Когда речь заходит о художнике Кустодиеве, воображение сразу рисует образы пышногрудых дородных купчих и пёстрых, как расписной платок, масленичных гуляний. Однако Борис Михайлович был не только ярким живописцем. Он рисовал карикатуры и публиковался в революционных журналах.
⠀
В 1905 году художник создал «Вступление». Эта работа создана под впечатлением от декабрьского восстания в Москве того же года. Художник показал сцену подавления мятежа на Пресне, изобразив, как над пожарами и разрушенными домами шествует Смерть. В итоге на страницах журнала «Жупел революции» оказалась вторая версия «Вступления».
⠀
В 1906 году в издании «Адская почта» появилась серия политических карикатур. Лица нарисованных обнажали все пороки стоящих у власти.
⠀
Революцию художник встретил с горячей радостью. К этому времени он уже был прикован к инвалидной коляске — беспокоили сильные боли в правой руке, связанные с болезнью спинного мозга. На события 1917 года Кустодиев смотрел из окна, не имея возможности выйти на улицу. Увиденное он увековечил на холсте, вопреки врачебным запретам — доктора рекомендовали оставить рисование. Результатом трудов стало полотно «27 февраля 1917 года».
⠀
В 1920 году он создал аллегорию «Большевик». Кустодиева манила мысль показать на холсте стихийное начало в большевизме. Но он боялся остаться непонятым, думал, что работу найдут провокацией в адрес действующей власти. Картину приняли, она широко тиражировалась в печати.
⠀
В этом же году Кустодиеву, наконец, посчастливилось выйти из дома — специально для него заказали автомобиль. Он наблюдал празднование II конгресса Коминтерна. Родилась картина «Праздник в честь II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». В конце жизни мастер активно работал над агитационной графикой, иллюстрируя обложки к большевистским журналам. Скончался Кустодиев 26 мая 1927 года от воспаления лёгких.