Кырчаны. Колокольня церкви Троицы Живоначальной.

Село Кырчаны (ранее Кырчан) находится в 116 км от областного города Кирова на Казанском тракте. Село было основано около 1600 года. Строительство каменной Троицкой церкви началось только около 1760 года. По переписи 1763 года в Кырчанах в это время числилось 155 душ. Основные работы завершились  примерно к 1773 году. Зимой велись подготовительные работы, а летом строительные.
В Метрике Вятской епархии от 1887 года Троицкая церковь описана так: «Холодный храм построен в виде квадрата, второй ярус его восьмигранный, над ним глухой свод. Церковь имеет вышину 17 саженей, длину и ширину по 6 саженей. Своды устроены в виде круговой дуги с опорой на стенах. Алтарь с одним полукружием. Тёплый храм перестроен в 1838 и в 1866 годах. Его длина 12 саженей, ширина 6 саженей и вышина 5, 5 саженей. Своды устроены в виде круговой дуги с опорою на каждом простенке на пятах, скреплённых железными связями. Стены сплошной кладки из тяжеловесного кирпича и в холодном храме сохранились в первоначальном виде. Снаружи стены испещрены украшениями из кирпича. На простенках сделаны из кирпича на ребро колонны в три ряда от цоколя до карниза: над ними арки, опирающиеся на подпорки. Вокруг обведён карниз из поясков и зубчиков. Крыша на холодном храме восьмискатная, на тёплом двускатная. Глава одна. Иконостасы поздние. Колокольня каменная, 1761 года».
Приход Троицкой церкви состоял из 49 селений, находящихся от села на расстоянии 2-12 вёрст. Прихожане, по метрике 1887 года, были русские: 4173 мужского пола и 4570 женского.
Особенностью Кырчанской церкви была отдельно стоящая колокольня. Колокола для церкви два года отливали в городе Слободском. Самый большой колокол весил 250 пудов. Всего колоколов было 12, один из них часовой.
В 1935 году Кырчанский райисполком решил закрыть церковь и приспособить её под школу. В 1937-1938 годах в церкви сделали общежитие для школьников из дальних деревень. Перед самой войной храм решили разобрать. Поводом явилась нужда в кирпичах. На освободившейся площади построили столовую, библиотеку, магазины. Колокольня не была разрушена, в ней устроили сначала столярную мастерскую, потом магазин, гараж, хранилище для дров. Единственный сохранившийся  небольшой колокол повесили у магазина на столбе, чтобы собирать людей или сообщать о пожаре. Потом и этот колокол исчез. Большая часть кирпичей ушла на строительство общественной бани.
Колокольня является памятником архитектуры федерального значения (указ президента от 20 февраля 1995 года №176), но её реставрацией долгое время никто не занимался. В 2003 году началась реставрация. Её спонсировал Владимир Култышев – меценат, родом из г. Уржума, живущий в Кирове. Колокольню очистили от мусора, убрали ветхие лестницы, закрыли входы. Но есть в реставрационной работе один недостаток: раньше на колокольне был большой шпиль, а теперь по техническим причинам его убрали, и колокольню как бы укоротили.
С сайта Геокэшинг

Троицкая церковь каменная, построена в 1761 г. расстоянием от г. Вятки в 116 верст, от уездного города в 18 верстах. Приписная церковь в деревне Ключевской каменная, построена в 1890 г. Часовни: при деревне Ключевской, построена в 1826 г. и при починке Желваковском каменная, построена в 1900 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли по генеральному межеванию должно быть усадебной 3 десятины, пахотной 33 десятины, сенокосной 8 десятин; а по надельному плану запашки 33 десятины и неудобной 1538 сажень, сенокосной 11 десятин, усадебной 4 десятины 288 сажень, в числе усадебной земли под церковной оградой 1200 сажень и под площадью 1 десятина 480 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 607 руб. 20 коп., диакона 404 руб. 80 коп., псаломщика 202 руб. 40 коп.; по частной кружке священнику 328 руб. 80 коп., диакону 219 руб. 20 коп., псаломщику 109 руб. 60 коп. Прихожан: православных русских 4173 муж. пола. Приход состоит из 49 селений, расстоянием до 12 верст.
Село расположено на склоне горы, которая начинается от протекающей возле села реки Кырчанки и тянется к г. Вятке на северо-восток на расстоянии 11 верст до дер. Коромысловской Кырчанского прихода. С восточной стороны луга, за ними река Воя, с южной и западной реки Кырчанка и Прямик; местность безлесная. Школы:
— каменная часовня – школа церковно-приходская в дер. Желваковской в 6 верстах, построена в 1890 г.;
— второклассная женская школа с 1896 г. с образцовой школой грамоты, помещающаяся в двух собственных деревянных зданиях;
— земская муж. школа в селе;
— земская смешанная в дер. Карачевской в 9 верстах;
— земская смешанная в дер. Козловской в 10 верстах.
Среди населения развиты ремесла: сапожное, валяное и портняжное; молодое поколение уходит на заработки в Сибирь.
В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».

Жители района каждый день проезжают мимо сохранившейся колокольни храма. Кто-то называет её часовней, и думает, что она всегда была такой. Они даже и не подозревают, что это всего лишь останки некогда грандиозного сооружения. Башня, как маяк, провожает людей в дальнюю дорогу…
Кырчаны с давних времён было большим перекрестком, местом слияния Казанского, Нолинско-Глазовского и Ижевского трактов. До 1780 года это было главное поселение в округе. Село основано в 1663 году, тогда же и была построена первая деревянная церковь. Со временем она обветшала и службы в ней стало проводить невозможно. В 1699 году иерей Иоанн Макарьев с прихожанами, в лице церковного старосты Прохора Городилова и мирского старосты Василия Емельянова подали челобитную о разрешении строительства в селе Кырчаны новой церкви. Казанский митрополит Тихон выдал 18 октября 1699 года грамоту на построение вместо обветшавшей церкви нового каменного храма.
Строительство началось только около 1760 года. По переписи 1763 года в Кырчанах в это время числилось 155 душ. Основные работы завершились примерно к 1773 году. Зимой велись подготовительные работы, а летом строительные. Имена каменщиков – их тогда называли кирпичниками – не сохранились. Известно, что они отступали от проекта, украшая церковь в соответствии со своим опытом. Всё строительство шло вручную. На спинах по сходням носили кирпич, применяли козлы. Недостатка в глине для кирпичей не было, так как её в избытке хватало в оврагах. Чтобы раствор был крепче, в него добавляли большое количество яиц. В холодном храме освятили главный престол во славу Святой Троицы, а в теплом храме престолы в честь богоявления Господня и Рождества Пресвятой Богородицы.
В Метрике Вятской епархии от 1887 года Троицкая церковь описана так: «Холодный храм построен в виде квадрата, второй ярус его восьмигранный, над ним глухой свод. Церковь имеет вышину 17 саженей, длину и ширину по 6 саженей. Своды устроены в виде круговой дуги с опорой на стенах. Алтарь с одним полукружием. Тёплый храм перестроен в 1838 и в 1866 годах. Его длина 12 саженей, ширина 6 саженей и вышина 5,5 саженей. Своды устроены в виде круговой дуги с опорою на каждом простенке на пятах, скреплённых железными связями. Стены сплошной кладки из тяжеловесного кирпича и в холодном храме сохранились в первоначальном виде. Снаружи стены испещрены украшениями из кирпича. На простенках сделаны из кирпича на ребро колонны в три ряда от цоколя до карниза: над ними арки, опирающиеся на подпорки. Вокруг обведён карниз из поясков и зубчиков. Крыша на холодном храме восьмискатная, на тёплом двускатная. Глава одна. Иконостасы поздние. Колокольня каменная, 1761 года».
Архитектурной особенностью церкви стал так называемый большой, или широкий восьмерик, ширина которого равнялась ширине четверика в первом ярусе. Это придавало зданию ярко выраженную башнеобразность и грандиозность. И резко отличало сооружение от церквей окрестных поселений, увенчанных малыми восьмериками. Другой особенностью Кырчанской церкви была отдельно стоящая колокольня. Колокола для церкви два года отливали в городе Слободском. Для того чтобы поднимать колокола, были нужны крепкие верёвки. Их делали из конопляного волокна. Самый большой колокол весил 250 пудов. Способ его подъёма был таков: сверху колокол тащили толстыми верёвками, а внизу под него подставляли брёвна. Всего колоколов было 12, один из них часовой. Им отбивали время.
Первоначально храм венчался «курмой» — особой грушевидной формой купола. Подобный можно увидеть на церкви с. Ошеть. Затем глава была переделана, что придало зданию ещё большую величавость. Церковь ремонтировали, расширяли и перестраивали в 1828 г, 1838 г, 1864-71 годах. В итоге получился красивейший архитектурный ансамбль. Средства на это имелись — Приход Троицкой церкви состоял из 49 селений, находящихся от села на расстоянии 2-12 вёрст. Прихожане, по метрике 1887 года, были русские: 4173 мужского пола и 4570 женского. По штату при церкви полагалось иметь трёх священников, одного дьяка, трёх псаломщиков.
Братский денежный доход по общей кружке был следующим: священник 607 руб. 20 коп., дьяк 404 руб. 80 коп., псаломщик 202 руб. 40 коп. По частной кружке: священник 328 руб. 80 коп., дьяк 219 руб. 20 коп., псаломщик 109 руб. 6о коп. Под церковную ограду было отведено 1200 саженей, под площадь 1 десятина 480 саженей. К тому же, в Кырчанах проводились ярмарки, на которые съезжались купцы из Малмыжа, Котельнича, Уржума, Богородского, даже из Сибири. Торговали лошадьми, шерстью, колёсами, фруктами. Жители села гордились своим храмом и преумножали его богатства и святыни.
Свои воспоминания о церкви оставили А. В. Краснопёрова и В. Д. Молчанова, чьё детство пришлось на 30-е годы 20 века. Кырчанская церковь была белокаменной красавицей с крестами, словно кружевами. Звон её колоколов разносился далеко-далеко, ласкал слух, радовал душу. «Малиновый», «серебряный» — так говорит о нём Алевтина Васильевна Краснопёрова, которую бабушка на руках поднимала по тёмной лестнице до колокольной площади. Считалось, что если ребёнок постоит под звучащим колоколом, то он начнёт быстрее и правильнее разговаривать. При входе в церковь была «палатка», в которой оставались на ночь приехавшие на службу издалека. Стены были расписаны так, что краски светились. Крест и круглый шар-макушку часто обновляли, чтобы они сверкали на солнце. Крестьянин Стрижов Василий Михайлович снимал крест лебёдкой, делал блоки. В. С. Байгозин покрывал шар тонкими-тонкими позолоченными листочками, и снова крест и макушку поднимали наверх. Наружные стены белили. Дома священников находились рядом с церковью. В самом большом, каменном двухэтажном, напротив церкви, была квартира священника. В двух полукаменных и в двух деревянных двухэтажных располагались казённые квартиры церковнослужителей. В селе жили священники из знаменитого рода Васнецовых – Прокопий Иосифович /1726-1786г.г./, Андрей, Иван, Георгий. Ещё в одном церковном здании в конце 19 века была открыта церковно-приходская школа для мальчиков.
После революции всё изменилось, и Троицкая церковь разделила судьбу многих храмов. В 1935 году селу Кырчаны присвоили статус районного центра, что во многом ускорило уничтожение церкви. Президиум Кырчанского райисполкома от 23 марта 1935 года постановил «закрыть церковь в селе Кырчаны, а помещение использовать под школу».
Когда с колокольни сбрасывали колокола, собралось всё село. Пожилые плакали, а молодёжь с интересом наблюдала. Когда сбросили самый большой колокол, от него отлетел большой осколок. Все колокола увезли на переплавку. Сбросили и крест. В 1937-1938 годах в церкви сделали общежитие для школьников из дальних деревень. Внутри вдоль стен устроили нары, на которых дети спали. «Холодный» храм на самом деле был очень тёплым, так как отапливался снизу.
Перед самой войной храм решили разобрать. Поводом явилась нужда в кирпичах. Но, поскольку раствор был очень крепким, дело это оказалось очень трудоёмким. На освободившейся площади построили столовую, библиотеку, магазины. Колокольня не была разрушена, в ней устроили сначала столярную мастерскую, потом магазин, гараж, хранилище для дров. Единственный сохранившийся небольшой колокол повесили у магазина на столбе, чтобы собирать людей или сообщать о пожаре. Потом и этот колокол исчез. Большая часть кирпичей ушла на строительство общественной бани. Затем её переоборудовали под столовую, а потом под столярный цех, который в настоящее время заброшен.
Во время прокладки нового водопровода у колокольни обнаружили подземный ход и захоронения. В одном из скопов нашли останки женщины. Сохранились косы с ленточками. Только дотронулись до них, как они рассыпались. Подземный ход заложили, так как по нему стали ползать дети, а это было опасно – ведь ход мог обвалиться.
Самое интересное, что храм капитально ремонтировали уже в годы Советской власти, в 1928 году. Даже вновь были вызолочены иконостасы. А через семь лет началось разрушение святыни. Приспособить здание под другие нужды оказалось трудно, решили снести. Разрушили также церковную ограду и кладбище. Сохранилась лишь колокольня храма, но использовали её скорее как каланчу. А ведь это архитектурный памятник, вещь очень редкая, даже исключительная. Обычно колокольни шли под снос, а здание церкви приспосабливали под другие нужды. Колокольня стала дозорной вышкой — каланчой. Этим хотя бы частично сохранился архитектурный вид села. Есть замечательная фраза о разрушениях 30-х годов: «наши сёла и города лишились главного выразительного силуэта». Образно говоря — с клумбы срезали все цветы, осталась лишь трава.
Территория бывшего храма была застроена другими зданиями. Постепенно отпала необходимость в пожарной каланче. Здание забросили, и оно начало разрушаться. 27 мая 1997 года, во время сильной грозы, ветер сорвал со шпиля шар-макушку и унёс её куда-то. И колокольня, кажется, без шарика будто загрустила и потеряла вид. Стало облетать железо с кровли.
Хотя колокольня является памятником архитектуры федерального значения (указ Президента от 20 февраля 1995 года №176), её реставрацией долгое время никто не занимался. За неполные 250 лет она заметно постарела. Белила давным-давно смыло, и колокольня стала коричневой.
На стыке тысячелетий предприниматель из Уржума, часто проезжая мимо, пожалел колокольню и решил спонсировать её ремонт. Здание уже считалось уникальным архитектурным памятником, одним из древних на Вятке. Подключились кировские реставрационные мастерские фирмы «Анфилада Р». Но когда лучшие жестянщики области — братья Коровкины приехали в Кырчаны ремонтировать кровлю колокольни, то администрация поселения встретила их холодно. В сельсовете заявили, что колокольня им не нужна, а средства на её реставрацию лучше бы отдали им на другие нужды села. Так потомки разрушителей храма и не покаялись в грехе своих дедов и упустили возможность искупить их. Коровкины в Кырчаны больше не вернулись. Дело застопорилось ещё на несколько лет.
В 2003 году в Кырчаны приехали кандидаты в мастера спорта по скалолазанию Иван Домрачеев и Андрей Киселёв, мастер спорта по скалолазанию Сергей Панфилов и представитель фирмы «Евроремонт» Николай Татарченко. Реставрация колокольни началась. Её спонсировал Владимир Култышев – меценат, родом из г. Уржума, живущий в Кирове.
Теперь у церкви есть крест и сверкающий на солнце купол. Колокольню очистили от нанесённого за десятилетия мусора, убрали ветхие лестницы, закрыли входы. При этом не смогли отреставрировать покосившийся шпиль и демонтировали его. Купол храма стал другой формы и на несколько метров короче. Это сильно исказило и испортило вид здания. Но всё равно видно её за десять вёрст. За прошедшие 13 лет к этому все привыкли. Главное, на купол поставили освящённый крест…
Сохранившаяся Кырчанская звонница имеет уникальное отличие и особенность. Обычно колокольня — это симметричная башня, имеющая одинаковые фасады со всех сторон. Здание в Кырчанах имеет два фасада. Западный идентичен восточному, а северный южному. Это легко заметить, если посмотреть на сооружение с угла. Но главная уникальность звонницы Троицкой церкви в том, что она была вытянутая и являлась стройной копией колокольни кафедрального собора в городе Вятке. Собор строился в те же годы, что и церковь в Кырчанах. Стоял храм на месте нынешнего вечного огня и был разрушен в том же 1935 году. То, что колокольня в Кырчанах сохранилась, увеличивает её ценность. Таких больше нет. Это шедевр.
Священнослужители Троицкой церкви, с. Кырчаны:Шатров Иоанн. Иерей. Служил в 1699 г.Фронтинский Азарий Николаевич. Иерей. Служил в 1871-1874 гг.Ибардин Пётр К. Иерей. Служил в 1874 г.Денисов Василий Кириллович. Иерей. Окончил курс Вятской Духовной семинарии. Служил в 1888-1890 гг.Селивановских Алексей Степанович. Иерей. Родился в 1873 г. в д. Русский Селенур Уржумского района. Арестован 26 мая 1935 г. Из под стражи освобождён за недоказанностью преступления.Кленовицкий Павел Михайлович. Иерей. Родился в 1873 г. в с. Архангельское Шабалинского района. Кировским областным судом 24 марта 1936 г. осуждён по ст. 58, п. 10 УК РСФСР на 5 лет лишения свободы. Реабилитирован 18 июля 1992 г.Куклин А. И. Диакон.
http://www.nolinsk.com/publ/iz_proshlogo/selo_kyrchany_troickaja_cerkov/1-1-0-259

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?