Лаковая миниатюра в русском стиле.
Расцвет лаковой миниатюры в России пришелся на период зарождения и развития русского стиля. Уже в 1830-1840-е годы, восприняв общественные настроения и стилистические тенденции, мастера лаковой миниатюры обратились к традициям древнерусской иконописи, лубка, народной теме.
Проявление русского стиля в лаковой миниатюре имеет свою специфику. Во внешнем облике, формах изделий он почти не отразился, в отличие других видов декоративно-прикладных искусств, где важную роль играет формообразование, пластика, конструктивная основа, «архитектурность» – как, например, в изделиях из металла, дерева, стекла, фарфора. Свое яркое отражение русский стиль нашел в сюжетах миниатюр.
Мастера фабрики Лукутиных и мастерских Вишняковых при создании работ опирались прежде всего на произведения русских живописцев. Однако, они не слепо копировали исходные образцы, а творчески их перерабатывали, внося изменения в колорит, рисунок и даже композицию, умело адаптировали их под небольшой формат шкатулок, внося необходимые изменения с учетом техники миниатюрного письма. В это время становятся популярными сценки из народной жизни: катания на тройках, чаепития, гуляния, пляски, свидания, крестьянские будни и праздники, а также различные городские типажи (купцы, извозчики, приказчики, прачки). Как правило, это были миниатюрные копии с картин Р.К. Жуковского, К.А. Трутовского, И.И. Соколова, А.А. Попова.
Со второй половины XIX века большое значение приобрела ориентация на древнерусскую и средневековую историю и культуру. Усиление интереса к национальной тематике в живописи выразилось в изображении сцен из боярской жизни и быта XVII века. Одним из главных художников, обратившихся к этой теме, стал Константин Егорович Маковский. Создавая как масштабные исторические картины с многофигурными композициями, так и многочисленные варианты женских портретов «боярышень», он ярко и в мельчайших деталях запечатлел быт той эпохи, придав ему романтическую окраску.
В связи с всеобщим увлечением отечественной историей и особенно памятниками допетровского времени, с середины XIX века особой популярностью стали пользоваться видовые миниатюры, на которых нередко изображались архитектурные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
Русский стиль в лаковой миниатюре сохранил свои позиции и в конце XIX – начале XX века, когда широкое распространение в искусстве получили критический реализм и новый модный стиль модерн.
Подробнее о коллекции русского стиля Всероссийского музея декоративного искусства: «Русский стиль. Путь к национальной идентичности. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства». (Издание выйдет в свет осенью 2023 г. Издательство ООО «Кучково поле Музеон». В рамках издательской программы Правительства Москвы).