Храм был построен вместо старой, обветшалой сельской церкви в 1864 году – одно из самых величественных каменных сооружений Урала. Первоначально в храме существовали два престола – во имя Святой живоначальной Троицы и во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, позже второй престол был упразднен. В храме сохранились росписи, автором которых был усольский живописец А. Мельников. В советский период храм был закрыт, частично разрушен, в нем располагались производственные помещения. В здании сохранились элементы первоначального убранства, деревянный декор, чугунные напольные плиты, отлитые на Кыновском заводе. В музее села Кын находятся богослужебные книги и предметы культа из Свято-Троицкого храма. Жители села Кын несколько лет назад собственными силами начали восстановление храма.
Официальный сайт города Лысьвы Пермского края http://adm-lysva.ru/gostyam-goroda/turizm/kyn/
Этот храм невозможно не заметить – на фоне темно-зелёных елей Мёрзлой горы над Кыном завис огромный белоснежный корабль… Храм Святой Троицы необычайно красиво сложен и стремится ввысь, он невесомо завис в кыновском распадке над заводом, будто облако-нимбус…
Русские люди осваивали Урал, строили первые горные заводы, отправляли по Чусовой караваны с железом — с именем Бога на устах. Великий подвиг совершался в истории России людьми, сильными духом! В заводах и на пристанях строились церкви, часовни. Перед «отвалом» железного каравана на сплав всегда служили молебен! Не всем было суждено вернуться домой …
Первая церковь в селе Кын была деревянной, построена в 1779 г. На Пасху 11 апреля 1848 г., во время утренней пасхальной службы кыновская церковь сгорела. Совпадение или нет, но именно в 1848 г. Патриарх Анфим VI в спорах, когда именно следует праздновать пасху, призывал православных не следовать папской реформе и Григорианскому календарю. Тогда же, в 1848 г., была возведена вторая деревянная церковь. Церкви горели не только от пожаров. Староверы сопротивлялись новому церковному укладу, а когда воевода посылал к ним солдат – сжигали себя заживо в «огненной купели»! С середины XVIII в. в России было запрещено вновь строить деревянные храмы. Вот почему в 1854 г. ещё при графе Григории Строганове в Кыну закладывают новую – каменную церковь в честь Святой Троицы. В 1857 г. граф Григорий Александрович Строганов умирает и каменный храм в Кыну достраивается к 1864-1865 г. уже при его сыне – графе Сергее Строганове.
В 1869 г. деревянная церковь в Кыну была разобрана и перевезена в Ослянскую пристань. По описи 1869 г., кроме этих двух церквей, в селе Кын насчитывалось четыре часовни. Судите сами, насколько жители Кына были воцерковлены! На каждой горе, между которыми, как на ладошке, лежит село Кын, ставились часовни от храма. На горе у Средней Плотины по левому берегу Кына поставили часовню в честь Илии-пророка, и ту гору – Ильинской назвали. На горе по левому берегу Кына ниже Средней плотины, напротив Троицкого храма, поставили часовню в честь Святой Троицы, и ту гору – Троицкой назвали. Мёрзлую гору по правому берегу Кына звали тогда Успенской, на скальном выступе там возвели часовню в честь Успенья Богородицы. На центральной, рыночной площади села Кын стояла часовня в честь Николая Мирликийского. Сейчас ни одна из часовен не сохранилась, только выступ на Мёрзлой горе старожилы зовут «часовней».
Вернёмся к храму Святой Троицы… Архитектор храма неизвестен и, думается, он был не один и руку к проекту храма приложил сам Сергей Григорьевич Строганов – участник Отечественной войны 1812 г., заграничных походов 1813-1814 г.г., а также русско-турецкой и Крымской войн, дослужившийся до чинов генерал-адъютанта и генерал-лейтенанта, кавалер многих орденов, а также известный меценат, коллекционер и археолог. Он основал в 1825 г. бесплатную художественную школу (Строгановское училище), был председателем Московского общества Истории и древностей российских в 1837-1874 г.г., а в 1859 г. основал Археологическую Комиссию и был её президентом. То время было временем расцвета русско-византийского стиля и граф Строганов хотел именно в этом стиле выразить новый храм.
«Свод над храмом выполнен в форме опрокинутого полушария, непосредственно опирающегося на плечи храма, а в постройке колокольни архитекторы применили два способа покрытия «шатер» и «бочка», таким образом получалась новая, очень красивая форма. При этом перенесенная «бочка» получила важное назначение, она стала служить средством для сведения каменного свода» – замечает П. Милюков о Троицком храме в Очерках по истории русской культуры (С.-Петербург, 1897).
Колокольня возводилась в шатровом стиле. Это холодный храм с престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. Центральная часть храма строится в крестово-купольном стиле, четверик бесстолпного храма был увенчан пятью главами. Это тёплая часть храма с престолом во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. Архитекторы графа Сергея Строганова принимают интересное решение – соединить обе строящихся части храма сначала крытой галереей, а впоследствии – трапезной. Холодная и тёплая части храма разделяются капитальной стеной. Вот такая интересная архитектура! Примечательно, что храмы такого типа действительно называют «корабль», так как все части сооружения: апсида, четверик, трапезная, шатровая колокольня — расположены по одной оси.
«…Снаружи здание имеет вид корабля. Верхний этаж занят церковью, а нижний — складами. Храм имеет 17 саж. высоты, 13 саж. ширины, 17 саж. длины. Построен храм из кирпича, в стенах связи все железные. На храме пять глав. Поставлены они все на фонарях. Главы видом походят на луковицу. Кресты на главах железные, обитые белой жестью, укреплены на шарах с цепями до глав» – описывали храм современники.
Во внешнем декоре храма остались в качестве орнамента кокошники, любимые русским зодчеством. Украшения проёмов для окон и стен выглядят празднично и, вместе с тем, лаконично. Графом Строгановым была соблюдена традиция русских северных храмов – высокое крыльцо и подвал под церковью для амбаров, складов. Храм был освящён в 1865 г. Работы велись более десяти лет, кирпич-плинфу (местного производства!) клали на известковом растворе строго в тёплое время года – для прочности кладки. В 1898 г. престол во имя Введения был упразднен, на его месте был поставлен памятник из серого мрамора с надписью и иконой храма, обнесенный железной решеткой.
Внутри храм Святой Троицы был расписан фресками, в том числе с изображениями Св. Великомученицы Варвары, Св. Ионы и Филиппа, Св. Алексия и Димитрия, Св. Симеона Верхотурского и других. Остатки фресок в ужасном состоянии дошли до наших дней.
Граф С.Г. Строганов, как правило, лично руководил занятием своих крепостных мастеров, присылал живописцам литографические образцы икон. Роспись нового храма граф поручает Александру Мельникову, крепостному иконописцу из Усолья. Александр Мельников выполнял церковные росписи в Обнинске, в церкви с. Искор, был инициатором создания театра в Усолье. Его отец Иван Мельников писал иконы для Николаевской церкви в Новом Усолье. В письме управляющему Кыновского завода Н.А. Агееву граф Строганов наставляет: «…Усольский живописец Александр Мельников просит о предоставление ему в новой каменной церкви постройку иконостаса, резьбу, позолоту и письмо икон…О цене работ условьтесь с Мельниковым предварительно. Живопись должна быть в древнем византийском вкусе. Граф С. Строганов. 19 апреля 1860 года».
Иконы для Свято-Троицкой церкви писал Павел Иванович Сюзев, в 1872 г. назначенный на должность управляющего Кыновским заводом. Пол Свято-Троицкого храма был выстлан чугунными плитами Кыновского завода. В конце XVIII в. в Кыновском заводе была освоена технология изготовления художественного чугунного литья, делались узорные решетки, ограды, напольные плиты. Плиты были размером 70х70 см, с цветочной розеткой в центре, с лучами в углах и с ребристым бордюром по краю (источник: Н.Н. Пузанова, Е.В. Чагина. Архитектурно-художественное литье Пермского Прикамья в первой половине XIX в.). Одна из плит хранится в Пермском краеведческом музее. По сообщению краеведа Сергея Гринкевича, литые плиты из Свято-Троицкой церкви в селе Кын можно увидеть у порогов домов некоторых жителей. На старинном кыновском кладбище сохранились могильные чугунные плиты литья Кыновского завода. Перед храмом и сейчас находится часть церковной чугунной ограды с узорной решёткой, сделанная в Кыновском заводе.
На звоннице колокольни, согласно описи церковных ценностей и имущества Кыновской Свято-Троицкой церкви от 23 декабря 1924 г., располагался Большой медный колокол и Средний колокол — для праздничных звонов, а также Малый колокол — набатный. Для будничных перезвонов имелось ещё пять малых колоколов. В 1936 г. храм был закрыт и все колокола, кроме Малого, отправлены на переплавку. Уцелевший Малый колокол сняли в начале 1980-х г.г. Л.Г. Клячин, бывший тогда председателем сельсовета, передал его в музей Соликамска, чтобы сохранить последний колокол.
Храм вмещал до тысячи богомольцев на праздничных богослужениях, он духовно окормлял не только жителей села Кын, но и все деревни и сёла в округе. Престольный праздник Святой Троицы собирал в селе Кын тысячи и тысячи людей со всех деревень.
Летом проводился крестный ход с иконой Божией Матери от Серебрянской церкви (село Серебрянка), икону встречали в селе Кын. Крестный ход собирал жителей окрестных деревень на всём пути в тридцать вёрст! Одним из наиболее почитаемых святых горнозаводского Урала был праведный Симеон Верхотурский. Почитаем он был и в Кыновском заводе. Культ труда в жизнеописании Симеона Верхотурского был созвучен неписаным правилам жизни кыновлян. Сохранились воспоминания о чудесных спасениях с помощью Симеона Верхотурского в Кыну! Так, в 1828 г. рабочий Агапий Рачёв шёл в сумерках из дома в завод по мосткам через плотину, а из-за сильных дождей были открыты шлюзы. В грохоте падающей воды и темноте он упал в самое опасное место, где глубина пруда была более трёх саженей. Вода неминуемо должна была увлечь его в проход плотины на верную смерть. Агапий молился, звал на помощь святого Николая Угодника и праведного Симеона Верхотурского – и неожиданно в его руках оказалась одна из балок, которые поддерживали мост! На какое-то время этого хватило, чтобы удержаться в воде. Однако силы уже оставляли Агапия, руки коченели… Рабочий внутренне молился, обещал сходить в Верхотурье на поклонение святым мощам праведного Симеона. Вдруг — прибежали люди и вытащили Агапия на берег. Через шесть лет, в 1834 г., тяжело заболел Матфей – сын Агапия. В забытьи к Матфею явился праведный Симеон и напомнил об обещании, данном ему. Вскоре после этого болящий чудесным образом исцелился и сходил на поклонение в Верхотурский монастырь…
При Троицком храме основали церковно-приходское попечительство и церковно-приходскую школу. Церковно-приходские школы открывались не только в селе Кын, но и в соседних деревнях. Например, в деревне Мягкий Кын школа была открыта 19 февраля 1896 г. В 1897 г. в селе Кын при храме открылся приют для детей-сирот. Самому старшему ребенку тогда было 13 лет, а младшему – 4 года. Основатели приюта главной своей задачей считали создать атмосферу «домашнего обихода».
История уничтожения храма после революции – отдельная тема. Но даже на заседании расширенного президиума Кыновского сельсовета с партгруппой (Протокол №22 от 15.06.1936) за закрытие Троицкого храма в селе Кын проголосовало 238 человек, а 76 (почти треть партактива!!!) – были против! Несмотря на то, что машина ГУЛАГа уже работала во всю мощь, и на то, что каждый коммунист, сочувствующий храму, будет рассмотрен в НКВД как первый кандидат в лагеря, — несмотря на это люди пытались спасти храм.
И храм выстоял вопреки смутным временам. В 1990-х г.г. инициативу сельчан о восстановлении храма поддержал краевед В.В. Соломин, основатель Кыновского музея. Верующие села создали церковную «десятку», зарегистрировали Кыновской приход. Были и сборы народных денег, и помощь от Лысьвенского металлургического завода, Кыновского леспромхоза. В 2008 г. отдел охраны памятников культуры администрации Пермского края выделил 880 000 рублей на консервацию церкви. Была возведена временная кровля с рубероидным покрытием и закрыты оконные проемы. В храме установлены новые двери, заменяются окна. А в 2010 г. случилось настоящее чудо — Малый колокол был возвращён из Соликамского музея Свято-Троицкому храму и водружён на своё исконное место! С 2014 г. на реставрации находится шатёр колокольни, обустроен лесами.
По материалам: исследование Е.В. Шабуровой «Из истории Свято-Троицкой церкви завода Кын», Народная энциклопедия Лысьвы; статья краеведа Сергея Гринкевича в газете «Искра» от 17.06.2008; http://www.aziko.ru/ural-sights-marshruty/articles_items/puteshestvie-v-selo-kyn-khram-svyatoy-troitsy