Квашенки. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Преображения Господня с приделами Владимирской Божьей Матери и Святителя Николая. Построена в 1836г. в стиле классицизма. Была закрыта в 1930-е гг. В 1996г. передана Патриархии в плохом состоянии. Реставрируется.

В Кашинской переписной книге за 1678 год написано: «за боярином и дружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово, деревня Квашенки, а в ней крестьян…» Первая церковь в Квашенках построена в ХVIII веке, о чем свидетельствует клировая ведомость за 1796 год: «в с. Спасское, что на Квашенках ц. Преображения с приделом Владимирской [иконы] Божией Матери деревянная, построенная в 1736 г., в приходе пять деревень…». В 1781 году село принадлежало княжне Клеопатре Михайловне Юсуповой, в 1855-м — майорше Прасковье Васильевне Щербачевой. По данным Добровольского каменная церковь построена в 1836 году, причем основной престол освящен в честь Преображения Господня, а два других – в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая. Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 год сказано, что «в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная». Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку трапезная часть храма перестраивалась. В историко-статистическом описании Калязинского уезда указано, что в селе сильно развит скорняжный промысел.
Из архивных материалов известно, что 29 апреля 1922 году в храм приезжала комиссия по изъятию церковных ценностей. Во время изъятия выяснилось, что часть церковной утвари сокрыта. По требованию комиссии часть сокрытого была предъявлена ей. В конце работы комиссии в храм вошли верующие с просьбой оставить часть изъятого. Священник Ростислав Голиков призвал верующих успокоиться, но в это время кто-то стал бить в набат, после чего вокруг храма собралось множество людей. Когда комиссия выходила из храма, на них стали сыпаться обвинения, а затем в них полетели камни и палки, в результате чего одному члену комиссии было причинено ранение головы. За сопротивление властям и сокрытие ценностей на священника и церковный актив 22 декабря 1922 года было заведено уголовное дело, которое в апреле 1923 года было передано в Московский губернский суд. Дальнейшая судьба обвиняемых неизвестна. После закрытия церкви в начале 1941 года было разрушено завершение храма — верхняя часть колокольни и главка, венчавшая ротонду купольной части, были сняты кресты. Позже с южной стороны трапезной сооружена глухая кирпичная перегородка, разделившая здание на два помещения, из которых в западном располагался гараж, а в восточном — склад минеральных удобрений. Западные окна южной стороны были превращены в ворота гаража. В трапезной в 1978 году построена кирпичная стена на уровне восточных столбов.
В 1996 году при храме Преображения возникла и была зарегистрирована церковная община. В настоящее время службы совершаются во временном помещении двухэтажного каменного здания, где до этого размещались мастерские фирмы «Юность».
 Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым

Приходская церковь, выстроена на средства прихожан — помещичьих крестьян в 1836 году в стиле позднего классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Односветный четверик церкви увенчан широкой световой ротондой. С востока к нему примыкает полукруглый алтарь, с запада обширная трапезная. Боковые фасады четверика украшены четырехколонными портиками. Колокольня состоит из трёх убывающих по высоте кубических ярусов, украшенных колоннами. Главный престол Преображенский, в трапезной, видимо, были два придела. Внутреннее убранство в основном утрачено. Возвращена верующим в 1996 в тяжёлом состоянии, регулярные богослужения и активные восстановительные работы не начаты.

Из архивных и печатных материалов Тверского областного архива следует, что в селе «Спасское (иногда — Спac) Квашонки тож», которое в первой половине XVIII века находилось в Кашинском уезде, Белгородском стане, затем в Калязинском уезде, «церковь Преображения Господня существует исстари». Таким образом, пока дату первоначального возникновения храма в этом селе установить не удалось. Но точно можно предполагать, что церковь в этом селе существовала уже во второй половине XVII века, если не ранее.
В одном из документов Тверской духовной консистории нам удалось найти из сведений за 1736 год, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х годов XVIII в. и в 1734 году было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 году местного помещика лейб-гвардии капитана-поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 г. Службу в ней вел священник Иван Никитин с причтом, затем его сменил Епифан Иванов. Священнослужители церкви имели 75 десятин пашенной и сенокосной земли. Церковный приход составляли 84 двора, в которых жили 358 душ мужского пола, да еще к приходу относились 89 дворов казенных (государственных) крестьян, в которых было около 180 душ. Из других сведений известно, что в 1824 году священником этой церкви был Иван Васильев, а в 1837 году — Василий Иванов Крестников.
В «Тверском епархиальном статистическом сборнике», изданном в 1901 году в Твери, есть сведения о том, что в 1836 году в селе Спасское-Квашонки была построена уже каменная трехпрестольная церковь: в холодной половине — Преображения Господня, а в теплой — два престола: Владимирской Божией Матери и Святого Николая. Церковная усадьба составляла 3 десятины земли, на которой, кроме храма, была еще деревянная церковная сторожка (вероятнее всего, эта построенная в 1836 году каменная церковь и сохранилась до настоящего времени).
Священником в церкви с 1883 года был Николай Николаевич Белюстин, 42-х лет, являвшийся одновременно законоучителем вземском училище села. (Замечу, что фамилия Белюстины фигурирует в истории Калязинского уезда).
В приход церкви в начале XX века входили: с. Спасское-Квашонки — 86 дворов, 236 жителей мужского и 266 женского пола и жители деревень: Соцково (ныне Соцкое), Сменки, Желдыбино, Некрасово, Волкуша, Моклыгино, Дулово и Мякишево: всего 330 дворов.
Чертежи этого церковного здания пока не найдены, возможно, они и не сохранились.
В. Чернышов, кандидат исторических наук, г. Тверь. Источники: Государственный архив Тверской области (ГATО), фонд 160 (Тверская духовная консистория) опись 8, дело № 2580, листы 1-8 и дело № 2608, листы 2-11.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?