Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В 1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства — при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались… захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В 1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых. Монастырь был закрыт в 1923 году.Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, «городковый» карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты.
В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим. Сейчас она носит название «Собор Премудрости Божией Софии» («Софийский собор»). Здание храма к моменту возвращения находилось в удручающем состоянии. Иконы, церковная утварь, настенные росписи и иконостас полностью уничтожены. Гусеницами тракторов разрушена половая плитка и «тепловые ходы» (составляющая системы отопления храма) под ней. Покрытие куполов пришло в негодность и во многих местах прогнило.
Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей. Силами прихожан ведется внутреннее обновление Собора.
С сайта «Софийский собор»
Построена в 1901-1911 по проекту Ф.Н.Малиновского. Вероятно, прототипом этого храма стал Морской собор в г.Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. Освящение храма было приурочено к 300-летию дома Романовых, в 1912. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковкой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками (завершения храма утрачены). На восточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни (верхние утрачены) использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, «городковый» карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты и др. Памятник культовой архитектуры в стиле эклектики русско-византийского направления.С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан.
Троицкая церковь в Лаишеве, именуемая ныне собором Софии, Премудрости Божией, является одним из самых старых городских зданий, когда-либо сложенных из камня. Это местный памятник архитектуры, имеющий ригиональное значение, а для города — одна из наиболее высотных точек. Старинный город Лаишево входит в число русских форпостов ХVI века, возведённых после покорения Казани Иваном IV Грозным на Средней Волге. Населённый пункт на этом месте возник, по-видимому, намного раньше; настолько, что наиболее оптимистичные из местных краеведов временем его существования называют тясячу лет, и даже больше. Лаиш, или Лаеш, согласно археологическим изысканиям и сведениям из Никоновской летописи, существовал, «на Каме, в Лаишеве» в период Казанского ханства (1438-1552). Это было булгарское поселение ремесленников и торговцев возле древнего селища Чакма, оставившего значительный археологический культурный слой. На месте Лаиша и была построена русская крепость, поначалу именуемая «острогом». Длина стен крепости составляла полкилометра; её вооружение составляли шесть пушечных башен. Что касается официальных исторических данных, то город Лаишев — именно так он прежде назывался — основал в 1557 (1565) году воевода Пётр Иванович Шуйский, чтобы иметь надёжную крепость на Каме. В этих краях были нередки волнения местных народов черемисов, как раньше назывались современные марийцы. Округа Лаишева считалась исключительной со стратегической точки зрения: тут испокон веков действовала переправа через Каму в продолжение дороги от Казани до границы с Ногайской Ордой. Как это нередко случается, сильная крепость скоро породила село, а затем и город. Поначалу тут и жили преимущественно военные — стрельцы, пушкари и другой ратный люд, который постепенно обзаводился семьями. В округе процветали охота и рыбный промысел, и лаишевцы неизменно пополняли составы лучших стрелецких полков Ивана Грозного.
По некоторым сведениям, в Лаишеве начала ХVI века было два храма на территории крепости, Никольский и Успенский, а также церковь Воскресения Христова в посаде. В 1565 году упоминаются приходская Софийская церковь и храм в местной пересыльной тюрьме, откуда открывалась дорога в Сибирь. В России приговорённых к каторжным работам, как известно, гнали по этапу пешим ходом, и пересыльные тюрьмы были местом кратковременного отдыха и накопления партий осуждённых. Поэтому там нередко обустраивали церкви. 1565 год считается временем возникновения прихода Софийской церкви. На её месте в 1767 году был сложен из камня одноимённый храм, появление которого было приурочено к ожидаемому тогда визиту в Лаишев императрицы Екатерины II. В течение следующего столетия храм порядком обветшал, и в 1853 году началось возведение нового здания, ставшего Софийским собором города, получившего статус уездного. Строительство продолжалось 13 лет, до 1870 года. С Софийским собором в Лаишеве неразрывно связана история нынешнего собора Софии, Премудрости Божией, прежде именовавшегося Троицкой церковью. Этот храм являлся собором бывшего Троицкого Лаишевского женского монастыря, и сегодня он считается одной из наиболее крупных действующих церквей как Казанской епархии, так и всего Среднего Поволжья в целом. Женская община известна в Лаишеве ещё с середины 80-х годов ХIХ столетия, официально же была основана в 1888 году как внештатная. Место для неё в северо-восточной части города выделили власти и местная уроженка, коллежская советница Татьяна Михайловна Ментова. 5 августа 1895 года вышел императорский указ, согласно которому община была преобразована в Свято-Троицкий Лаишевский внештатный общежительный женский монастырь (1895). Источником существования Свято-Троицкой обители был труд её сестёр и пожертвования местных доброхотов из числа лаишевских дворян, чиновников и купцов. Так же обстояло дело и с возведением монастырских построек.
Комплекс зданий для размещения Троицкой церкви строили с 1880 года; в него вошли часовня, три дома для монашеских келий и палат настоятеля, хозяйственные помещения, высокая колокольня в шесть ярусов и большой храм в честь Живоначальной Троицы. Его проект на основе типовых разработок создал в 1888 году известный казанский губернский архитектор Фёдор Николаевич Малиновский, творец всего архитектурного ансамбля монастыря. При этом наиболее вероятным прототипом Троицкой церкви в Лаишеве специалисты считают здание Морского собора в Кронштадте. Другим ближайшим прототипом, является архитектурное решение собора в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Свияжске, сохранившимся до наших дней. К концу ХIХ столетия по количеству монахинь и послушниц лаишевская обитель занимала третье место в епархии, уступая только Богородицкой в Казани и Иоанно-Предтеченской в Свияжске. Богородице-Скорбященская церковь в монастыре этого островного города также весьма схожа с Троицким храмом, прежде всего, последовательным рядом куполов в византийском стиле, поднимавшихся к небесам. Обе церкви объединяет их авторство: Троицкий и Богородице-Скорбященский храмы считаются наиболее крупными из всех архитектурных работ Фёдора Малиновского. У строителей Троицкой церкви в Лаишеве, помимо большого желания успеть возвести её в срок, была ещё одна важная цель. Всё население уездного города ожидало, что новый храм удастся открыть к вековому юбилею великого события в жизни России — победы над Наполеоном Бонапартом. Надежды лаишевцев сбылись: постройка храма была завршена в 1912 году!
Троицкую церковь возводили 11 лет, с 1901 года, когда состоялась торжественная закладка фундамента в основание будущего храма, вплоть до 1912 года. История сохранила имена его создателей, таких как взявший подряды на строительство мастер Захаров, и некоторых благотворителей. Доктор филологических наук Сергей Александрович Макашин (1906-1989) известен в советском литературоведении прежде всего как специалист по Герцену и Огарёву и автор исследования «Салтыков-Щедрин. Биография» (1949). Лауреат Ленинской и Сталинской премий, прошедший арест в 1941 году, исправительные работы, переживший тяжелые ранения и немецкий плен; освободившись, Макашин вернулся к военной службе, в коде которой сумел разыскать на территории Чехословакии утерянный архив В. И. Немировича-Данченко. Стоит сказать, что Сергей Александрович приходился родным внуком известному волжскому купцу 1-й гильдии и меценату Капитону Андреевичу Макашину. В родном Лаишевском уезде дед учёного владел винокуренным, кирпичным и конным заводами. Купец догое время был почётным смотрителем Лаишевского местного уездного училища. Когда же началось строительство Троицкой церкви, Капитон Андреевич постоянно оказывал огромную помощь строительными материалами. В частности, тот превосходный красный кирпич, из которого сложен храм, щедрый купец предоставил бесплатно. Лаишевскому благотворителю не суждено было увидеть завершение своих трудов: 27 октября 1904 года Капитон Макашин скончался на 75 году жизни. Постройку и отделку внутренних интерьеров храма завершили в 1912 году. Весной того же года в торжественной обстановке прошла церемония освящения Троицкой церкви.
В истории постройки Троицкого храма были как светлые, так и трагические страницы. Одной из них стала драма 1904 года, который не назовёшь счастливым для всей России. В это время шла весьма неудачная для страны Русско-японская война, а Казанская епархия и весь православный мир понесли тяжёлую утрату: была похищена и, по всей видимости, варварски уничтожена чудотворная икона Божией Матери «Казанская». В ходе возведения Троицкой церкви в Лаишеве к работам в качестве подсобниц привлекались и местные монахини. Это была нередкая практика при постройках монастырских храмов и в России, и во всём мире, и она же порой влекла за собой несчастные случаи. Известен пример преподобной Марфы Дивеевской, в миру Марии Милюковой, которая в 18 лет надорвалась во время строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Дивееве (1829). В Лаишеве работы над Троицкой церковью уже завершались, когда во время монтажа светового барабана внезапно обвалились строительные леса, установленные вокруг здания. В итоге 49 монахинь, подносивших кирпичи, упали наземь с большой высоты вместе с обломками лесов. Последствия были ужасны: большинство получили тяжёлые увечья, а 17 сестёр спасти и вовсе не удалось. Они были похоронены в черте будущего собора, словно став предвестницами тех будущих жертв, которые понесёт русское православие уже спустя 13 лет после этой трагедии, когда в России повсеместно установится безбожная власть. Между тем рубеж ХIХ и ХХ столетий был периодом подлинного расцвета Свято-Троицкого монастыря и увеличения подведомственных ему территорий и зданий. Это прежде всего двухэтажное здание настоятельского корпуса, датируемое 1889-1891 годами, где также разместились домовая церковь, освящённая в честь прп. Сергия Радонежского, трапезная и сестринские кельи.
В монастырский комплекс дополнительно вошли трёхэтажный жилой дом конца ХIХ века и здание, построенное уже в 1912 году, где оба этажа занимали монашеские кельи. А на исходе ХIХ столетия Троицкая церковь наконец-то обрела свою колокольню. Это было довольно представительное, монументальное строение в шесть ярусов. К сожалению, в советское время колокольня наряду с домовой церковью во имя преподобного Сергия были утрачены. После 1918 года над Свято-Троицкой обителью начали сгущаться чёрные тучи. Тем не менее Свято-Троицкий монастырь существовал ещё до 1929 года (по некоторым сведениям, лишь до 1923-го), а её архитектурная жемчужина, Троицкая церковь, была закрыта советскими властями в 1930-м. Гонения на церковь при советской власти начались в Лаишеве сразу после Октябрьской революции. Уже в 1918 году по ложному обвинению «за подстрекательские действия против Советской власти и оказание помощи белогвардейцам» постановлением Лаишевского отдела ЧК были расстреляны четверо жителей города, и в их числе — настоятель тогдашнего Софийского храма Леонид Скворцов. По некоторым данным, священник был убит прямо в алтаре церкви. Позднее отец Леонид был причислен к лику святых казанских новомучеников. Будучи с 1781 года одним из главных и важнейших городов Казанского наместничества, а затем уездным городом, к 1930 году Лаишев и вовсе был исключён из перечня советских городов, став просто крупным сельским поселением. Лишь в 1950 году он начнёт возвращать свой статус, будучи объявлен поначалу даже не городом — посёлком городского типа Лаишево.
До закрытия Троицкой церкви в 1930 году в ней продолжались богослужения, но ещё ранее была варварски уничтожена высокая колокольня, которую можно было увидеть с другого берега широкой Камы. Кирпич, от которой пошёл на хозяйственные нужды. Одной из причин закрытия властями Троицкого храма стал массовый голод, разразившийся с начала 1930-х годов в Поволжье. Количество сельского населения на Средней Волге в целом ряда областей сократилось на 23 %. Чтобы хоть как-то спасти голодающих людей, 5 июня 1929 года Совет труда и обороны РСФСР постановил приступить к широкомасштабной организации материально-технических станций — МТС. Оставалось лишь подыскать для них подходящие помещения. Одна из таких станций была развёрнута внутри Троицкого храма. К тому времени две сотни монахинь и послушниц Свято-Троицкой обители были изгнаны из монастыря, обложены экономическим налогом, многие из них оказались ущемлены в правах, что создавало им немалые трудности в повседневной мирской жизни. Сестёр обители быстренько лишили крыши над головой и прогнали восвояси: одновременно с организацией в Троицком храме МТС, помещения монашеских келий в другом монастырском здании были отданы под народную библиотеку.
Пора безвременья в истории Троицкого храма оказалась долгой — более полувека. Он возродился лишь после 1991 года. Ещё раньше, в 1983-м постановлением Совета Министров ТАССР церковь была взята под государственную охрану как местный памятник архитектуры. Храм в тот период находился в аварийном состоянии и нуждался в основательном ремонте. К 1992 году здание отремонтировали и вернули верующим, церковь заново была освящена в честь Софии, Премудрости Божией, с приделами Казанским и Никольским. На следующий год храм стал приходским, и в нём по сей день проходят службы. В 2011 году были заново покрыты кровлей все купола, а в начале 2012-го во избежание порчи здания установили новую систему водных стоков. Были аккуратно восстановлены участки повреждённых стен, чтобы сохранить общий облик здания и стилистику его декоративного оформления. Сегодня собор Софии, Премудрости Божией преобразился и внутри, и снаружи; жизнь его вошла в спокойное, созидательное русло. В 2012 году в Лаишеве, в Троицкой церкви, впервые состоялся фестиваль духовной музыки «Небо на земле». 22 января 2017 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан провёл Божественную литургию в соборе Софии, Премудрости Божией. Наряду с другими известными духовными лицами ему сослужительствовал настоятель собора, протоиерей Алексей Калиткин. Завершив богослужение, глава Татарстанской митрополии поведал о том, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возрождение в городе былой Троицкой женской монашеской обители.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 271, ООО «Де Агостини», 2017
Монументальность — одна из ярких черт внешнего облика собора Софии, Премудрости Божией, важной силуэтообразующей доминанты архитектурной застройки прикамского городка Лаишево. Она во многом формирует его панораму и была выражена ещё ярче, когда существовала ныне утраченная высокая колокольня. Снизу, от берега Камы, кажется, что тяжёлая и массивная конструкция храма легко парит в небе; не случайно в одном из сетевых отзывов посетителей собора он назван большим и красивым кораблём, несущим человека к Спасению. При этом каменный «корабль» надёжно покоится на 20-пудовых блоках прочного фундамента, заложенного в основание собора при его начале строительства в 1901 году. Безусловно, в суровой и мужественной красоте этому великолепному зданию не откажешь: оно вобрало в себя многие черты культовой архитектурной эклектики русско-византийского направления. Большой четырёхстолпный храм — типичный представитель симметрично-осевых одноапсидных церквей. Он пятиглавый, и его пространственная композиция отличается по-византийски пирамидальным нарастанием подкупольных объёмов, которые располагаются в общей структуре храма традиционно симметрично. Двусветный четверик собора Софии имеет высокий световой барабан, «накрытый» куполом в виде сферы с маковкой. Четыре угловых барабана здания глухие и снабжены главками в традиционной луковичной форме. Их полукупола примыкают к центральному куполу церкви по углам, канонически ориентированы на стороны света; кроме того, западное крыльцо здания также имеет свой купол.
Византийские каноны в архитектурной стилистике собора Софии ярко характеризует последовательный ряд его куполов. Они словно ступени каменной лестницы, поднимающейся к небесам. Сегодня в историко-архитектурной практике понятие главы храма зачастую используется в самом широком смысле — как обозначение всего завершения храма, включающего в себя барабан, купол и его покрытие. Даже малые главки на этом величественном соборе, эффектно завершают основной объём огромного четверика. Они имеют сферические купола, увенчаны золотыми крестами и используются функционально для улучшения внутреннего освещения храма. Окна второго света — арочные, их проёмы декорированы профильными полками, имеющими завершения в виде киля. Арочные проёмы во множестве используются в Софийском соборе и надёжно поддерживают части стен, располагающиеся над окнами. Они придают фасаду как изысканность, так и ощущение старины. Дверные порталы собора на его южном и северном фасадах завершаются архивольтами килевидной формы. Слово «архивольт» происходит от итальянского «archivolto», что означает обрамляющая дуга. Этим термином в архитектуре называется рельефная окантовка вдоль краёв арочных изгибов. При храме имеется трапезная, шириною почти во весь собор. Она односветная, обладает шестью окнами прямоугольной формы и парой входных дверей. В этой части собора расположен и уцелевший нижний ярус колокольни. Он весьма разнообразно оформлен: здесь и ряды ложных, «слепых» арок — аркатуры, и архивольты арочных проёмов преимущественно килевидной формы, и пилястры, и декоративные половинные столбики-полубалясины. Отсюда проходит ось здания с запада на восток. Восточный фасад — традиционное место расположения апсид, их у собора три. У этого каменного «корабля Спасения» три нефа, и такая внутренняя структура здания отражена на фасадах рустованными лопатками. Символично, что по-французски «неф» как раз и означает «корабль».
У собора Софии, Премудрости Божией звонница наземная из-за отсутствия колокольни; она располагается внутри арки. Именно здесь производится колокольный звон к богослужению в храме. Обычно наземная звонница может вместить не более десятка колоколов, максимальный диаметр которых составляет один метр. Система звукоизвлечения здесь тщательно сбалансирована, а звонари работают стоя, используя шнуры, тросы и иногда специальные педали. Собор Софии, премудрости Божией восхищает своим внешним видом всех, побывавших в Лаишеве. Его нередко поэтически сравнивают с каменным цветком города. Однако если у цветов прекрасна, как правило, только внешность, то этот православный храм пленяет и своим внутренним интерьером. А первым делом — масштабом и простором. Неслучайно в отзывах посетителей нередко можно встретить оценку: красивый снаружи, просторный внутри. И очень красочный! Попасть в храм можно через массивные двери входных порталов, сооружённых в романтических арочных проёмах. Помимо дерева для дверей и парапетов использовано кованое железо. Из него изготовлены и детали необычной винтовой лестницы внутри собора, ведущей вверх, в подкупольные области основного объёма здания. Её изящные, но крутые изгибы придают внутреннему пространству здания сходство с интерьерами старинных средневековых замков. Аналогичное впечатление производят тяжёлые каменные своды, местами нависающие над посетителями, притом что общая высота пространства храма впечатляет. Сразу же после того как входишь в храм, под ногами чувствуется ровный и весьма красивый пол. Между тем в пору ремонта в этом здании тяжёлой сельхозтехники в 1930-е годы стальные тракторные гусеницы почти полностью разрушили напольную плитку и так назваемые тепловые ходы централизованной системы отопления храма, находившиеся под полами. А с ними вместе, в соборе были разрушены иконостасы и многие элементы церковного убранства, испорчены, а большей частью полностью стёрты уникальные росписи на стенах, уничтожены либо похищены иконы — многие были в дорогих окладах.
Сегодня здесь «тепло зимой и прохладно летом» благодаря тому, что в 2008 году была закончена трудоёмкая работа по монтажу тёплых полов. Ранее, в 2001-м тогдашний Президент Республики Татарстан, а ныне её Государственный советник Минтимер Шаймиев организовал сбор пожертвований для собора Софии, Премудрости Божией, передав в итоге 500 тысяч рублей, в том числе из собственных средств. Благодаря этой весомой поддержке удалось восстановить три иконостаса и четыре киота, а с финансовой помощью ряда предпринимателей из Казани был расписан центральный иконостас. Если снаружи этот храм выглядит отчасти декоративно благодаря оригинальному сочетанию красного кирпича и белой известковой промазки, то внутри он впечатляет обильным и щедрым многоцветьем превосходных современных росписей, покрывающих стены и потолки дома Божьего. К сожалению, уникальную первозданную храмовую роспись сохранить не удалось, потому что нечего было даже реставрировать: стены собора в советское время начисто выбелили. Слоями побелки были замазаны и грязь, и непотребные надписи, и следы пуль, которых немало оставалось на стенах лаишевских церквей, где красноармейцы упражнялись в меткости стрельбы, а в Софийском (ныне Никольском) храме, священника расстреляли прямо у алтаря. А вместе с ними — прекрасные фрески и картины на библейские сюжеты и сцены из жизни святых, которые пришлось писать заново. Сегодня интерьеры храма похожи на залы художественных музеев, так у входа в храм, прихожане и посетители рассматривают впечатляющую роспись на сюжет о приходе Судного дня, много интересных росписей и в самом интерьере храма. В здании хорошая акустика, не случайно именно здесь, в Лаишеве, проходит традиционный фестиваль духовных песнопений.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 271, ООО «Де Агостини», 2017
В статье в Известиях по Казанской Епархии, 1910 год, №25-26, стр. 775-776, говорится об освящении храма 30 мая 1910 года.