Кустодиев Борис Михайлович
«Поэзия», (1908)
Холст, масло 115,5 x 93,5 см
Дом-музей Б.М. Кустодиева, Астрахань
На полотне изображена сцена прогулки по саду мужчины и юной прелестной дамы.
Это Поэт и Муза. Оба молоды, красивы, одеты в богатые старинные одежды. Беседуя, они идут вдоль водоема, за ними парк — деревья, пышно цветущие цветы, белоснежные статуи. Взор уносится вдаль, где среди равнины видны высокие холмы, обрамленные куртинами деревьев. Даже зритель, ничего не знающий об истории создания полотна, отметит явное влияние итальянской живописи, сходство костюмов с полотнами венецианцев эпохи Возрождения. Неудивительно: художник был в Италии, изучал и хорошо знал произведения итальянских мастеров.
Картина была написана для Отто Яковлевича Виблингера. Доверенный фирмы «Каттус» жил в Астрахани с коммерческой целью — скупал икру. Успешный коммерсант, он построил себе дом, собирал коллекцию оружия, ковров, старинных книг и картин, в том числе и астраханских художников. Про свой заказ Виблингер писал Кустодиеву в марте 1907 года так:
Со своей стороны прибавляю, что я только симпатизирую красивому художеству, люблю жизнерадостные сюжеты, живые тоны в красках и надеюсь вполне от Вас получить то, что я люблю и чему радуюсь…
На создание этой картины был оговорен срок в три месяца и обещано вознаграждение в сумме 400 рублей, из которого половина выплачивалась перед началом работы. Виблингер подробно обсуждал в письмах каждую деталь: размер работы, план комнат, освещение, заинтересованно просил прислать «маленький эскиз в точных размерах надлежащими красками на холсте». Чрезмерная педантичность Виблингера в описании будущей картины показалась Борису Михайловичу Кустодиеву оскорбительной. Не желая, чтобы ему диктовали, как и что он должен писать, художник отказался от заказа. Понадобился недюжинный такт Николая Протасова — давнего друга художника, который был посредником в получении этого заказа, — чтобы сгладить конфликт и добиться желаемого результата — создания картины.
После долгой, тянувшейся больше года переписки художник уступил желаниям заказчика и под впечатлением от путешествия написал работу в «итальянском стиле».