Кустодиев vs Мыльников. Чьи купчихи краше?
Борис Кустодиев и Николай Мыльников. Два талантливых художника, которые жили в разное время. У каждого был свой собственный неповторимый художественный язык, стиль, творческая манера. Тем не менее это были времена купеческой знати, хранителей русской традиции, жизни с широким размахом. О кустодиевских купчихах знает, пожалуй, каждый. Тем интереснее увидеть, как другие известные художники изображали женщин, в каких одеждах, обстановке, сравнить авторские приемы и образы купчих в целом.
Николай Дмитриевич Мыльников родился в 1797 году в Ярославле (здесь же ушел из жизни). Его часто называют классиком провинциального купеческого портрета. Отец и дядя Мыльникова были художниками, а сам Николай обучался в «Высшем рисовальном классе» при гимназии в Ярославле. Позже он уехал работать в столицу, где впервые увидел работы таких именитых авторов, как Боровиковский, Кипренский, Тропинин, которые писали несколько иначе нежели художники конца 18 века. Для широкой аудитории и ценителей искусства Мыльникова открыл Сергей Дягилев, организовавший в 1905 году групповую выставку различных авторов, в числе которых был Николай Дмитриевич. И несмотря на то, что он не получил систематического художественного образования, талантливый живописец и портретист создал множество прекрасных работ, которые стали частью собраний крупнейших музеев.
Его купчихи (Прасковья Ивановна Астапова и Александра Карповна Рахманова ) с несколько напряженными лицами, поджатыми губами, без намека на улыбку, настороженным взглядом, явно властные женщины с непростым характером. На них множество украшений, самых разных: бусы, массивные, серьги, кольца чуть ли не на каждом пальце, однако, аксессуары совсем не отвлекают внимание от основного. Даже роскошные шали на плечах и головные уборы меркнут на фоне уверенных лиц и этих глаз, этих пронизывающих взглядов женщин, вызывающих трепет в душе.
Совсем другая у него Надежда Ивановна Соболева. Да, купчиха, да в богатых одеждах: дорогая шаль, платье, кружева, драгоценности, в том числе, красивая брошь на головной повязке — все говорит о высоком социальном статусе модели. При этом лицо ее одухотворенное, мягкий взгляд, она скромна, мила и вполне располагает к себе. Красавица.
Купчихи кисти Бориса Михайловича Кустодиева — чуть ли не отдельное направление в искусстве. Эти образы самые известные и популярные.
Художник родился в 1878 году в Астрахани в семье преподавателя, где часто пели русские народные песни и вообще любили все народное. Он получил образование в духовном училище, потом в семинарии. Уроки рисования Кустодиев брал у художника Власова, в родном городе. А затем Борис отправился в Петербург, где окончил с золотой медалью Академию художеств. Потом были путешествия во Францию, Испанию и окончательно он с женой и сыном поселились в Костромской губернии, прикупив здесь небольшой кусок земли для собственного дома.
Надо понимать, что своих купчих он писал в то время, когда страна переживала не самые простые времена: голод, холод, бедность. Жена художника, например, в эти годы ходила пилить дрова, чтобы подработать. Именно поэтому многие современники Кустодиева находили в его полотнах намек на иронию и даже сатиру, будто автор картин хотел представит карикатуру на купеческое сословие. Но они ошибались. По сути образы купчих, столы, которые ломились от яств, фон и обстановка в целом — тоска художника по былым временам, его боль и ностальгия. Красивые румяные лица женщин, роскошные яркие наряды, пухлые пальцы, украшения, самовары и блюдца, из которых традиционно пили чай, — некая аллегория беспечной, добротной, беззаботной и яркой жизни. Его купчихи с голубыми глазами и спокойным взглядом близки к идеалу народной красоты. Возможно, в душе художник надеялся, что страна еще вернется к прежнему укладу и своим традициям.
А вот, например, образы купчих, созданные неизвестными, но не менее талантливыми художниками (фото №7-9).