Каменный храм во имя апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово был построен в 1876 году на средства прихожан. Он имел два престола: главный — во имя апостолов Петра и Павла и второй — в честь Богоявления Господня.
Церковь, словно сказочный терем, построена в традициях старинной русской церковной архитектуры. Четверик венчает широко расставленное пятиглавие с глухими барабанами. Красивого рисунка купола венчают ажурные кресты. Легкая шатровая колокольня вырастает из трапезной церкви. Особенно оригинально решен переход от восьмерика к шатру на колокольне. Симфония круглых и треугольных кокошников окружает основание шатра. Раскраска храма в три основных цвета — бордовый,
белый и зеленый — усиливает впечатление праздничности и нарядности храма.В конце 30-х годов храм в с.Кузнецово был закрыт. В конце Великой Отечественной войны церковь св. апостолов Петра и Павла становится вновь действующей. с сайта
http://mari.eparhia.ru/churches/village/gm/kuznetsovo/
История следующего самостоятельного прихода в с. Кузнецово начинается в 1740-ые гг. (в источниках указываются две даты: 1742 и 1748 гг.), когда здесь была выстроена деревянная церковь во имя Богоявления Господня.
К 1840-ым гг. старый деревянный храм пришел в ветхость. О ветхом состоянии ежегодно с 1840 по 1845 гг. докладывал в палату государственных имуществ через Казанскую духовную консисторию благочинный Козьмодемьянского уезда с. Чермышево священник Михаил Кроковский. До решения вопроса о строительстве нового храма обсуждался вопрос о поправке деревянной церкви по неимению средств у прихожан. Затяжная переписка принесла плоды лишь в 1846 г., когда в Кузнецово прибыл инженер палаты господин Плен и сделал вывод о крайней ветхости деревянной церкви и непригодной к поправке, а освидетельствование инженера утвердила Казанская духовная консистория указом от 9 июля 1846 года. Но даже к 1862 г. дело не получило продолжения, а местный священник Михаил Абашев путем личного усердия поддерживал ветхий храм с. Кузнецово еще более 15 лет.
Дело о постройке нового храма началось 3 июня 1864 г., когда на общем собрании был составлен общественный приговор. Согласно приговору с каждой ревизской души мужского пола ежегодно, начиная с 1864 г., и до постройки храма, взымается 50 копеек серебром. Проект нового храма составил Казанской палаты государственных имуществ гражданский инженер Плен. В конце 1867 г. из строительного отделения в консисторию был доставлен проект и смета общей суммой в 11756 руб. 71 коп. на построение нового храма. Однако в сопроводительных документах отмечалось, что новый храм предполагается к постройке в с. Ульялы (Юлъялы), но не в с. Кузнецово.
За неимением такой крупной суммы у прихода с. Кузнецово судьба самостоятельного прихода могла на этом завершиться, но на общем собрании было принято следующее решение: а) 5701 руб. 60 ½ коп. пожертвовать из мирского капитала (накопленного ранее лично жителями); б) 2514 руб. 71 коп. собрать в 1864-1867 годах. Недостающую сумму собрать путем доброхотных пожертвований, а судьбу расположения храма отдать на определение архиепископу Казанскому и Свияжскому, который своим указом определил, что новый храм будет построен в с. Кузнецово.
Нехватка средств на возведение храма подтолкнула прихожан к просьбе о выдаче сборной кружки. В 1865 г. право собирать доброхотные пожертвования было данокрестьянам д. Бол. Юлъялы Михаилу Ермолову и крестьянину д. Просто Кузнецово Николаю Гаврилову.
С наступлением 1868 г. планировалось начать сооружение храма, но необходимо было получить соответствующее разрешение. С этой целью было собрано общее собрание прихожан, которые постановили следующее: «1868 года января 6 дня мы[,] нижеподписавшиеся государственные крестьяне, прихожане с. Кузнецово[,] будучи при Богоявленской с. Кузнецово церкви[,] в общем собрании членов приходского попечительства, выслушав предложения попечителя, местного священника Василия Дмитриева о необходимости постройки в нашем селе Кузнецово нового двухпридельногокаменного храма, вместо весьма такового ветхого деревянного храма, существующего от основания более 119 лет, и[,] приняв во внимание не имение у нас[,] прихожан, достаточных денежных средств на начатие построения оного храма, согласно 5 статьи высочайше утвержденного положения 2 августа 1864 г. о приходских попечительства при православных церквях, общим голосом собрания прихожан и членов попечителей, для ходатайства по постройке у нас нового каменного храма, избрать поверенных членов приходского попечительства при нашей церкви государственных из черемис крестьян д. Малой Кузнецовой Мирона Алексеева и д. Просто Кузнецовой Матвея Гаврилова, которые по ходу их обязаны, изготовить планы на новый храм, должны в возможно скорейшем времени испросить у его высокопреосвященства благословение Божие на построение этого храма, а затем приискать благонадежного подрядчика, но не без ведома нашего приступить к заготовлению всех потребных для постройки нового храма материалов в чем дав сего доверие…».
Проект нового каменного храма в с. Кузнецово был утвержден в 1869 г. и летом этого же года состоялась закладка храма. Об этом событии сообщает священник храма с. Кузнецово: «Сегодняшнего числа, т.е. 29 июня, храмовый праздник настоящей нашей церкви, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, у нас с. Кузнецово совершена закладка нового храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а в зимнем – во имя Богоявления Господня. Принимая заложение оного храма, как особенную благодать и милость Божию к нам, да молитв ради святых первоверховных апостолов Петра и Павла распространяется свет веры Христовой в нашем приходе, мы и представители прихожан, члены попечители, испрашиваем у вашего высокопреосвященства архипастырское благословение на благоустроенное ведение и окончание построения оного храма. При заложении храма находились: местный наш отец благочинный, села Шапкилей священник Андрей Ильин Сокольский – соседних сёл: Ильинской пустыни священник Константин Григорьевич Шатьминский, Кожваж священник Павел Александрович Александров и Дмитрий Порфирьевич Черкасов».
Строительный лес на постройку храма (для лесов, опалубки под кладку итд.) шел из Ардинской крестьянской лесной дачи.
Источник: Артур Тумаков «Из истории православных приходов Козьмодемьянского уезда».
К 1875 г. было завершено строительство придельного храма и стоял вопрос об освящении и 9 марта состоялось освящение придельного храма в с. Кузнецово во имя Богоявления Господня в сослужении следующих священников: с. Большой Юнги Василия Воздвиженского, с. Чермышево Андрея Леонова, местного Мирила Крестникова, с. Пернянгаши Иакова Чудовичева, с. Шапкилей Василия Богоявленского, с. Троицкий Посад Василия Дмитриева, с. Кожважи Павла Александрова и с. Чемеево Дмитрия Черкасова. Диаконы были следующие: с. Малого Сундыря Платон Воскресенский, с. ПернянгашиМефодий Лавинский, с. Шапкилей Иоанн Кедров, и с. Карачкино Феодор Кондаратский. Псаломщиков было 8.
К 1877 г. строительство нового каменного храма приближалось к завершению и стоял вопрос о сломе старого деревянного храма т.к. все службы шли с 1875 г. в приделе строящегося храма. 12 июня 1877 г. благочинным Козьмодемьянского уезда, с. Малый Сундырь священником М.А. Рождественским был подан рапорт в Казанскую духовную консисторию с определением судьбы старой деревянной церкви 1748 г. с. Кузнецово во имя Богоявления Господня с приделом во имя святых первоверховныхапостолов Петра и Павла, которая стоит без всякой надобности т.к. в 1875 г. был освящен Богоявленский придел в строящемся каменном храме. В своем рапорте благочинный отметил следующее: «разрешите продать и покупатели же на оную нашлись, прихожане Нижегородской губернии, Васильсурского уезда, села Иваново, которые покупают её на тот же предмет и дают 500 рублей. В деньгах же Богоявленская села Кузнецово церковь крайне нуждается, по делу устройства иконостаса в холодном храме и по неимению во круге храма ограды». На рапорт Казанская духовная консистория 17 июня 1877 г. ответила следующее: «деревянную церковь с. Кузнецово предписать разобрать и уступить её прихожанам села Иванова Васильсурского уезда за 500 рублей».
Возведение храма в Кузнецово шло до 1879 г., вчерне, а окончательно было завершено в 1880 году. 16 июня 1880 г. благочинный протоиерей М. А. Рождественский составил акт свидетельства внутренних работ в холодной церкви, сооруженной во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла следующего содержания: «Иконостас весь вызолочен и состоит из 4 ярусов. В нижнем ярусе, по правую сторону царских врат следующие иконы: Спасителя; на южных дверях святого архистратига Михаила, апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия чудотворца; по левую сторону: иконы Божией Матери, архангела Гавриила, преподобных Антония и Феодосия Печерских и святителя Николая чудотворца. Во втором ярусе, по правую сторону, 6 двунадесятых праздников: Рождество Христово, Богоявление Господне, Сретение Господне, Преображение Господне, Вознесение Господне и Вход Господень в Иерусалим; по левую сторону, остальные 6 праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Её во храм, Благовещение Пресвятой Богородицы, святой Троицы, Успение Богородицы и Воздвижение честного Креста Господня. В третьем ярусе, в средине Воскресение Христово, по правую сторону: апостолы Петр и Иаков, Матфея и Варфоломея, Иуды и Симона, святого Владимира и мученицы Варвары; по левую сторону: апостолов Павла и Филиппа, Фомы, Иакова, Иоанна Богослова, Андрея Первозванного, святой Марии Магдалины и Дмитрия царевича. В четвертом ярусе, в средине, святая Троица; по правую сторону, иконы: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа московских чудотворцев; по левую сторону пророков: Моисея и Илии, преподобных Изосима и Сав[в]атияСоловецких чудотворцев. На самом верху икона Спасителя, а над ним Святой Крест. На правом клиросе киот, на коем изображено три святителя Вселенских: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На левой клиросной киоти изображения святителей Казанских: Гурия, Варсонофия и Германа. За правым клиросом вновь сооружена плащаница. В алтаре престол и жертвенник имеют длину, вышину и ширину определенных правилами церковными. Всех окон вверху 6, внизу 4, в алтаре 3. По сторонам 2 двери. Сосуды церковные, дарохранительница, евангелие и крест ещё не куплены, но к освящению будут готовы. Вообще весь храм к освящению совершенно готов».
Хочется отметить, что иконостас в Петропавловской церкви, по свидетельству М.А. Рождественского, мог бы стать украшением любого храма даже в губернском городе. Помимо этого благочинный в своем рапорте отразил и некоторые стороны личности местного священника: «… А как всё это устроилось старанием местного настоятеля церкви священником Михаила Крестникова, который, по невежеству некоторых прихожан своих, с 1873 по 1879 г., потерпел от них множество личных обид и оскорблений, но как добрый пастырь, всё простил им, всё перенес и довел храм до окончательного устройства его».
Перед освящением храм освидетельствовал младший архитектор штаб-офицер Невинский, который дал положительное заключение. Таким образом храм был принят гражданским ведомством к эксплуатации. Оставалось дело за духовным ведомством, которое вскоре выдало священный антиминс.
Долгожданное освящение Петропавловской церкви с. Кузнецово состоялось 21 июля 1880 года. Из сведений акта освящения храма можно подробнее узнать о данном событии: «Тысяча восемь сот, восемь десятого года, июля 20-го и двадцать первого дня. Во исполнение резолюции его высокопреосвященства высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Казанского и Свияжского, последовавшей от 10-го июля за №865, на прошение священника с. Кузнецово Михаила Крестникова следующего содержания: освящение храма поручить благочинному и выдать антиминс для сего священника, освящение храма совершено в следующем порядке: по прибытии в означенное село местного благочинного, о. протоиерея Троицкой г. Козьмодемьянска церкви Михаила Рождественского, местным настоятелем церкви священником Михаилом Иоанновичем Крестниковым в 6 часов вечера началось всенощное бдение, на литию и величание выходил о. протоиерей со следующими сельскими священниками: означенного села Михаилом Крестниковым, села Малого Сундыря Николаем Евтроповым и Виловатого Врага Венедиктом Степницкимна другой день, 21 дня, в 9 часов утра, было освящение воды, которое совершил о. протоиерей с выше обозначенными священниками и вновь прибывшим селаВладимирского священником Константином Иоанновичем Нечаевым. В 10 часов совершено самое освящение храма, которое окончилось в пол-часа 11. Далее было чтение часов, потом Божественная Литургия, которую совершил о. протоиерей с выше обозначенными священниками. В положенное время было произнесено настоятелем церкви слово: означенной церкви для христиан. По окончании литургии был отправлен молебен апостолам Петру и Павлу. По окончании молебна было сказано многолетие благочестивейшему государю, императору Александру Николаевичу, государю наследнику, государыне наследнице и всему царственному дому, святейшему правительствующему синоду, высокопреосвященнейшемуСергию, архиепископу Казанскому и Свияжскому с его богохранимой паствой, далее произнесена вечная память воблаженной памяти скончавшимся благочестивейшейгосударыне, императрице Марие Александровне и высокопреосвященнейшему Антонию, потом многолетие о. настоятелю церкви и всем прихожанам, участвовавшим в сооружении и украшении храма сего. В заключение торжества был целодневный звон».
Петропавловская церковь с. Кузнецово в 1939 г. была закрыта, но вскоре, после Великой Отечественной войны, в стенах храма вновь зазвучала молитва и храм Божий по сей день является маяком веры Христовой.
Источник: Артур Тумаков «Из истории православных приходов Козьмодемьянского уезда».