Кушалино. Храмовый комплекс. Церкви Смоленской иконы Божией Матери и Сошествия Святого Духа.

В приходе были еще церковные здания: деревянный дом для училища, сторожка и сарай. Церковь владела землей усадебной — 1 дес. 847 сажен, полевой — 106 дес. 857 сажен и в пустошах Подкидышево — 51 дес. 1800 сажен. Имелась пасека в 30 ульев.
В начале века здесь служили священник А.С. Кустов, 58 лет, Н.И. Флеров, 27 лет, дьякон А.А. Образцов, 34 лет, псаломщик В.М. Смирнов, 36 лет, и И.М. Голиков, 31 год. Содержание причта: жалование — 221 руб. 75 коп., процент с капитала — 73 руб. 85 коп. и годовой доход — 1250 руб. Прихожане священника А. С. Кустова были в Кушалине и дд. Вельшино, Андреевское, Чернево, Бухлово, Дуловское, в т.ч. военных — 22 двора (91 мужчина и 98 женщин). Кроме этого, из Бежецкого уезда 3астолбской волости верующие дд.Тихарево, Стояново, Юрьево, Дьяково; военных 9 дворов (43 мужчины, 44 женщины). Всего 295 дворов (1163 мужчины и 1342 женщины). У священника Н.И. Флерова прихожане также из Кушалина, д. Найденово, военных — 15 дворов (52 мужчины и 51 женщина); Корчевского уезда дд. Перелоги и Ведново, военных — 17 дворов (65 мужчин, 71 женщина); из Бежецкого уезда Застолбской волости д. Михалево, военных — 2 мужчины и женщина. Всего — 336 дворов, 1241 мужчина, 1396 женщин. Всего в приходах: 631 двор, 2404 мужчины и 2738 женщин. Престольный праздник — Пророка Илии, в народе — Ильин день (2 августа).
Обе церкви (Смоленская и Духовская) являются памятниками архитектуры и истории. Паспорта №№ 1118, 1528 хранятся в комитете по сохранению исторического и культурного наследия администрации Тверской области. В храме был хор певчих, руководило им в течение многих лет поколение регентов Строгановых. Последний — Н.Е. Строганов возглавлял песенный хор в Доме культуры с. Кушалино.
К Кушалинскому приходу была приписана Никольская церковь в пустоши Замки (42 км Бежецкого шоссе), обращенная в часовню с 1851 г. в память бывшего в ХVI в. Николаевского монастыря; в настоящее время утрачена. В с. Ведное — часовня Святого Блаженного князя Александра Невского. На территории округа, в с. Рождество, расположена Христорождественская церковь постройки 1848 г., не работает с 30-х гг. ХХ в., и в д. Волково — Воздвижения Креста Господня, кирпичная, не работает, также требует восстановления.
По материалам книги: Рамешковский район. Населённые пункты. Серия Энциклопедия «Тверская деревня». — Тверь: Издательство «Альба», 2001

Храмовый комплекс в центре села Кушалино состоит из двух храмов – выдающейся и в архитектурном, и в историческом плане церкви Смоленской Иконы Божией Матери (1597 г.) с позднейшей трапезной и колокольней и церкви Сошествия Святого Духа (1847 г.). В селе Кушалино, на его окраине, до Смутного времени находился монастырь Михаила Архангела, однако никаких следов его не сохранилось. В XVI веке здесь была вотчина Симеона Бекбулатовича, «царя Всея Руси» при Иване Грозном.
Смоленская церковь
Смоленская церковь в селе Кушалино была построена в 1597 г. (различные источники называют также 1592 и 1594 гг.). Строителем храма был князь Симеон Бекбулатович, один из виднейших политических деятелей времен Ивана IV Грозного. В летописях он неоднократно упоминается, сначала как касимовский хан Саин-Булат, потомок Чингизидов, а позднее, после принятия крещения – Симеон, Великий Князь Тверской.
Храм был построен, когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе Кушалино в опале после смерти Грозного. О том, как Симеон Бекбулатович оказался в Кушалино и как решил построить храм, говорится в «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и в «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Борис Годунов начал опасаться Великого Князя Тверского, Симеона Бек-Булатовича, «как наивернейшего и усерднейшего почитателя царской священной фамилии». В летописи говорится, что «его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости». Супруга Симеона, Анастасия, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, от перенесенных лишений и тягот удалилась в монастырь и приняла постриг как инокиня Александра. Сам же «царь Всея Руси» «прибегнул в горести душевной к небесной заступнице Пресвятой Богородице» и в честь ее Смоленской иконы воздвиг в своей скромной вотчине замечательную шатровую церковь.
По преданиям, Симеон Бекбулатович Смоленскую церковь строил как свой домовый храм, соединенный переходом с его палатами, а также выстроил в селе еще две деревянные церкви, которые вскоре сгорели. Под Смоленской церковью было устроено большое подвальное помещение, которое Симеон Бекбулатович использовал для молитв и умерщвления плоти. Известно, что опальный Симеон Бекбулатович позднее был сослан и насильно пострижен в Соловецком монастыре, где и скончался; его прах был перевезен в Москву и погребен в Симоновом монастыре рядом с уже умершей супругой.
Смоленская церковь в основном объеме своем сохранилась без изменений. Это шатровая церковь, выстроенная в манере Ивана Грозного, который возвел немало шатровых храмов-памятников во многих городах. Шатер обрамляют белокаменные кокошники, по верху четверика идут украшения-раковины, сходные с декором Архангельского собора в Московском Кремле. Большая просторная трапезная и колокольня с маленьким шатровым завершением были пристроены позднее, сначала в 1799 г. (в 1833г. они были уничтожены пожаром), а потом в 1850-х годах по проекту тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Колокольню украшают кокошники, перекликающиеся с убранством древней части храма.
В документах о храме перечисляются «достопамятные вещи», хранящиеся в нем. Среди них – такие уникальные предметы, как: Св. Евангелие, напечатанное в царствование царя Михаила Федоровича. Животворный напрестольный крест, серебряный с царскими гербами. Св. мощи Св. Максима Блаженного Московского Чудотворца, вложенные в образ его. Письменные акты: храмоданная грамота Преосвященного Силеверста, Митрополита богоспасаемых градов Твери и Кашина. Инструкция поповская Преосвященного Гавриила, Архиепископа Тверского, за собственноручной его подписью. Грамота Петра I, выданная селу Кушалину священникам Иосифу Спиридонову и Алексею Никифорову на владение церковною землею и другие акты из коих видно, что существующая Смоленская Богородицкая церковь построена по вышеуказанному царем и Великим князем Симеоном Бекбулатовичем. Где сейчас все эти ценности – неизвестно.
Храм Смоленской Божией Матери был закрыт в 1930 г., использовался как клуб, практически все интерьеры были уничтожены. Трапезная храма сильно пострадала от пожара. В 1991 г. в нем возобновились богослужения, но состояние интерьеров, мягко говоря, оставляет желать лучшего: полый шатер для утепления пришлось отгородить от основного помещения временным перекрытием, проход в трапезную заложен кирпичом, и у заложенного портала стоит печь, которой едва-едва хватает на то, чтобы протопить сильно уменьшенный объем храма. Все равно в алтаре очень холодно, и когда нет служб, зимой все покрывается инеем. Постоянного священника в Кушалино нет, так как ему никто не может предоставить жилье, поэтому службы проводятся крайне редко — 2 раза в месяц, и к тому же священники меняются постоянно, редко кто задерживается надолго. Нет даже церковного старосты, за храмом следит местная старушка – регулярно протапливает его, открывает во время Великого Поста. Приход маленький, поэтому неудивительно, что постоянного священника найти не удается. Так что пока замечательный храм, к тому же интереснейший памятник истории, находится в очень плачевном состоянии, но заметны некоторые попытки реставрации, поэтому есть надежда, что когда-нибудь церковь предстанет в былом величии и красоте.
Духовская церковь
Святодуховская церковь – православный храм, выстроенный в середине XIX столетия в архитектурном стиле ампир. Закрытый в 1930-х г.г. храм, являющийся памятником архитектуры областного значения, до сих пор не действует.
Село Кушалино издревле славилось православными храмами, один из которых – трёхпрестольный каменный Святодуховский храм – появился в селе в 1842 г. на месте прежней деревянной церкви Пророка Илии. Возведение храма было связано с большим пожаром, случившемся в Кушалино в 1838 г. когда вместе с крестьянскими домами полностью сгорел и Ильинский храм. Спустя год после пожара по прошению кушалинских священников и с благословения архиепископа Тверского Григория (Постникова) в сентябре 1839 г. на месте Ильинского храма была заложена новая каменная церковь.
Для жителей села, потерявших в огне большую часть своего скарба и лишившихся крыш над головами, строительство нового храма оказалось непосильным делом, поэтому они обратились за помощью к церковному старосте. Неутомимый труженик с усердием взялся за богоугодное дело – постоянно ездил как в Тверь, так и в близлежащие помещичьи усадьбы с просьбами о пожертвованиях на возведение Храма Божия, благодаря чему удалось собрать необходимую сумму денег и начать строительные работы. Его горячие призывы о помощи к жителям окрестных сёл и деревень также не остались без ответа – кто помог изготовлением кирпича, кто доставкой леса, кто подвозом к месту строительства необходимых материалов.
Так, всем миром к 1842 г. в Кушалино рядом с древней церковью Смоленской иконы Божьей Матери был выстроен новый живописный трёхпрестольный каменный храм, проект которого составил известный губернский архитектор Иван Фёдорович Львов. Здание церкви, основной четверик которого с трёх сторон оформлен четырёхколонными портиками тосканского ордера и увенчан световой, декорированной пилястрами ротондой, стало ярким образцом стиля ампир и украшением села. Внутреннее оформление храма по пышности и красоте не уступало его фасадам. Вызолоченный резной иконостас, иконы и настенная живопись очень тонко были выполнены тверскими живописцами, а церковная утварь и облачения священников приобретены на пожертвования состоятельных прихожан.
В октябре 1847 г. архиепископом Тверским Григорием (Постниковым) вместе с протоиереем кафедрального собора Твери Иоанном Ловягиным был совершён чин освящения главного престола в честь Сошествия Святого Духа, а в октябре 1850 г. архиепископом Тверским Гавриилом (Розановым), сменившим на митрополичьей кафедре преосвященного Григория, был освящён боковой придел во имя Илии Пророка. Лишь о годе освящения придела во имя святителя Николая Чудотворца никаких сведений не сохранилось, поскольку к 1850 г. не был готов его иконостас, а позднее, видимо, уже никто не удосужился задокументировать это событие.
К началу XX столетия в Святодуховском храме служили священник, дьякон и псаломщик, а его прихожанами, равно как и Смоленской церкви, были жители Кушалино и окрестных деревень. В начале 1930-х гг. Святодуховскую церковь закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а здание долгие годы использовали для хозяйственных нужд. В 1932–1933 г.г., благодаря проведённым реставратором С. С. Чижовым исследованиям архитектурного ансамбля двух церквей, они были классифицированы им как памятники истории и археологии, что в дальнейшем спасло здания от полного разрушения. А уже в послевоенные годы этот статус был подтверждён документально – на оба храма были заведены паспорта, в настоящее время хранящиеся в Тверской областной администрации.
С возрождением церковной жизни в начале 1990-х г.г. храмовый ансамбль Святодуховской и Смоленской церквей передали в ведение Бежецкой епархии, но если для реставрации церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы были выделены хоть какие-то деньги, то для Святодуховского храма их до сих пор не нашлось. В настоящее время церковь Сошествия Святого Духа не действует, но выросшие вокруг храмовой ротонды строительные леса позволяют надеяться, что когда-нибудь Святодуховский храм откроет свои двери для прихожан.
К храмовому комплексу также относится каменный церковный дом, предположительно относящийся к XIX в. Просторный одноэтажный дом внушительной архитектуры, декорирован в стиле классицизма.
Жители Кушалино очень надеются на финансовую помощь всех неравнодушных к судьбе уникального памятника истории и архитектуры XVI столетия людей.
https://geocaching.su/?pn=101&cid=18873; http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-soshestviya-svyatogo-dyha-kyshalino

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?