История Кыштыма неразрывно связана со старообрядчеством. Кержаками и сегодня называют себя сотни приверженцев «старой веры». Это прозвище восходит к реке Керженец – откуда, начиная с 1720 года, староверы массово переселялись на Урал. В исторических исследованиях порой мелькают предположения, что основатель Кыштыма Никита Демидов, выбирая угодья для нового завода в предгорьях Сугомака и Егозы, положил глаз не только на рудные, лесные и водные богатства. Он, якобы, знал, что на башкирских землях в этом месте уже имелось небольшое поселение староверов, сбежавших на Урал от гонений царской власти и официального православия. По данным церковных источников, в 1774 году в Кыштыме имелось 1509 православных душ обоих полов, из которых 64 – раскольники. Если учитывать, что в то время староверы сторонились любой власти – хоть духовной, хоть мирской, то точность этой «переписи» надо воспринимать с долей условности.
С демидовских времён в Кыштыме укоренилась одна из ветвей старообрядчества – беспоповцы часовенного согласия. На месте бывшего автовокзала по улице Калинина, как указывает историк Борис Мещеряков, когда-то стояла их часовня Вознесения Господня, где совершались богослужения. Этот известный исследователь, кстати, с сожалением констатировал, что тема кыштымского старообрядчества была и остаётся малоизученной страницей в истории города. По улице Володарского, вплоть до 1933 года, располагался молельный дом (ныне перестроен под жильё).
http://www.kr74.ru/culture/4337-starovery_vozvodjat_chasovnju.html