Пятипрестольный храм построен в два этапа: в 1859 – теплый храм, в 1870 – холодный. В 1898-1901 производился ремонт (устройство калориферов под всем зданием, разобрана внутренняя арка между теплым и холодным помещениями, перестроена колокольня и главы собора). В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С.Эрьзей (С.Д.Нефедовым). Собор расположен на центральной площади Лаишева, в его юго-западной части. Традиционное архитектурное решение основано на последовательном и симметричном размещении грузных объемов по оси восток-запад. Храмовая часть церкви – массивный куб с тремя полуциркульными апсидами. Большая протяженная трапезная – одноэтажная. Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Окна храмовой части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы – прямоугольной формы. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс. Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше – две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и строенных кокошников. Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма утрачены. С сайта «Объекты культурного наследия» Министерства культуры Республики Татарстан.
Судьбы бывшего Троицкого, а сегодня собора Софии, Премудрости Божией, и Софийского, а ныне Никольского храма неразрывно связаны, и не только близостью названий. Оба были крупнейшими и важнейшими церквями своего родного города. Софийский храм тоже отличался весьма внушительными размерами, будучи пятиглавым зданием в «теремном» стиле и обладая пятью престолами. Его колокольня также не сохранилась, а прежде она возвышалась над Лаишевым на три десятка метров. Оба храма были закрыты советскими властями примерно в одно и тоже время, однако восстановление фасадов и внутренних интерьеров Никольского собора затянулось надолго и по сей день далеко до полного завершения. Прежний Софийский собор 1767 года постройки значительно старше нынешнего. Минуя стадию деревянного зодчества, он сразу строился из камня, на века, а важным поводом к его возведению был ожидаемый тогда приезд императрицы Екатерины II. Лаишев обрёл статус уездного города, и поэтому в 1780 году церковь была преобразована в собор. Однако в архитектуре нет ничего вечного, миновало почти столетие, и здание заметно поизносилось и обветшало. К 1853 году оно было полностью разобрано, и на его месте спустя 17 лет на казённые средства был построен новый каменный собор, освящённый прежним именем.
Главной святыней храма в народе считалась икона Божией Матери «Казанская» в богатом окладе. По воспоминаниям очевидцев, она была «в ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, и на ней чеканные письмена». В центральном объёме собора размещались приделы Святой Екатерины и Пророка Илии, а в трапезной — Святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Трапезная поначалу была холодной, и в ходе ремонта 1899 года её соединили с основным помещением здания, которое теперь полностью отапливалось в зимнее время установленной в подвалах собора парой мощных тепловых калориферов. Также у собора имелись три приписных часовни, сложенные из камня: возведённая на южной стороне в 1735 году одним из богомольцев над гробницей схимонаха Варсонофия; часовня как молитвенный дом (1875) в честь 25-летней годовщины правления императора Александра II; кладбищенская часовня-усыпальница. К началу ХХ века приход собора включал в себя свяше полутысячи дворов, где жило 2700 человек. Численность его резко сократилась сразу после прихода в Лаишево советской власти. Жертвой её стал последний настоятель храма Леонид Евстафьевич Скворцов (1878-1918). Он был обвинён в сотрудничестве с белогвардейцами и расстрелян прямо в алтаре.
Спустя четверть века после закрытия собора и снятия колоколов в его здании был оборудован кинотеатр «Заря» (1956). Зрительный зал устроили в трапезной, а в предалтарном помещении соорудили буфет и туалеты. К тому времени на храме варварски уничтожили барабаны, главы и верхние ярусы колокольни. Лишь в сентябре 2013 года собор возвратили верующим, вновь освятили и открыли для богослужений. Сегодня здесь ведутся реставрационные работы. Задача строителей и реставраторов — возвратить собору утраченный прежний вид и сделать его ещё краше и выразительней. Изначально это было довольно массивное здание, включавшее в себя четверик, три полуциркульных, то есть полукруглых апсиды, одноэтажную трапезную и колокольню. Окнам трапезной была придана форма арок, а нижнего яруса колокольни и апсид — прямоугольная. В декоративном оформлении храма делался явный акцент на зодчество русских теремов ХVII века, об этом говорят, например, ряды кокошников. Особая достопримечательность собора — уникальные росписи внутренних интерьеров, среди которых были работы талантливого мордовского художника и скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Удивительно, но из всех стеновых росписей собора уцелели именно его работы, сделанные по собственным эскизам на четырёх столпах второго яруса храма. На них, в частности, изображены 16 фигур христианских святых.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 271, ООО «Де Агостини», 2017