КУЗНЕЦОВО, ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ КАЗАНСКАЯ И УСПЕНИЯ, кон. 18 — нач. 19 в. Среди широких, окружающих село полей уже издали видна высокая колокольня; однако полностью комплекс раскрывается на центральной площади села. Первоначально здесь по заказу воеводы Д.С. Змиева в 1636 г. была построена деревянная Успенская церковь. В 1775 г. возвели кирпичную теплую Казанскую церковь с оградой, а в 1810 — 11 гг. — также кирпичную холодную церковь Успения. Территория комплекса вытянута вдоль площади, образованной широкой улицей села. Казанская церковь, стоящая к востоку от Успенской, несколько отступает вглубь от дороги и обнесена низкой каменной оградой с двумя воротами и калиткой. Территорию комплекса с церквами и кладбищем с юго-востока огибает небольшой сельский пруд.
Церковь Казанская — скромный образец сельского храма, выполненного в традициях 17 в. с использованием деталей нарышкинского барокко. Фасады побелены по кладке. В 19 в. некоторые детали убранства были стесаны, а в 20 в. уничтожены алтарная апсида и притвор; часть проемов в ходе ремонта 1980-х гг. заложена. В объемной композиции доминирующая роль принадлежит двусветному пятиглавому четверику, несколько растянутому в поперечном направлении. С запада к нему примыкает пониженная, близкая по площади трапезная. Проемы на боковых фасадах четверика расположены по двум осям, ярусы света разделены пояском. Углы первого яруса отмечены плоскими огибающими лопатками, второго — пучками тройных колонок. Первоначальные арочные проемы окон в обрамлении наличников с разорванным фронтоном сохранились во втором ярусе северного фасада. Цилиндрические барабаны луковичных глав охватывают аркатурно-колончатые пояса. Стены завершает широкий фриз с полукружиями декоративных кокошников. Четверик перекрыт четырехлотковым сомкнутым сводом, трапезная — коробовым. В восточной стене сохранились три заложенных арочных проема в алтарь. В своде уцелели небольшие фрагменты масляной живописи кон. 19 в.
Церковь Успения. Крупные объемы храма отражают характерную для местной архитектуры привязанность к традиционным формам 17 и 18 вв. К почти кубическому двусветному четверику, завершенному широко расставленным на четырехскатной кровле пятиглавием, примыкает сильно пониженный прямоугольный алтарь с полукруглой апсидой в центре восточной стены. Короткая трапезная также низкая, к ее западному фасаду примыкает высокий столп шатровой колокольни. В строгой трехосевой композиции главного южного фасада четверика центральная ось выделена массивным портиком крыльца. Окна обоих ярусов объединены продолжением вертикалей рамочных наличников с лучковыми сандриками над верхними проемами. По рисунку к этим сандрикам близки дуги раздвинутых кокошников венчающего фриза, однако оси их не совпадают. Над нижними проемами выделены прямоугольные филенки. Углы всех объемов отмечены огибающими лопатками с раскрепованными над ними уступами карнизов. Граненые барабаны глав (центральный — световой) обработаны арочными нишками, поясками и дентикулами. Колокольня декорирована более изобретательно. Нижний четвериковый ярус с широкими арками входов отмечен фронтонными портиками с тройными колоннами на углах. Высокий восьмигранный столп колокольни, вертикализм которого подчеркнут парными узкими лопатками на углах, расчленяют пояски, а на гранях помещены ромбические, квадратные и фигурные филенки. Арки звона имеют лучковые перемычки небольшого подъема. Основание шатра над ними обработано барочными филенками. Грани прорезаны тремя рядами слухов в наличниках. Внутреннее пространство четверика перекрыто четырехлотковым сводом со световым кольцом в центре, алтарная часть — поперечным цилиндрическим, переходящим в конху апсиды, трапезная — полулотковым. В западных углах трапезной сохранились печи, облицованные белым кафелем. Клеевая роспись сер. 19 в. записана в 1977 г. с грубым искажением стиля и колорита. Расположение композиций в четверике характерно для 19 в.: в своде — «Новозаветная Троица» и ангелы, на южной и северной стенах — евангельские сцены, написанные в два яруса. Один из них занимает простенки верхних окон, другой — стену между верхними и нижними окнами. Над арочным проемом западной стены помещена наиболее крупная композиция — «Успение». Росписи трапезной были представлены большой, архаичной для своего времени композицией «Страшный суд», от которой сохранились фрагменты. Трехъярусный пятичиновой иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в. Отличается плоскостной композицией и известной сухостью сквозной резьбы, повторяющей барочные формы. Ярусы разделены слабо крепованными антаблементами с широкими фризами (в верхнем и нижнем из них — по два ряда икон). Иконы нижнего яруса разделены массивными витыми колонками. Центральная ось над царскими вратами подчеркнута крупными иконами в окладах. В завершении помещено скульптурное «Распятие», по сторонам которого — две круглые иконы в резных картушах в духе барокко 2-й пол. 18 в. Фон окрашен в белый цвет, резьба позолочена. Иконы палехского и холуйского письма современны иконостасу. В основном объеме сохранились барочный киот кон. 18 в. и сень кон. 19 в.; в трапезной — две деревянные скульптуры 1-й пол. 18 в.: «Христос в темнице» и «Глава Иоанна Предтечи».
Ограда состоит из невысокой кирпичной стенки, расчлененной широкими столбами с двускатным покрытием, и закрепленной между ними решетки (вокруг Успенской церкви). В ограде прорезаны двое ворот перед южными фасадами цер¬квей и небольшая калитка между ними, на повороте ограды перед прудом. Столбы обработаны прямоугольными филенками и фронтончиками. Лучше сохранились ворота перед церковью Успения: высокую арку въезда, обрамленную пилястровым портиком с наложенным на аттик крупным фронтоном, фланкируют пониженные стенки с прямоугольными проемами калиток, также под треугольными фронтонами. Центральный фронтон над проездной аркой имеет небольшой киот и завершен фигурной двухчастной главкой. В проемах сохранились железные решетки ворот и калиток нач. 20 в. Калитка на повороте ограды ниже боковых калиток ворот. Ее пилоны обработаны филенками, в завершении — треугольный фронтон.
Борисов, 1859; Топография и статистика.., 1879, № 18, с. 2; Березин, Добронравов, 1898, с. 62-63; ГАИО. Ф. 862. Оп.1. Д. 31. Л. 51; Ф. 863. Оп. 1. Д. 23. Л.58. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», с. 607-610
Прежде в церкви находилась Чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери. До революции на колокольне находился колокол 3.5 пуда, пожертвованный основателем церкви (Д.С. Змиевым) в 1635 г. Богослужения в церкви прерывались в годы Великой Отечественной войны. Всего в Шуе и Шуйском районе в советское время (после массового закрытия в 1930-х гг. и до «возрождения» в 90-х гг.) работали только три церкви — в Мельничном, Кузнецове и Дроздове. В Кузнецово после революции служил священником протоиерей Феодор Лебедев. В 1933 г. был арестован, два месяца отбывал наказание, потом вернулся и продолжал службу, в 1937-м снова арестован и расстрелян. Реабилитирован 22 апреля 1959 г. Архиерейским собором 2000 г. причислен к лику святых.
Село Кузнецово находится в 7 верстах от уездного города Шуи и в 100 верстах от Владимира. Церковь Успения Божией Матери в селе Кузнецове основана в 30-х гг. XVII ст. помещиком Даниилом Семеновичем Змиевым. В новопостроенную церковь г. Змиев пожертвовал колокол весом 3,5 пуда, сохраняющийся до настоящего времени, а на содержание причта из своих земельных и лесных дач отмежевал 77 десятин леса и 16 дес. 1986 кв. саж. пахотной земли. В XVII-XVIII ст. церковь зданием была деревянная.
В 1811 г., вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви, усердием прихожан построена каменная пятиглавая церковь с каменною же колокольнею. Престолов в церкви два: главный – в честь Успения Божией Матери и придельный – во имя св. и чудотв. Николая. При Успенской церкви имеется теплая церковь, каменная же, с одним престолом – в честь Казанской иконы Божией Матери; построена в 1775 г. усердием прихожан. Колокольня и ограда каменные. Из св. икон особенно почитаема прихожанами Иерусалимская икона Божией Матери, чтимая за чудотворную. Копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г., хранятся в целости; опись церковного имущества составлена в 1895 г. и хранится в церкви.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает 995 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход: село и деревни: Вихорево, Кудрино, Иванцово, Тепляково, Авдеево, Михалево, Новинки, Спасцово и Березники, расстоянием от церкви не далее 6 верст. Всех дворов в приходе 240, душ муж. пола 960 и жен. 1152 души. С 1886 г. в селе существует церковно-приходская школа.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.
Казанский мужской монастырь в селе Кузнецово – единственный в Шуйском районе, не имевших исторических предшественников. Село Кузнецово, называемое «при колодцах», находится в семи верстах от Шуи. В старину село принадлежало Шуйскому воеводе Даниилу Семеновичу Змееву. Деревянная однокупольная церковь в честь Успения Богородицы была основана в 1630-х гг., а в 1811 г. на месте обветшавшей деревянной был выстроен ныне существующий каменный пятиглавый Успенский храм с приделом во имя святителя Николая и шатровой колокольней. В 1775 г. рядом с Успенским храмом была построена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. К приходу было приписано 240 дворов, с числом прихожан около 2000 человек. С 1886 г. в селе существовала церковно-приходская школа. Среди святынь особенно почиталась Иерусалимская икона Богоматери.
Успенский храм в советское время не закрывался и не подвергся разрушению. Богослужения на приходе прерывались только во время войны. В Кузнецово после революции служил протоиерей Феодор Лебедев, расстрелянный в 1937 г. и прославленный как новомученик. В 1961 г. Казанская церковь была частично разрушена и превращена в зернохранилище.
После проведенной реставрации Успенский храм был освящен 20 апреля 1991 г. архиепископом Амвросием. В 1990-х гг. при храме образовалась монашеская община, и в 1998 г. по указу Священного Синода в селе Кузнецово был зарегистрирован новый Успенско-Казанский мужской монастырь Шуйского района. В декабре 2011 г. по благословению епископа Иосифа монастырь был переименован и стал называться «Казанский мужской монастырь». В монастыре проводятся строительные и реставрационные работы, построен братский корпус. К монастырю приписано два подворья – храм пророка Илии в Шуе и монастырь Архангельское подворье в селе Красноармейское. Казанский монастырь окормляет женскую монашескую общину в деревне Большие Дворишки.
http://kuznetsovo.cerkov.ru/
Казанский мужской монастырь в селе Кузнецово — единственный в Шуйском районе, не имевший исторических предшественников. Село Кузнецово, называемое «при колодцах», находится в 7 верстах от Шуи, на старинном тракте, ведущем в старинные населённые пункты: Васильевское, Парское, Родники, Лух… В ХVII веке село принадлежало Шуйскому воеводе Даниилу Семёновичу Змееву. Первая деревянная церковь появилась здесь ещё в 1630-х годах. Престол её был посвящён Успению Богородицы. В 1811 году на месте обветшавшей деревянной церкви был выстроен ныне существующий каменный пятиглавый Успенский храм с приделом во имя святителя Николая и шатровой колокольней.
Крупные объёмы сохранившегося до наших дней храма отражают характерную для местной архитектуры привязанность к традиционным формам ХVIII века (типичные церкви встречаются на территории Ивановской, Костромской и на севере Ярославской области). К кубическому двусветному четверику, завершённому широко расставленным на четырёхскатной кровле пятиглавием, примыкает с восточной стороны сильно пониженная прямоугольная апсида, а с западной стороны короткая низкая трапезная соединяет основной объём с высоким столпом шатровой колокольни. В западных углах трапезной сохранились старинные печи, облицованные белым кафелем. Сохранилась роспись, последний раз она переписывалась в 1977 году, с грубыми нарушениями первоначального замысла.
В 1775 году рядом с Успенским храмом была выстроена каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Это скромный образец сельского храма, выполненного в традициях ХVII века с использованием деталей нарышкинского барокко. Этот храм претерпел значительные утраты в ХIХ и ХХ веках: так в ХIХ веке некоторые детали наружного убранства были стесаны, а в ходе ремонтных работ в 1980-х годах часть проёмов, ведущих в алтарную часть, были просто-напросто заложены. Главки пятиглавия были покрыты тонким оцинкованным железом (в 2013 году их заменили на позолоченные). Храмы окружены невысокой кирпичной оградой. В церковной ограде сделаны двое ворот перед южными фасадами храмов и небольшая калитка между ними, выходящая к сельскому пруду. К Кузнецовскому приходу до революции было приписано 240 дворов с числом прихожан около 2000 человек. С 1886 года в селе существовала церковно-приходская школа.
Среди кузнецовских святынь особенно почиталась Иерусалимская икона Богоматери. До революции на колокольне находился старинный колокол весом в 3,5 пуда, пожертвованный основателем ещё деревянной церкви Д.С. Змеевым в 1635 году. Успенский храм в советское время не закрывался и не подвергался разрушению. Богослужения на приходе прерывались только во время Великой Отечественной войны. В Кузнецове после революции служил протоиерей Фёдор Лебедев, растрелянный в 1937 году и прославленный как новомученик.
В 1961 году Казанская церковь была превращена в зернохранилище, причём алтарная часть зачем-то была разрушена и заложена кирпичом. Монашеская община начала складываться при Успенской церкви ещё в 1990-х годах. После проведённой реставрации Успенский храм был заново освящён 20 апреля 1991 года архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием. Казанская церковь возвращена приходу в 1991 году, освящена 20 апреля 1991 года. В начале 1998 года к Казанскому храму был пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и проведена капитальная реставрация с восстановлением алтарной апсиды.
Освящение Казанской церкви состоялось 18 мая 1998 года Владыкой Амвросием. Чуть раньше, в апреле тогоже года, по ходатайству Преосвященного Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия о преобразовании монашеской общины в монастырь, на заседании Священного Синода было принято постановление благословить открыть на базе двух кузнецовских храмов, Успенско-Казанского мужского монастыря в с. Кузнецово Шуйского района. Совсем недавно в храмах проведены реставрационные работы, построен братский корпус, отремонтированы кельи в монастырских домах, проведена газификация. Всего в монастыре числится 8 монахов. В декабре 2011 года по благословению епископа Иосифа монастырь переименован и стал называться «Казанский мужской монастырь».
С сайта: monasterium.ru/Казанский мужской монастырь в с. Кузнецово/Монастырский вестник