставах с ножками весом 2 фунта 90 золотников. Семь потиров серебряных под золотом; из коих первый под сеткой просекной с четырмя клеймами, весом: потир, дискос, звезда, лжица и две тарелочки 5 фунтов 78 золотн., второй потир с прибором 2 фунта 47 зол., четвертый потир с прибором 3 фунта 34 золотн., пятый потир с прибором 2 фунта 71 золотн., шестой потир с прибором 1 фунт 72 золотн., седьмой потир и звезда, с финифтяными клеймами, обложенными стразами, с прибором 2 фунта 42 золот. Два последних потира с приборами 84-й пробы, прочие же без пробы. Два ковша серебряные не пробные, весом 43 золотника, два копия с серебряными, непробными черешками и одна ложка для употребления кутии, весом 12 золотн. серебра непробного. Четыре кадила серебряные, первое из них под золотом весом 2 фунта 32 золотника, второе 1 фунт 45 золотн., третие 1 фунт, четвертое тоже 1 фунт, три последние серебра 84 пробы, и одно кадило медное. Блюдо серебряное весом 3 фунта 44 золотн. без пробы. Купель для крещения младенцев медная, луженая. Венцы для брачущихся двои медные из коих одни с финифтяными клеймами посеребренные. Сосуды для освящения хлебов медные посеребренные. Подсвечники и паникадила медные, из коих некоторые посеребренные. Аналогии и столы имеются исправные и благолепию храма приличные. Книги для церковного круга имеются все и к употреблению годны.
5. Причта положено по штату 1816 года декабря 23 дня быть: протоиерею, 2 священникам, 2 диаконам, 2 дьячкам и 2 пономарям.
6. Земли при соборе усадебной, огородной и пашенной нет. Сенокосной земли во владении причта собора 26 десятин, на которую землю планы и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице, с каковой земли всеми Священноцерковнослужителями снимается сена более 120 волоковых копен, за исключением работы на 70 рублей сер. Пустошей со строевым лесом не имеется, рыбных ловель и других угодий, приносящих доход причту и церкви, не имеется.
7. Домы у священноцерковнослужителей, кроме диаконов Павла Ржаницына, Константина Добрякова и дьячка Михаила Туркина, которые живут в наемных квартирах, собственные на крепостных землях. На содержание священноцерковнослужителей не получается постоянного оклада, кроме процентов с капиталов на сумму 3737 руб., внесенных в кредитные заведения на вечное время под условием церковного поминовения вкладчиков и их родственников. За сим содержание причта обеспечивается платой за молебствия, славленье и требы. Всех вообще доходов в сем 1868 году поступило в учрежденную при соборе братскую кружку на всех священноцерковнослужителей, включая и арендные с земель, жертвуемых купцом Сумкиным, тысячи пятьсот /1500/ руб. сер. Руги сбирается на 120 рублей.
8. Содержание священноцерковнослужителей, судя по дороговизне жизненных потребностей, скудное.
9. Зданий церковных, кроме палаток, имеющихся под Благовещенской церковью и колокольной, как то лавок, кладовых, мельниц и других земляных, доставляющих выгоды церкви, не имеется, а за вышеозначенные палатки, отдаваемые в кортом, получено за год 30 руб. Сверх сего получаются в пользу церкви проценты с капиталов на сумму 590 руб., внесенных в кредитное заведение на вечное время; из коих 285 руб. вложены бывшим Лальским купцом Василием Черкасовым, с тем, чтобы с оной суммы проценты употребляемы были на устройство могущих произойти ветхостей в храме св. мученика Иоанна воина.
10. Расстоянием сей собор от города Вологды в 555 верстах. Благочинный сего собора протоиерей.
11. Ближайшие к сему собору церкви: Богоявленская, Иоанно-Предтеченская и Всемилостивого Спаса.
12. В 1866 году приписана к собору Лальская градская кладбищенская Успенская церковь.
13. Домовой церкви в приходе сего собора нет; а есть деревянная часовня в деревне Животове; когда устроена, с какого случая и с чьего позволения, неизвестно; в оной отправляются молебны в 9-ю неделю по Пасхе и 1-го августа Всемилостивому Спасу. В часовне не малое количество икон; а отправления молебствий, кроме вышеозначенных дней не бывает; поддерживается сия часовня в здании усердием жителей ближайших к оной селений, впрочем ни ослабления усердия к св. церкви, ни уменьшения от оной не происходит.
14. Описи церковному имуществу есть и книги для оной выданы в 1868 году января 23 дня из Вологодской духовной консистории за печатью и подписом по листам члена консистории протоиерея Павла Прозоровского; церковное имущество хранится исправно и прибыльные вещи вносятся без опущения.
15. Приходорасходные книги о суммах церковных обе выданы из Устюгского духовного правления: приходная в 1868 году января 29 дня; расходная в 1844 году января 15 дня, за шнуром и печатью, ведутся исправно и хранятся в церкви.
16. Копии с метрических книг с 1780 года имеются.
17. Копии с исповедных ведомостей также имеются.
18. Обысковая книга выдана из Устюжского духовного правления в 1867 году 7 апреля, подписана по листам членом Правления священником Павлом Соколовым. Записано в ней 12 листов; обыски писаны по форме и подписаны двумя свидетелями, белых листов 124. Прежние обысковые книги хранятся в церковной ризнице рачительно.
19. Отпуски с клировых ведомостей, о церковных, а равно и расходах, и о свечных, за каждый год остаются в церкви за подписом нашим и в исправности оных удостоверяет местный благочинный и хранятся с прочими документами.
20. Из собора в продолжении года бывает несколько крестных хождений а именно: а) В Преполовение Пятидесятницы после водоосвящения на реке Лале, — крестное хождение почти вокруг всего города. б) После Преполовения совершаются крестные хождения из Собора по два раза в каждую неделю, а именно в среду и пятницу и продолжаются до 8-го сентября. В среду к Лальской градской Богоявленской церкви, в которой соборне всем градским Духовенством отправляется молебное пение Божией Матери, с акафистом. В пятницу — к Градской Спасской церкви, в которой также отправляется молебное пение Спасителю с акафистом. в) В день Пятидесятницы — к градской Спасской церкви по случаю храмового в оной церкви праздника. г) В неделю всех Святых — к градской Кладбищенской церкви, по случаю в оной церкви храмового праздника. д) В понедельник 9-й по Пасхе причт соборный вместе с причтом Архангельской Верхолальской церкви, Сольвычегодского уезда, совершают крестное хождение из часовни в деревне Животове, приписанной к Лальскому собору, — с многочтимой иконой Покрова Божией Матери Верхолальской Архангельской церкви. Каковая икона, причтом означенной церкви, каждогодно приносится в часовню в среду 7-й недели по Пасхе и оставляется в оной до Понедельника 9-й недели. Из часовни крестное хождение совершается по деревням, лежащим на пути к городу Лальску, во время которого набожные крестьяне принимают св. иконы в свои домы, где означенными причтами попеременно отправляются по просимости домохозяев молебны. Хождение продолжается до пятницы означенной недели. В пятницу бывает крестный ход из Собора для встречи приносимых из часовни св. икон. Одновременно приносится в собор в крестном хождении всеми многочтимый Образ Христа Спасителя Нерукотворенный, Аникинской Иоанно-Предтеченской церкви. Означенныя св. иконы: Нерукотворенный Образ Спасителя и Покрова Божией Матери, как особенно чтимые туземными жителями, остаются в соборе до 2-го Июля. е) В субботу той же 9-й недели совершается крестное хождение в соучастии всего градского духовенства в Лальский мужской Архангельский монастырь […] Лальск, причтом близ-Лальской Покровской церкви, отстоящей от города в 8 верстах. После литии в монастырском храме, крестное хождение вместе со вновь принесенными иконами отправляется обратно в собор; икона Покрова Божией Матери оставляется в соборе до 10-й недели по Пасхе. ж) В 10-ю неделю по Пасхе, в храмовый праздник Воскресенскаго собора, после водоосвящения на реке Лале, крестное хождение вместе с вышеозначенными принесенными иконами совершается вокруг всего города, при многочисленном стечении народа. з) В 11 неделю по Пасхе — крестное хождение из собора до кладбищенской Успенской церкви для провождения иконы Покрова Божией Матери, к близ-Лальской Покровской церкви. и) В 29-е июня, в день Апостолов Петра и Павла крестное хождение со всеми досточтимыми иконами для молебствий по деревням расположенным по реке Рипу; каковое хождение продолжается до трех дней. й) Во 2-е июля крестное хождение из собора для провождения икон: Нерукотвореннаго Спаса и Покрова Божией Матери, которые в тот день отправляются в свои приходские храмы. к) в 6-е августа в день Преображения Господня из собора в Лальский Архангельский монастырь по случаю храмового в оном монастыре праздника. л) В 15-е августа в день Успения Божией Матери к Лальской градской кладбищенской церкви, по случаю храмового в оной церкви праздника. м) В 16-е августа к Лальской градской Спасской церкви, по случаю храмового в оной церкви праздника. н) В 8-е сентября — к Лальской градской Богоявленской церкви, по случаю храмового праздника.
Источник: ГАКО. ф.1310. оп.1. ед.хр.25, л.60-73; http://s-sokolov.ru/temples/lalsk_1868.php

Один из лучших образцов устюжского зодчества рубежа XVII-XVIII в.в., сооруженный в 1698-1715 г. Отдельно стоящая колокольня построена в 1763 г. (по другим данным в 1729 г.). Основной объем — бесстолпный пятиглавый четверик с трехчастным алтарем, с севера и запада охваченный папертями, с примыкающим с северо-востока отдельным Никольским приделом типа восьмерик на четверике. В богатом декоративном убранстве здания с белокаменной резьбой и изразцами заметно влияние «строгановского» собора в Сольвычегодске. В дьяконнике помещался придел Петра и Павла, над Никольским приделом в 1840 г. был устроен престол Иоанна Воина, в 1924 г. перенесенный в подклет. Закрыт не позже 1930-х г.г., долгое время занят мастерскими ПТУ. Поддерживается в порядке.
https://svyatsy.org/churches/kirovskaya_oblast/luzskiy_rayon/lalsk/sobor_voskreseniya_hristova_v_lalske/
Воскресенский собор стал первым каменным сооружением в Лальске (1698-1717). Но за 6 лет до окончания его строительства был освящен северный придел собора — Никольский, посвященный Николаю Чудотворцу — покровителю всех торгующих и путешествующих, необычайно популярному в центре торговли, каким и был Лальск того времени. Оно объясняется также тем, что Никольский придел заменил собой древнейший на Лальском погосте Никольский храм, давший в XVII веке имя погосту и потому наиболее здесь почитаемый. Деревянная церковь Николая Чудотворца имела вид восьмигранного столпообразного храма «верх шатровый». Впоследствии останки церкви сгорели во время большого пожара.
К сожалению, не удалось сохранить внутренне убранство Воскресенского собора, который внутри был оштукатурен и расписан живописно с легким орнаментом и позолотой. Работа была выполнена Великоустюжскими иконописцами Иваном и Виталием Березиными. Строили собор мастера из Солигалического уезда. История сохранила для нас имена некоторых строителей собора: кирпичи делали Иван Мошнин, Панкрат Лихачев, стены клали Андрей Бросановых, Илья Новожиловых, Михайло Серкин, Яков Амосов со товарищи. Они же строили и другие церкви в Лальске, и каменные дома. И, хотя в 1974 году храм был признан памятником архитектуры республиканского значения, вернуть прежнюю красоту храмового убранства уже невозможно.
По материалам: «Вечная красота Лальска. Культура и традиции русского севера»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?