Ладино. Церковь Воскресения Христова.

Церковь построена «тщанием помещика генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина», героя Семилетней и русско-турецких войн 18 века. Это памятник Екатерининского барокко, в котором уже проявляются черты стиля классицизма. В церкви было два придела: обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и иконы Одигитрии Смоленской Божией Матери. В настоящее время не действует. Находится в аварийном состоянии.

Воскресенская церковь находится в деревне Ладино Новоржевского района. Построена в 1768 году «тщанием поме­щика генерал-аншефа Корнилия Богданови­ча Бороздина», героя Семилетней (1756 -1763 годы) и русско-турецких войн 18 века, создателя русской конной артиллерии. Бесстолпная, одноапсидная. Стиль — позд­нее барокко. Матери­ал — кирпич, оштукату­рена. Имела два пре­стола: главный — в па­мять обновления хра­ма Воскресения Христова в Иерусалиме и придель­ный — во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской. Причт состоял из четырех чело­век. Кроме церкви, в Ладине сохранился помещи­чий дом с мезонином, старый парк с 200-летними деревьями, пруд, каналы. В имении Бороздиных бывали многие выдающиеся деятели России, в том числе полководец М. И. Кутузов и поэт А. С. Пуш­кин.
https://culture.pskov.ru/ru/objects/object/93
Церковь построена местным помещиком генерал-аншефом Корнилием Богдановичем Бороздиным. Престолов было два — главный — Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, второй — иконы Одигитрии, Смоленской Богоматери. Церковь расположена при въезде в село Ладино, близ дороги, на возвышенном месте. Это бесстолпный одноапсидный храм. К квадратному в плане четверику, примыкает прямоугольный в плане алтарь, в центральной части восточной стены скругленная апсида. С запада примыкает прямоугольная в плане трапезная и к последней — колокольня. Основной двухсветный объем венчает световой барабан, перекрытый куполом. Пониженный объем алтаря перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными проемами. Трапезная была двухэтажной, но междуэтажное перекрытие не сохранилось, перекрытие — коробовый свод. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом, над оконным проемом распалубки. Южная и северные стены четверика имеют по два оконных проема и между ними выступающие «порталы» с фронтонами и арочными проемами с наличниками и архивольтами. По углам основного объема спаренные лопатки. Первый повышенный ярус завершает антаблемент, над которым второй ярус с оконным проемом в центральной части и с двумя нишами по бокам. Над окном лопастное завершение. В барабане восемь оконных проемов с арочными перемычками, в простенках спаренные лопатки, венчает барабан антаблемент, на куполе малый барабан с главою барочной формы. Фасады алтаря декорированы рустами, углы стен раскрепованы. На южной, восточной и северных стенах по одному оконному проему. Окна декорированы профилированными наличниками. Кровля трехскатная. Фасады притвора декорированы широкими рустованными пилястрами. В южной и северной стене по два оконных проёма с наличниками. В цокольной части стены по одному круглому окну. Завершает стены антаблемент, который проходит по всему периметру стен всего сооружения.
Кровля над притвором двухскатная. Столпообразная колокольня имеет шесть ярусов, седьмой ярус барабан, несущий главу с металлическим крестом. Фасады первого и второго ярусов декорированы рустами. В первом ярусе один дверной проем с арочной перемычкой и два оконных проема, во втором — полуциркульные оконные проемы. В третьем по одному арочному проему, пилоны декорированы пилястрами. В каждом углу по одной колонне. Четвертый, пятый, шестой и седьмой ярусы имеют срезанные углы. Четыре арочные проема, пилоны декорированные пилястрами в четвертом ярусе, в пятом пониженном ярусе круглые оконные проемы. Между ярусами карнизные тяги. Южная и северная стены интерьера четверика декорированы пилястрами с фронтонным завершением. В восточной стене большой арочный проем, в западной — дверной и по бокам два оконных проема. Над ними три оконных проема. Два этих яруса проемов в нише, по бокам которой стены декорированы пилястрами, над нишей дверной проем, ведущий из чердачного перекрытия на хоры, от последних сохранились лишь металлические консоли. Стены алтаря декорированы лопатками. В притворе стены также декорированы лопатками. В стенах над окнами след существовавшего междуэтажного перекрытия. Памятник выложен из кирпича, оштукатурен и был частично покрашен. Основные габариты: 39х14 м четверик 12х12 м.
Представляет большое художественное значение как памятник первоклассной архитектуры, относящийся к стилю Екатерининского барокко, в котором, однако, уже проявляются черты стиля классицизма. Церковь представляет значительное монументальное сооружение. Расположена вблизи большака Новоржев — Опочка, она хорошо просматривается и доминирует на большом расстоянии.
http://www.opskove.ru/object/104383792?lc=ru

…Речь идёт о создании находящегося в Ладино (дошедшего до нас в руинах) храма Воскресения Христова. Эта церковь возводилась «тщанием  помещика генерал-аншефа Корнилия Богдановича Бороздина» и была завершена в 1768 году. Архитектура храма высока и остро интересна. Каждая черта великолепного здания выдаёт руку столичного архитектора с безупречным чувством стиля и европейским кругозором. Сегодня, в руине – подобно мышцам из-под кожи посреди анатомического театра – мощная тектоника кладки проступает наружу из ветхих штукатурных слоёв. Первоначально в церкви было два престола – главный, в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и придел во имя иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской.
Бесстолпный храм имеет только одну алтарную апсиду. Её прямоугольник пристроен к планировочному квадрату четверика. Сила архитектуры выявлена здесь не сквозь вычурность усложнённых форм, но через изысканность пропорций – в этом, пожалуй, можно усмотреть торжество классической эстетики. Над четвериком воздвигнут широкий круглый световой барабан с куполом и венчающим его «фонарём». Западную оконечность здания представляют собой прямоугольная в плане трапезная и столпообразная шестиярусная колокольня с венчавшей её деревянной луковичной главкой, почти утраченной сегодня.
Стиль памятника, несомненно, представляет собой некую переходную форму от барокко к классицизму. Для него характерны уравновешенность объёмно-пространственной композиции, отсутствие значительных планировочных выступов на фасадах – этих, свойственных Барокко «выбеганий» портала навстречу входящим. Об экспансии выразительных средств классицизма свидетельствует и характер достаточно строгого декора (впрочем, в большой мере утраченного).
Церковь в Ладино – один из немногих памятников, в котором рвущаяся ввысь эстетика Барокко гармонично и строго уравновешена духом классики. Ни один из двух универсальных стилей не обретает однозначного преобладания в архитектурном образе здания. При этом важно почувствовать, насколько под наружным покровом европейского (и всемирного) Большого стиля традиционна и национальна архитектура памятника. Храм в Ладино, кажется, вобрал в себя всю гуманистическую стройность, свойственную русской храмовой архитектуре со времён церкви Покрова на Нерли (середина XII века), а также средневековой псковской школе храмового строительства.
В первой половине 1970-х годов фотофиксацию и обмеры храма Воскресения Христова в Ладино и дома Бороздиных были выполнены Еленой Ивановной и Борисом Степановичем Скобельцыными.
Следует сознавать, что с течением последних лет «естественное» (теперь уже одними силами природы движимое) разрушение храма как будто ускоряется. Сегодня трещины в фундаменте грозят выдающемуся памятнику окончательной гибелью…
http://gubernia.media/number_516/04.php
В 1920-е годы в имении была создана сельскохозяйственная коммуна, за время существования которой усадьба пришла в полное запустение. Плотина была уничтожена, мельница разрушена, с кровли церкви снято железо, много парковых деревьев вырублено, несколько прудов засыпано».
Розов Н. Г. Ожерелье Псковской земли. Дворянские усадьбы. Псков, 2008. С. 150

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?