Здание Воскресенской церкви, которое мы можем видеть сегодня, построено в 1882 году. Это был огромный холодный храм на 3 престола. Построен на деньги кырмыжских прихожан. По данным на 1912 год их количество составляло 7746 человек «обоего пола».
Церковь была пятиглавой, с двумя приделами и колокольней. К началу 20 века на ней был 21 колокол: 16 маленьких для перезвона, 3 среднего размера, 1 большой и 1 для отбоя часов. Свое название – Воскресенская – церковь получила в 1847 году. До этого храм, существовавший на этом месте, носил название Никольского (или Николаевского). В связи с увеличением прихода в 1846 году он был расширен, перестроен и переименован.
Если углубляться в более древние времена, то самая первая церковь здесь была срублена в 1621 году, т.е. сразу как образовалось село. Освящена она была во имя святого Николая Чудотворца. Спустя несколько десятилетий, в 1658 году, когда сформировалась Вятская епархия и в ее составе Кырмыжская архиерейская вотчина, Никольский погост стал центром огромного края. В 1731 году вятский епископ удовлетворил прошение кырмыжских священников о строительстве в селе каменной церкви, а через 9 лет оно было завершено. Новый теплый храм был освящен в 1742 году. В следующем десятилетии (1750-1758 гг.) был построен еще один холодный храм.
В 1775-1778 годах вместо старой деревянной колокольни была возведена каменная. Скорее всего, ее строительством занимался известный в Вятской губернии каменщик Макар Лаврентьевич Злобин и его артель. Высота колокольни составляла 80 метров. Старожилы Кырмыжа вспоминают прекрасную панораму, которую можно было созерцать с этой высоты, и в которую так гармонично вписывались купола куменской и кстининской церквей. В таком виде этот прекрасный архитектурный ансамбль на берегу реки Быстрицы просуществовал до 1840-х годов. В 1846 году теплый храм был перестроен, а в 1880-х годах была разобрана холодная церковь, и на ее месте возведена новая, та самая, остатки былой красоты которой мы созерцаем сегодня.
В 1930-х годах церковь закрыли, в здании были размещены мастерские, а в одном из приделов – клуб. Снести храм целиком не удалось, но колокольня была разрушена. Как рассказывает А.Снигирева, свидетельница тех событий, происходивших в 1935 году, это было так: «подкопали, поставили стойки и подожгли. Колокольня рухнула, часть ее упала в реку, а колокол и кресты – по ту сторону реки».
В 1940-х годах в церкви хранили зерно, а в последующие годы размещали библиотеку, ремонтную мастерскую, кузницу и др.
Информация с сайта: http://www.kirovkray.ru
Воскресенская церковь каменная, построена в 1882 г., расстоянием от г. Вятки в 48 верстах, от благочиния в 20 верстах. Часовня при деревне Шмелиха деревянная. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщик; диакон Леонтьев и псаломщик Елеонский живут в казенных квартирах, диакон Москвин проживает в доме матери, а остальные члены причта имеют свои дома. Земли: усадебной 4 десятины 140 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 4 десятины. Братский денежный доход: священника 818 руб. 28 коп., диакона 546 руб. 94 коп., псаломщика 273 руб. 47 коп. Руги собирается на весь причт 165 пуд. ржи и 245 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3715 муж. пола, 4031 жен. пола; приход состоит из 70 селений, расстоянием до 10 верст.
Село расположено на правом высоком берегу реки Быстрицы; на реке у самого села стоит мукомольная мельница с большим прудом, за которым широкою лентою вверх и вниз по реке тянется сосновый и еловый лес. В селе две школы, одна мужская земская, другая женская церковно-приходская, кроме того, в дер. Минеевской в 10 верстах смешанная школа грамоты. Главное занятие прихожан земледелие, в свободное от полевых работ время многие крестьяне работают на кожевенных заводах, плотничают, делают деревянные бочки, кадцы и разную посуду для продажи.
В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»
По данным «Вятских Епархиальных Ведомостей», № 3 от 1873г., в церкви было три престола, главный — в честь Воскресения Хрисова и два придела — в честь Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.
О церкви с. Кырмыж Вятского уезда, 1905 г.: Холодная церковь каменная расширена в 1882 г., в ней престолов три: средний во имя Воскресения Христова освящен в 1890 г., южный во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, северный – во имя св. пророка Ильи, оба освящены в 1895 г. Теплая церковь каменная расширена в 1845 г., ней престолов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая и северный во имя Божией Матери «Утоли моя печали». Церковь каменная древней архитектуры, когда построена не известно: документов на то не сохранилось. Церковь ризницей, утварью и богослужебными книгами снабжена достаточна.
Причта по штату положено: 3 священника, диакон и 3 псаломщика. Все священноцерковнослужители проживают в своих собственных домах, построены на церковной земле, за исключением 1 псаломщика и 2 просфорен, которые живут в казенном доме. Жалования священно-церковнослужителям не положено и казенного оклада к содержанию нет; содержание же от прихожан добровольное подаяние руги, осенней и петровского.
Здания, принадлежащие церкви: каменный 3-этажный дом, в верхнем этаже которого помещается женская ЦПШ, в среднем – земское мужское училище, а в нижнем общежитие для учеников земского училища; новый 2 этажный деревянный дом – флигель, 10 каменных лавок, от которых получается доход от 35-40 руб. в год и 2 пятистенных амбара для хлеба.
Есть часовня при д. Шмелихе, когда основана и по какой причине сведений не имеется.
Опись церковного имущества с 1857 г. Метрические книги с 1782 г. Хранятся в целости.
ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 370 лл. 704 об.-705
Первая церковь построена в 1621 г. деревянная (клировая ведомость 1817 г.). По писцовой книге Доможирова 1629 г. значится Николаевская церковь на Кырмыже. Село Кырмыжское значится и по переписи писца Караулова 1654 г. В 1731 г. дана благословенная грамота от 16 января за № 3 на строение каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи по челобитной попов Иоанна Окишева и Иоанна Мышкина со старостой церковным Иоанном Бердниковым. Придел освящен при преосвященном епископе Вятском Вениамине (указ Вятского духовного приказа от 30 марта 1742 г. № 58). Главный же престол в холодном храме освящен 10 мая 1758 г.
В 1765 г. построена каменная церковь во имя Вознесения Господня с приделом в честь Архангела Михаила. В 1811 г. теплая церковь перестроена. В перестроенной церкви устроено два придела: правый – в честь Архангела Михаила, освящен по указу Вятской духовной консистории от 24 октября того года 1813 г., а левый – в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла, освящен 29 октября 1824 г. по указу Вятской духовной консистории от 13 октября 1824 г. В 1835 г. холодная церковь разломана и вновь построена. В 1846 г. теплая церковь перестроена. По перестройке в церкви были три престола: в холодной – во имя Воскресения Господня, в теплой – левый в честь Рождества Иоанна Предтечи, освящен в 1847 г., и правый в честь Св. Николая Чудотворца, освящен в 1851 г.
В 1882 г. холодная церковь перестроена. В настоящее время в церкви пять престолов: в холодной – средний во имя Воскресения Господня, освящен в 1890 г., южный Предтеченский, освящен 21 июня 1895 г., и северный в честь Св. Пророка Илии, освящен 22 июня 1895 г. В теплой церкви: южный – в честь Св. Николая, северный – в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Под колокольней устраивается шестой престол в честь Преподобного Трифона Вятского.
В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 171/1757, 96/1761, 191/1775 (построение колокольни), 72/1777, 78/1778, 350/1786, 140/1794, 149/1798, 21, 438/1817, 744/1819, 348/1826, 892, 895/1828, 1261/1829 (освящение храма), 1312/1834, 262/1837, 376/1838, 1577/1843, 318, 772, 1851/1846, 1110/1852, 987/1860, 338/1869, 773/1870, 146, 524/1871, 166/1873, 180/1881 (построение каменного храма) . Метрические книги с 1735 г. Примечание: Иерархия протоиерея Никитникова, с. 41. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. № 18. Дело архива Вятской духовной консистории 3/1731.